MINI John Cooper Works раскрывается на Нюрбургринге
Самая мощная версия “MINI” мне всегда казалась скорее хулиганским, чем серьезным автомобилем. Новая модификация тоже выглядит как выскочка, но градус шумности и буйности в характере заметно понизился.
ПОСЛЕ приезда на Нюрбургринг остаток дня провести можно по-разному. Кружке вкусного пива я предпочел небольшую разминку на местном картодроме. Все-таки завтра мне предстоит сесть за руль “MINI John Cooper Works” – автомобиля, который часто отождествляют с картом. Почему – для меня до сих пор загадка. У малолитражки нет ничего общего с миниатюрным гоночным болидом, но именно такой стереотип внушают клиентам. И ради этого спортмодификацию “JCW” почти всегда представляли на треках, напоминающих картинговые. Но враз все будет не так. Маленькому, но мощному “MINI” показывать свои таланты придется на самой сложной и опасной гоночной трассе мира.
По зеленому режиму
КОГДА кто-то сострил, что для “Зеленого Ада” в “MINI” специально предусмотрели экорежим “Green”, инструктор Крис сделал вид, что шутки не понял. Ну не принято у них шутить с “Северной петлей”. И заставил нас, как новобранцев, упражняться на “змейке”.
– Окей, гайз! Вижу, у вас неплохо получается. Сегодня вам пригодятся все умения, когда шаг за шагом мы начнем изучать “Нордшляйфе”, – подытожил он и многозначительно добавил: – Даже если вы здесь бывали раньше, чему-то научиться придется заново.
Он не переставая талдычил прописные гоночные истины, пока мы раз за разом прокатывали первый отрезок с быстрым “Hatzenbach” и извилистым “Hocheichen”. Чтобы не заскучать от бесконечного повторения пройденного, я стал изучать автомобиль внутри и испытывать его различные настройки: с частично и полностью отключенной стабилизацией, в динамических режимах “Sport”, “Mid” и “Green”, в которых меняются алгоритмы работы спортивного автомата, сила обратной связи на руле, жесткость стоек...
<~1~>
Этот “JCW” оставлял немало вопросов. Фанаты “MINI” могут принять в штыки новую приборную панель, на которой основным раньше был тахометр, а стал – спидометр. Но такая реально удобнее. Хорош шестискоростной автомат. Особенно в позиции “S”, когда он становится расторопным и сообразительным и, будто зная о предстоящем повороте, не переходит на передачу выше (верные алгоритмы коробке подсказывает GPS). Но в целом реакции машины мягкие, подвеска для спорткара кажется недостаточно зажатой, а перекладка из одного виража в другой дается с задержкой. Куда подевалась фамильная острота? Что это за спорткар, в котором подкатывающую волной к горлу... ностальгию по жестким настройкам приходится снимать таблеткой “драмины”?
Боковая поддержка на спортивных сиденьях так и вовсе показалась недоразумением. Ее валики до того выпуклы и неудачно расположены, что при активном вращении руля бьешься о них локтями. Когда я пожаловался на сиденье Крису, он измерил меня взглядом, сопоставляя, видимо, свой рост с моим. Затем сел в “мою” машину, настроил кресло по-своему, поставив спинку в буквальном смысле отвесно, приблизив ее к рулю. Выглядела новая посадка еще более садистски, чем та, которой учат в гоночных школах.
– Примерь! – предложил он. – Теперь мешает?
С трудом протиснувшись на водительское место, я понял, что положить руки на руль правильным хватом теперь смогу лишь при разведенных локтях. Вот хитрецы! Этим “прокрустовым ложем” они вынуждают усаживаться в единственно возможной позе для быстрой езды. И, кстати, правильно делают...
Экстрим по максимуму
ПРОТЯЖНОМУ повороту “Aremberg” предшествует долгий скоростной участок. Этот отрезок я счел идеальным для оценки возможностей мотора. На прежней модели ставили 1,6-литровую “четверку” с наддувом “Twin Scroll”. Теперь под капотом более мощный, увеличенный до двух литров агрегат с двойным наддувом. Его турбины интегрированы прямо в стальной коллектор выпуска и наделены жаропрочной крыльчаткой. Так делают, чтобы двигатель откликался с минимальной задержкой.
Понимая, что скорость на прямой зависит от быстроты выхода из последнего виража, я выбираю траекторию, которая позволит как можно раньше отправить все 320 Нм крутящего момента на ведущие колеса. Вот это эластичность! Стрелка спидометра помчалась как на крутом 500-сильном спорткаре. Оторвал я от нее взгляд, когда она достигла отметки 220 км/ч. И в тот же миг понял, что упустил момент. Инструктор настоятельно советовал убавить газ и выдержать прямое положение руля перед небольшим трамплином. А я уже шел на взлет...
Приземлившись, машина резко дернулась в сторону газона. Но система стабилизации на помощь пришла так быстро, что я не успел даже осознать, что произошло. Совершив два-три коротких колебания, “MINI” перестал мотаться по сторонам. Немедленный удар по педали тормоза, повисание на ремнях, визг шин... И хвала “Brembo”! Разработанная специально для этой модели суппорты с дисками позволили без всякого конфуза вписаться в поворот.
Тормозам, как и новой задней многорычажной подвеске, следует отдать должное. Обычно машины-коротышки вроде “MINI” не отличаются идеальной устойчивостью при замедлении. “JCW” – приятное исключение. Как надежно автомобиль прописывает единственно верную линию в “Лисьей норе”! Как четко нацеливается на апексы “Adenauer Forst” – самого аварийного места на трассе, где машины из-за раскачки порой вытворяют невероятные кульбиты...
Невинный со стороны, но ужасающий с точки зрения водителя “Kalenhard”, подходя к которому кажется, что летишь прямо в стену, разжигает водительский азарт с еще большей силой. Я понимаю, что машина способна на большее, чем моя нервная система.
Методично отрабатываем хитрый “Breidscheid”, где автомобиль неумолимо сносит в бетонное ограждение с многочисленными отметинами, в сочетании с правым виражом на чудовищном подъеме “Ex-Mule”. И снова открываю в “MINI” нечто особенное. У модели нет выраженных переднеприводных повадок! Едва начав поворот, можно (а иногда просто необходимо) смело добавлять тяги. Электронная имитация блокировки дифференциала и векторизация тяги избавляют машину от, казалось бы, неизбежного сноса.
А в легендарной “Карусели” я изменил свое отношение и к подвеске. Они только кажутся мягкими, а на самом деле чеканят колесами каждую неровность! “MINI” ныряет в головокружительный поворот и под тягой проходит его непоколебимо. При этом на баранке никогда не возникает силового подруливания – настройки электроусилителя таковы, что компенсируют даже этот паразитный эффект.
В подобных мелочах и проявляется суть новой модели. Она поднялась в классе, приобрела серьезную гоночную выправку, рассталась с бунтарским имиджем. Хотя сразу этого и не скажешь...
Последние авто новости и результаты тест-драйвов MINI читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон