Рубрики

“Michelin” и “Continental”: летние премьеры

Компании “Michelin” и “Continental” подготовили новые модели летних шин

По индивидуальной мерке


ПРЕДСТАВИВ журналистам год назад высокоскоростную покрышку “Pilot Sport 3”, мишленовцы объявили, что она вовсе не является наследницей одноименной модели под индексом “2”, на смену которой придет особая модель…

Нити “Twaron” образуют в шине “Michеlin  Pilot
SuperSport” брекерный слой с переменным
натяжением, что позволило сделать центральную
зону протектора более плоской, снизить вес
покрышки и повысить прочность.

И вот мы в Дубае, где знают толк в скоростных автомобилях и не экономят на современных трассах. На подиуме – обещанный сюрприз, шина с многообещающим названием “Pilot SuperSport”. Типичный спортивный протектор: крупные плоские блоки, выложенные в мощные продольные ребра, асимметричный рисунок… Еще какой асимметричный – не только внешне, но и в составе резиновой смеси. Снаружи эластомер, приправленный техуглеродом, дает плотную и цепкую на сухом покрытии смесь, которая призвана надежно удерживать автомобиль в виражах. Состав с внутренней стороны обеспечивает сцепление на мокрой трассе. Именно эта технология “Bi-Compound” помогла покрышкам от “Michelin” установить в гонках “24 часа Ле-Ман 2010” сразу три мировых “шинных” рекорда – на максимальную скорость, пройденную дистанцию и износостойкость. Еще одна “ле-мановская” технология – “Variable Contact Patch 2.0”: в результате компьютерного моделирования удалось добиться эффекта, когда при меняющейся форме пятна контакта количество резиновой смеси, соприкасающейся с дорогой, остается почти неизменным.

А желтоватая “пряжа” на большой бобине рядом с покрышкой – это знаменитый “Twaron”, который используется в авиации, защитной военной экипировке и профессиональном спорте. Если этот материал взять в количестве, равном по весу стали, то он выиграет в прочности у металла с пятикратным перевесом. В новой шине “Twaron” образует брекерный слой с переменным натяжением, что позволило сделать центральную зону протектора более плоской, а саму шину – более легкой и прочной.

...Перед нами в боевой готовности застыли культовые суперкары “Koenigsegg Agera”, “Gumpert Apollo”, “Pagani Zonda”, “Ferrari 458 Italia”… К сожалению, за руль нас не пустили, удостоив лишь роли пассажиров. В динамиках шлема звучит голос пилота-испытателя:

– Когда мы подгоняли покрышку под эту машину, учитывали буквально все параметры: ее массу, развесовку по осям, мощность двигателя и тормозов.

Мы как раз тормозим с 200 км/ч “в пол” перед очередной “шпилькой”. Ремни безопасности немилосердно врезаются почти до костей… Испытатель невозмутимо продолжает:

– Автомобиль с ярко выраженными особенностями поведения, безусловно, нуждается в шинах, которые способны полностью раскрыть его характер…

Примерно такие же слова говорили и пилоты других суперкаров, словно нам презентовали не одну, а добрый десяток моделей покрышек.

– Когда речь идет о культовых автомобилях с индивидуальным характером, мы омологируем шину для каждого из них и производим своего рода тонкую настройку ее характеристик для разных моделей, – чуть позже объяснил мне представитель компании.

– Получается, если я куплю в магазине некий абстрактный “Pilot SuperSport” подходящего размера, то его поведение будет менее экстремальным, чем у омологированной модели?

– В повседневной езде даже искушенный водитель вряд ли почувствует разницу. А вот на гоночной трассе опытный пилот, знающий все повадки конкретного автомобиля, заметит различия. Но и потенциал неомологированных шин превышает навыки подавляющего большинства автовладельцев.

Это точно. Когда нас рассадили по относительно “массовым” спорткарам “Porsche 911”, чувство самосохранения частенько заставляло сбрасывать газ раньше, чем кончались сцепные свойства покрышек. А дружелюбные спортивные модели вроде “Audi TT”, казалось, и вовсе пролетали виражи словно по рельсам...


Нагрев и охлаждение

Широкие продольные канавки в центральной
части протектора и поперечные по его краям,
а также множество тонких ламелей позволяют
покрышке “ContiEcoContact5” эффективно
отводить воду из пятна контакта.
 

ГЛАВНАЯ суть спортивной модели от “Continental” – в резиновой смеси “BlackChilli” с целым букетом полимеров, способных менять характеристики шины. Как объяснили представители компании, при равномерном движении под воздействием колебаний, возникающих в любой покрышке (примерно 12-14 Гц), в их шине активизируются полимеры с так называемыми длинными химическими цепочками. За счет своей структуры они способствуют снижению температуры шины, активно отводя излишки тепла в атмосферу. Как следствие – уменьшение сопротивления качению, экономия топлива, увеличение срока службы шины.

А при торможении колебания увеличиваются в сотни раз и могут достигать 2.500-2.700 Гц. Такая частота активизирует полимеры с короткими цепочками, которые преобразуют их в дополнительное тепло, разогревая шину. Что весьма полезно для ее сцепления с дорогой и соответственно сокращения тормозного пути.

А как эта теория проявится на практике, нам предложили проверить на португальском треке “Альгарве”. После пары-тройки кругов по нему тормозные диски наших автомобилей были просто раскалены, но для покрышек “ContiSportContact5” высокая температура была нормальным условием. И на пятом, и на двадцать пятом круге они одинаково исправно замедляли машину перед очередным изгибом трассы и надежно держали ее в виражах.

Стабильности в поворотах призвана помогать и форма протектора. Внешняя часть шины, на которую приходится основная нагрузка при поворотах, выполнена из крупных и прочных блоков. Под действием сил, возникающих при прохождении виража, они увеличивают пятно контакта покрышки, позволяя машине сохранять заданную траекторию.

Разумеется, возможности любой шины не безграничны. Стоило откровенно перебрать со скоростью в очередном повороте, как автомобиль начинал “плыть”, и никакие полимеры от этого не спасали. Зато при этом снос или занос в зависимости от модели (организаторы вывели на трек различные машины – от “Fiat 500 Abarth” до “Аudi TT RS”) развивался плавно и предсказуемо – даже неискушенному водителю, думаю, не составило бы труда справиться с ним.

Полимеры, входящие в состав резиновой смеси, меняют характеристики шины “ContiSportContact5”
в зависимости от условий движения.

“Гражданские” шины “ContiEcoContact5” мы тестировали на треке поменьше, где скоростные заезды не проводятся. Зато площадку обильно поливали водой, дабы достоинства покрышки могли проявиться во всей полноте. Здесь использованы другие полимеры, своей структурой похожие на пружину, сжимающуюся под нагрузкой. Они ограничивают подвижность компонентов резиновой смеси при неизбежной деформации шины во время торможения и в поворотах. А за счет более плоского профиля шины увеличено пятно контакта с дорогой. Кроме того, протектор “ContiEcoContact5” испещрен тонкими ламелями, которые работают подобно стеклоочистителям на лобовом стекле. Их кромки разбивают водяную пленку, помогая сократить тормозной путь и улучшить управляемость на мокром покрытии. Отводу воды из пятна контакта способствуют также широкие продольные канавки в центральной части протектора и поперечные – по его краям.

Сравнив телеметрию двух собственных заездов, могу засвидетельствовать: мокрый 800-метровый трек на “единичке” BMW, обутой в “ContiEcoContact5”, я прошел почти на 1,5 с быстрее, чем на таком же автомобиле с шинами предшествующей модели. При этом машина реже уходила с траектории, а скольжения были менее глубокими – помогали жесткие боковины, уменьшающие увод покрышек в виражах. А на упражнении “торможение в пол” с 90 км/ч на “ContiEcoContact5” и прежней модели разница в тормозном пути составила больше корпуса машины в пользу “пятерки”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: