Рубрики

Мертворождённые «проходимцы»

7:30 11-05-2021

Советские и российские внедорожники, не ставшие серийными

Что в СССР, что в постсоветское время инженеры часто фантазировали на тему внедорожных автомобилей. Но большая часть из них так и оставалась нереализованной, а до конвейера добирались единицы.

ГАЗ-М73

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз начал постепенно восстанавливаться. И населению, живущему вне городов, остро требовался «проходимец». И за работу взялись ГАЗовские специалисты.

В 1954 году они представили полноприводный внедорожник ГАЗ-М73. И, хотя работа над ним велась фактически с нуля, чтобы снизить затраты, конструкторы постарались унифицировать модель с «Москвичом-402». От него внедорожник получил двигатель, а также тормозную систему. А вот «раздатку» и неразрезные мосты создали специально для М73, поскольку в стране не было ничего подходящего.

Созданные два прототипа хорошо зарекомендовали себя, но на предприятии все производственные линии на тот момент были заняты. Поэтому решено было перенести сборку внедорожника на Московский завод. Но и там не срослось. Зато, наработки пригодились для «четыреста десятого» и «четыреста одиннадцатого» «Москвича».

«Москвич-415/416»

Изначально планировалось, что «четыреста пятнадцатый» будет максимально утилитарным автомобилем, лишенным всех излишеств. От этого и отталкивались конструкторы при работе над новой моделью. В 1957 году они представили «Москвич-415». Внедорожник был лишен не только дверей, но и крыши. В случае непогоды водитель мог рассчитывать лишь на тент. Но после испытаний комиссия посчитала, что «проходимец» чересчур кондовый и архаичный. И проект свернули.

В 1960 году появился «Москвич-416». От предшественника он отличался наличием крыши, обогревом лобового стекла, а также новым место нахождения запасного колеса. Надо сказать, что «Москвичи» не являлись «наследниками» ГАЗа-М73. Для их создания от него ничего не пригодилось. Инженеры МЗМА решили пойти иным путем. И поэтому в своем автомобиле они использовали не несущий кузов, а лонжеронную раму. Ну а создали «проходимца» на базе «Москвича-410».

К сожалению, этот проект так и остался нереализованным, закончившись на нескольких экземплярах. Причина банальна – заводу не хватило мощностей.

«Москвич-2148/2150»

Идея создания полноценного внедорожника долго не отпускало АЗЛК. И в его недрах вынашивался проект нового «народного» автомобиля. К тому же, правительство страны само дало указание: сделать для людей комфортабельный и недорогой внедорожник. Инженеры переосмыслили «четыреста пятнадцатую» модель, освежив ее облик и изменив техническую начинку. «Проходимец» получил мотор от «Москвича-412», выдававший 72-75 л.с. Его дебют состоялся в 1973 году.

Разница между автомобилями под индексами 2148 и 2150 заключалась лишь в том, что первый получил мягкий тент, второй – металлическую крышу. Перспективы у внедорожника, конечно, были, но его требовалось доработать. А на это у предприятия не хватало средств. Власть делала вид, что не замечает проблем АЗЛК. И это понятно, в то время набирал обороты АвтоВАЗ. И к нему чиновники были куда более благосклонны. Так что, и этот «Москвич» стал достоянием истории.

ЛуАЗ-1301

Лелеяли мечту о собственном «проходимце» и на Луцком предприятии. Правда, основательно за проект там взялись только в начале 1980-х годов, когда Советский Союз уже основательно лихорадило.

В 1984 году появился ЛуАЗ-1301, представлявший собой «переодетый» ЛуАЗ-969М. Для бюджетного внедорожника, предназначенного для рядовых сельских жителей, автомобиль получился слишком сложным. Причем все эти навороты сложно назвать оправданными. Например, ЛуАЗ-1301 получил пневмобаллоны (это позволяло изменять величину дорожного просвета). Зачем это было нужно? Ответа на этот вопрос нет. Зато внедорожник обзавелся и обязательными атрибутами: постоянным полным приводом, блокируемым межосевым дифференциалом, пружинной подвеской. Но все это не помогло автомобилю добраться до конвейера. Экономика страны уже трещала по швам.

Спустя некоторое время модель решили воскресить, она получила название Proto. Но и на сей раз проект потух, так и не успев разгореться. На него вновь не хватило денег. На протяжении 1990-х и 2000-х годов к ЛуАЗу нет-нет, да и возвращались. Но дальше опытных образцов дело так и не пошло.

Апал-2154» «Сталкер»

После развала Советского Союза и краха экономики, автомобилестроение оказалось на грани банкротства. Но в тоже время министерству обороны срочно требовался новый транспортер переднего края. Задачу поручили опытному заводу №100, расположенному в Челябинске. Началась работа. Причем заводчане параллельно трудились над военным и гражданским образцами.

Но вскоре Челябинску пришлось отказаться от проекта. И работа над каркасно-панельным автомобилем были перенесены на «Лада-Тул», а оттуда – в компанию «Апал». Вся эта производственная неразбериха привела к тому, что первый прототип появился только в 2003 году и, по факту, он уже являлся устаревшим. Причем как технически, так и внешне. Внедорожник получил только задний привод и мягкую крышу. Протестировав автомобиль, руководство «Апала» пришло к выводу, что он не годится. Началась новая работа. Внедорожник обзавелся жесткой крышей, а также полным приводом.

Архаичный внедорожник «Апал-2154» «Сталкер» с сомнительными перспективами никого не заинтересовал. Переговоры с различными компаниями длились на протяжении нескольких лет. За это время «Апал» успел собрать менее десятка различных прототипов, но ни один из вариантов так и не сумел добраться до конвейера. Окончательно проект «закопали» в 2011 году.

ГАЗ-3121 «Тигр-2»

Нижегородское предприятие после развала СССР оказалось на грани банкротства. И все силы завода были брошены на спасения. Благодаря кропотливой работе ГАЗ в 1990-2000-е годы создал несколько интересных прототипов, которые, правда, серийными так и не стали. То стоимость машин оказывалась слишком высокой, то банально не хватало мощностей завода, которые были заняты производством «Газелей». Из-за непонятной политики руководства под нож попало целое семейство внедорожников «Атаман». Их печальной судьбе посвящен отдельный материал. Кроме них, пострадал и гражданский «проходимец» ГАЗ-3121 «Тигр-2».

Предприятие представило внедорожник на Московском автосалоне в 2006 году. Название не должно вводить в заблуждение, «Тирг-2», хотя и являлся родственником армейского «Тигра», но был все же дальним. Работу над ним вели с чистого листа, ориентируясь именно на гражданское население. Автомобиль получил 3,2-литровый двигатель на 190 «лошадок», «раздатку» и блокировку межосевого дифференциала. Важно еще то, что «Тигр-2» был рассчитан на семерых человек, что делало его появление на рынке весьма перспективным. Вот ГАЗ-3121 так и остался в единственном экземпляре. На предприятии в очередной раз сменился вектор направления развития и от проекта было решено отказаться.

Текст: Павел Жуков

Поделиться: