Рубрики

“Mercedes-Benz Sprinter 4×4”: по горным тропам

17:28 17-02-2014

Mercedes-Benz Sprinter 4×4 проявил неплохие внедорожные качества

Одной из самых редких версий многофункционального «Sprinter» является модификация с системой полного привода. Инженеры компании интегрировали трансмиссию с комплексом электронных помощников. Их совместная работа превращает фургон в настоящий внедорожник.

"Mercedes-Benz Sprinter 4x4" проявил неплохие внедорожные качества

Одной из самых редких версий многофункционального "Sprinter" является модификация с системой полного привода. Инженеры компании интегрировали трансмиссию с комплексом электронных помощников. Их совместная работа превращает фургон в настоящий внедорожник.

Я СОВЕРШИЛ ошибку, выбравшись из кабины на самой верхушке перевала Тиммельсйох (самого высокого в Восточных Альпах). Ледяной, пронизывающий до костей ветер был здесь такой силы, что мне пришлось приложить немало усилий, чтобы открыть водительскую дверь и забраться обратно в уютное водительское кресло...

Таким был финиш затяжного подъема, за время которого полноприводный "Sprinter" успел побывать и бульдозером, и тягачом, и симулятором "американских горок".

Наша поездка началась несколькими часами раньше и на две тысячи метров ниже, в местном аэропорту. Свой "Спринтер" я увидел на стоянке сразу. Благодаря увеличению дорожного просвета на одиннадцать сантиметров спереди и на восемь сзади и без того большой микроавтобус просто возвышается над остальными автомобилями и заметен издалека. Но из-за возросшего клиренса изменилась и погрузочная высота, так что закидывать чемоданы и коробки в кузов стало немного сложнее. Для пассажиров под сдвижной дверью предусмотрена подножка, и пока они рассаживаются в просторном салоне, я успеваю быстро окинуть взглядом переднюю панель в поисках изменений. Но их нет. Вряд ли таковыми можно считать кнопки включения полного привода и понижающего ряда в трансмиссии, которые появились возле замка зажигания.


Путь к вершине


ПОВОРОТ ключа, и под капотом просыпается двухлитровый турбодизель мощностью 163 л.с. В паре с ним работает автоматическая коробка передач, но не семиступенчатая, как на заднеприводных версиях, а проверенная временем "5G-Tronic", которая способна выдержать больший крутящий момент и обладает лучшей ремонтопригодностью.

Ближайшие полсотни километров пройдут по нетронутой снегом автомагистрали, и проверить работу полного привода не получится. Зато при перестроениях и на развязках очень хорошо чувствуется изменение центра тяжести "Sprinter". Как и кузов, он теперь выше, из-за чего машина стала заметно крениться. Но усиленные амортизаторы не допускают раскачки и почти полностью предотвращают клевки на торможениях.

Свернув с трассы, мы начали подъем, и на этом участке стали проявляться недостатки коробки передач. На фоне плавной и незаметной работы нового семиступенчатого автомата, к которому я уже успел привыкнуть на обычном "Спринтере", пяти скоростей у версии "4х4" начинает не хватать. Мотору чаще приходилось работать на высоких оборотах, а переключения происходили с заметной задержкой, так что средний расход топлива приблизился к 10,5 л/100 км вместо заявленных в брошюре восьми.

– А сколько весят агрегаты полноприводной трансмиссии? – поинтересовался я у инженера компании Томаса Шульца. – Возможно, в этом причина такого аппетита у двигателя?

– В целом машина потяжелела на 160 килограммов по сравнению с аналогичной заднеприводной модификацией. Кроме компонентов трансмиссии прибавку обеспечивают дополнительные узлы подвески и элементы защиты агрегатов, а также увеличенный до ста литров топливный бак. Немного компенсировать прибавку в весе нам удалось за счет отказа от механических блокировок дифференциалов. Их работу теперь выполняет система "4ETS". В этом кроется одна из главных особенностей "Sprinter 4x4". Она ориентируется на данные от датчиков АБС в колесах, и в случае проскальзывания одного или даже трех колес компьютер автоматически их подтормаживает до тех пор, пока сцепление с дорогой не будет восстановлено. При этом в программе предусмотрена функция защиты от перегрева тормозных дисков.

<~1~>

Вскоре мы подъехали к размеченной конусами площадке, которая была базовым лагерем перед финальным рывком к вершине. Пока дорожная служба заканчивала расчистку дороги от недавно сошедшей лавины, а пассажиры вышли попить чаю, у меня появилась возможность проверить поведение машины без риска сорваться с обрыва. На заднем приводе микроавтобус с трудом разгонялся в рыхлом и глубоком снегу, а проходить "змейку" пришлось на минимальной скорости. После пары кругов я вновь медленно подкатился к линии старта и нажал на кнопку с пиктограммой четырех колес, но лампочка не загорелась. По заявлениям представителей компании, полный привод можно включить на скорости до 10 км/ч. У меня это получилось лишь при полной остановке и переводе рычага АКПП в положение "Р". Тронувшись с места, я услышал характерный звук зацепления шестеренок, теперь мощность двигателя распределяется между передней и задней осью в пропорции 35:65. Едва заметный гул трансмиссии проникает в кабину, окончательно убеждая в том, что система заработала. Подключение передней оси позволило агрессивнее работать педалью газа, за счет чего возросла динамика разгона. Выйти на "змейку" я не успел – по рации передали, что дорога открыта и мы можем продолжить путь.


Белый плен


ФИНАЛЬНЫЙ отрезок протяженностью семь километров представлял собой дорогу, прорезанную через сугробы высотой больше человеческого роста. За нашей машиной выдвинулась еще пара легковых автомобилей "Mercedes-Benz", и мне предстояло прокладывать для них путь. Даже на голом льду "Sprinter 4x4" без труда разгонялся до 100 км/ч и, что важнее, так же уверенно замедлялся, сохраняя прямолинейное движение. На подходе к связке из нескольких "шпилек" я ослабил контроль системы стабилизации и заставил двухтонного гиганта пройти их с небольшим заносом. Полностью ESP отключить невозможно, она всегда контролирует ситуацию и вмешивается в нужный момент или полностью реактивируется при разгоне свыше 40 км/ч. Наконец мы достигли маленького плато на высоте 2.507 метров, которое и было целью нашего путешествия.

Никакого укрытия, кроме собственных машин, там нет, поэтому уже через 15 минут колонна тронулась в обратный путь, но даже за такой короткий промежуток времени погода драматическим образом переменилась. Перед лобовым стеклом встала белая стена, скрывающая дорогу. Мощный ветер, прорвавшись в долину, поднял в воздух тонны снега, и различить, где дорога, а где обрыв, стало почти невозможно. На трассе начали возникать большие сугробы. Мы уже были недалеко от лагеря, когда по рации передали, что одна из легковушек попала в снежный капкан. Ей не хватило клиренса для преодоления очередного перемета, и она села на брюхо. Самостоятельные попытки освободиться успеха не принесли, а лишь усугубили ситуацию. Мы быстро прицепили трос к застрявшей машине и стали вызволять ее. На скользком льду нешипованные покрышки "Спринтера" то и дело проскальзывали, несмотря на все усилия противобуксовочной системы, но микроавтобус продолжал ползти вперед.

Вскоре мы добрались до базового лагеря и смогли перевести дух. Что ж, "Sprinter 4х4" продемонстрировал неплохие внедорожные качества.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: