Рубрики

“Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT”: газовая атака

14:54 03-06-2011

Этот коммерческий автомобиль, способный работать на бензине и на сжатом природном газе, весьма экономичен, но не слишком тяговит…

“Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT” в роли маршрутки

Этот коммерческий автомобиль, способный работать на бензине и на сжатом природном газе, весьма экономичен, но не слишком тяговит...

БИТОПЛИВНЫЙ “Sprinter” мы уже тестировали – тогда был закрытый грузовой фургон (см. “Клаксон” № 16 ’2010). А теперь возвращаемся к штутгартской газобензиновой теме уже на примере пассажирского варианта. Кроме того – и это, пожалуй, главное – у него другая трансмиссия, нежели у фургона. Вместо шестиступенчатой “механики” – альтернативный пятиступенчатый “автомат”. Как выяснилось в процессе нашего теста, это очень серьезное обстоятельство, способное кардинально повлиять на восприятие автомобиля пользователем. Который при знакомстве с “Спринтером” может усомниться: а так ли уж нужен “автомат” газовой машине?..

Жизненное пространство

ПЕРВЫМ делом проверим, насколько установка газового оборудования изменила компоновку автомобиля. Известны случаи, когда громоздкие тяжелые баллоны съедают столько багажного пространства и настолько уменьшают грузоподъемность, что автомобиль, можно сказать, преимущественно возит сам себя. А как с этим у штутгартской модели?

Газовая силовая установка теперь сочетается и с пятиступенчатым “автоматом”.

Обе горловины ради удобства заправки спрятаны
за одним лючком.

Установка газового оборудования на “Sprinter” увеличивает снаряженную массу автомобиля на 185 кг при трех штатных баллонах и еще на 150 кг – при трех дополнительных. Соответственно на столько же уменьшается грузоподъемность. Мне кажется, для пассажирской модификации это не очень актуально, тем более при исключительно малом количестве посадочных мест. Машина (чтобы уложиться в категорию “B”) рассчитана всего лишь на девять человек, включая водителя. Навряд ли они своим весом выберут весь запас возможной загрузки – на борт можно принимать 1.185 кг.

А как насчет ущерба полезному объему? Да ровным счетом ничего. Это ведь вагон со средней для “Спринтеров” длиной колесной базы и высокой крышей, а значит, никак не меньше десяти кубов. Попробуй-ка, отъешь у такого объема так, чтобы это доставляло неудобство. А фокус в том, что здесь ничего и не отъедено: баллоны упрятаны под кузов, причем так, что пол салона совсем не поднят и клиренс сохранен. Правда, три штатные баллона, упакованные под задний свес машины, выселили оттуда запаску, причем навсегда – она в комлектации вообще не предусмотрена. А на случай прокола к вашим услугам шинный ремкомплект, размещенный под передним правым сиденьем. Впрочем, в “нашей” машине запаска все-таки обнаружилась: ее нештатно засунули за задний ряд кресел – так, на всякий пожарный...

Чтобы “Sprinter” попадал под категорию “B”, внутри установили только семь кресел,
хотя поместилось бы и больше.

Открываю боковую сдвижную дверь и вхожу (не влезаю, а именно вхожу) в просторный салон, в котором даже очень рослые люди могут стоять в полный рост и свободно ходить, не задевая “мебель”. Ее тут всего-то – семь кресел.

Сюда бы “механику”...

НАЛИЧИЕ аббревиатуры NGT (“Natural Gaz Technology”) в названии автомобиля не означает, что он полностью газовый. На самом деле он битопливный, то есть может работать как на сжатом природном газе (метане), так и на бензине. Машина оснащена четырехцилиндровым мотором, у которого с рабочего объема 1,8 л снимается 156 “лошадей” при 5.000 об/мин и 240 Нм крутящего момента в диапазоне 3.000-4.000 оборотов. Сразу скажу, что мощностные и тяговые способности этого мотора применительно к столь большой машине довольно-таки скромные. Возможностей двигателя в общем и целом хватает, но не более того – почти впритык, без хорошего запаса. Что же касается пробега на одной заправке, то тут картина существенно ярче. В зависимости от укомплектованности машины газовыми баллонами (с бензином, понятно, константа – бак на 100 л) суммарный ее пробег на обоих видах топлива может варьироваться от 870 до 1.140 км, из которых на газовую составляющую может приходиться от 200 до 470 км. Тут ключевое слово – “может”: конкретный пробег зависит не только от количества газа на борту, но и в очень большой степени от качества топлива, дороги, климата, мастерства водителя... Но в любом случае запас хода очень недурен, согласитесь.

Завожу мотор в бензиновом режиме (так рекомендуют, но, впрочем, не настаивают специалисты), потом, покатавшись некоторое время, перевожу его на газ нажатием кнопки на панели. Сам момент перехода с режима на режим как в одну, так и другую сторону совершенно незаметен, никаких рывков или затыков не ощущается, потому что мотор перестраивается не сразу весь, а поцилиндрово.

Одно из главных достоинств этого двигателя – способность выдавать одинаковые мощностные и тяговые характеристики на том или другом виде топлива во всем диапазоне оборотов. Добились этого путем применения компрессора в системе впуска, модернизации клапанных седел и опорных шайб с маслосъемными кольцами и еще целым комплексом мер, позволивших получать оптимальную топливо-воздушную смесь как в бензиновом режиме, так и газовом. Катая в прошлый раз грузовой “Sprinter”, я убедился, что заявленная идентичность параметров и вправду соблюдена – разницы в поведении “газа” и “бензина” я не заметил. Чего не могу сказать о нынешнем “Спринтере”...

Дело, видимо, не в моторе, а в том, что с ним сочетается. Та машина была с “механикой”, а эта – с “автоматом”. И от идентичности поведения не осталось и следа.

Давлю на педаль акселератора в бензиновом режиме – машина разгоняется тяжеловато, даже слегка натужно, но в принципе приемлемо. Делаю то же самое в режиме газовом – микроавтобус долго не хочет ехать, потом наконец разгоняется, но опять же нехотя, с изрядной натугой. Сильнее всего это проявляется при резких стартах с места и с малой скорости, а на больших скоростях разница более-менее сглаживается.

Что интересно, переключение передач “снизу вверх” на бензине и на газе происходит примерно на одинаковых оборотах – при резком старте и разгоне с малого хода первая, например, держится почти до красной зоны тахометра. Но если на бензине обороты набираются относительно быстро, то на газе – тягомотно-медленно. Соответственно от этого и разница в поведении.

А вот с “механикой”, повторю, разницы между бензином и газом не было никакой...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: