Рубрики

Многогранный характер “McLaren MP4-12C”

16:43 20-08-2012

“McLaren” возвращается в мир гражданских суперкаров. На сей раз с более доступной и массовой, чем эксклюзивный “F1” двадцатилетней давности, моделью “MP4-12C”.

McLaren” возвращается в мир гражданских суперкаров. На сей раз с более доступной и массовой, чем эксклюзивный "F1" двадцатилетней давности, моделью "MP4-12C".

НА КОЛЬЦЕ имени Рикардо Тормо под Валенсией многие формульные команды испытывают свои болиды. И для заездов на "MP4-12C" это место идеальное. Ведь он вобрал в себя массу технологий из мира "королевских" гонок. Например, для максимального облегчения в конструкции автомобиля очень широко используется карбон. Из него изготовлены не только все кузовные панели, но и несущий монокок, который весит всего 80 кг. А уже к нему спереди и сзади крепятся силовые каркасы из алюминия, служащие опорой для двигателя, трансмиссии и подвески. У "McLaren" даже дизайн продиктован инженерными решениями. В первую очередь в области аэродинамики. Так, передний сплиттер и задний диффузор способствуют увеличению прижимной силы, а огромные воздухозаборники в бампере и задних крыльях гонят воздух к двигателю и тормозам. Полностью гладким сделано днище купе. Даже патрубки выхлопной системы выведены сквозь жабры под задними фонарями, а не под бампером.

– Вуаля! – провожу ладонью по нижней части выштамповки на двери, и от касания моих пальцево сенсор огромная "гильотина" под тихое жужжание электромотора плавно поднимается вверх. Можно садиться. А это не так просто. Порог у "MP4-12C" не только очень широкий, но и высокий. Спортивные кресла расположены близко к земле. Подобная посадка позволяет максимально понизить центр тяжести автомобиля, что также подчинено скорости.

Внутри "McLaren" поражает. Здесь нет и намека на спартанское убранство гоночных интерьеров. Передняя панель, выполненная в модном стиле минимализма, отделана карбоном и кожей. На тонкой центральной консоли размещены не только необходимые водителю тумблеры, но и вытянутый сенсорный дисплей продвинутой мультимедийной системы. Однако из-за неоптимального угла наклона и постоянных солнечных бликов пользоваться им неудобно.

<~1~>

Апогей оригинальности – размещенные на панелях дверей, ради экономии места, пульты двухзонного климат-контроля. Поначалу такое расположение кажется непривычным, но со временем понимаешь, насколько это удобно. Необходимые настройки все время под рукой. В общем, "MP4-12C" мог бы стать типичным "суперкаром на каждый день", если бы не некоторые совершенно бескомпромиссные черты в его характере.


Обратная связь


"MCLAREN" трогается с места на удивление плавно. Поначалу я еле качусь по кольцу, присматриваюсь к автомобилю. Как оказалось, правильно делаю…

Вот впереди уже первая пологая дуга налево. Скорость пока еще не слишком высока. Но суперкар неожиданно легко, если не сказать "резко", откликается на мои команды.

– Такие настройки электроусилителя здесь подобраны специально? – интересуюсь у сидящего рядом тест-пилота.

– Конечно, – отвечает он. – Возможно, такая "острота" ни к чему в городе, но здесь, на треке, крайне необходима, потому как дает водителю полный контроль над автомобилем.

С ростом скорости руль становится еще более тугим, а обратная связь с дорогой настолько отточенной, что я могу уже ловить миллиметры траекторий поворотов.

С открытием дросселя благодаря компактному маховику мотор раскручивается практически мгновенно, при этом ощутимее всего отдача его начинается с 2.500-3.000 об/мин. Турбомотор "МcLaren" имеет V-образное расположение восьми цилиндров с углом развала в 90 градусов, "сухой" картер и систему изменения фаз газораспределения на впуске. На этом в общем-то все современные решения в нем заканчиваются. Не применяется здесь ни прямой впрыск, ни сложный наддув с изменяемой геометрией... Поэтому максимальные 592 л.с. он развивает лишь при 7.000 об/мин. А вот крутящий момент в 600 Нм доступен в диапазоне от 3.000 до 7.000 об/мин. Он-то и обеспечивает великолепный разгон до "сотни" (3,1 с).

Но это при условии использования функции "launch control". В остальных же случаях "McLaren" не срывается вперед как ошпаренный. Он по-прежнему набирает скорость, как реактивный истребитель, но делает это максимально мягко и деликатно. Заслуга в этом и семиступенчатой роботизированной трансмиссии с двумя сухими сцеплениями, которую "McLaren" разработал совместно с компанией "Graziano". Она переключается невероятно быстро, однако без рывков и ударов. Их не будет, даже если перевести коробку в ручной режим и выкручивать двигатель до предельных 8.500 об/мин. Ведь в этом случае сработает функция "Pre-Cog" - когда водитель слегка касается пальцем подрулевого лепестка, на блок управления трансмиссией подается команда подготовиться к переключению передачи. В этот момент свободный диск сцепления приближается к маховику на максимально близкое расстояние. Доли секунды, и в правильный момент времени происходит смена ступеней.

Настройки пары мотор–трансмиссия также можно поменять, повернув круглый тумблер на центральной консоли из положения "normal" в "sport". В таком режиме машина очень нервно реагирует на нажатие педали акселератора, а коробка отщелкивает передачи на пределе, в красной зоне. Есть еще и режим "track", но он скорее декоративный. Открывшийся в системе выпуска дополнительный клапан на характеристики автомобиля никак не влияет, а лишь позволяет мотору рычать в полную силу. Но использовать этот режим можно лишь на гоночном кольце. Ведь уровень шума в таком случае превышает допустимые европейские нормы.


Без компромиссов


КУДА серьезнее характер "MP4-12C" меняет другой тумблер со схожими режимами, но только управляющий подвеской. Задействую "sport", и в следующем повороте суперкар вновь преображается. Подвеска становится бескомпромиссно жесткой, адаптивные амортизаторы и активные стабилизаторы поперечной устойчивости не дают кренам развиваться еще в зародыше. Теперь все маневры выполняются на совершенно других, более высоких скоростях.

Кажется, машина уже на грани и вот-вот сорвется в скольжение. Но на этот случай инженерами припасено еще кое-что. На "McLaren" стоит система "управляемого торможения", которая завязана на работу с ESP. Если зайти в поворот на слишком большой скорости, электроника притормозит колесо, находящееся на внутреннем радиусе. Таким образом, имитируется работа самоблокирующегося дифференциала.

Активируется управляемое заднее антикрыло. В обычных условиях оно срабатывает лишь на скоростях свыше 120 км/ч, увеличивая прижимную силу на задней оси. Теперь же оно выполняет и функции аэродинамического тормоза, поднимаясь вертикально вверх при каждом резком замедлении. Так от перегрева берегутся основные тормоза…

Этот "McLaren" противоречив. Он богато отделан и роскошно оснащен, может быть приятен и достаточно комфортабелен на ходу. Но вместе с тем он скроен по гоночным лекалам и лишь на треке раскрывает себя до конца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

ЗАМЫСЛОВАТОЕ название модели – вовсе не заводской индекс. За каждой буквой и цифрой в аббревиатуре скрывается определенная веха в истории компании. Фанаты марки наверняка их знают. Но человеку непросвещенному, например, вряд ли известно, что обозначение “МР4” (McLaren Project 4) носят гоночные болиды “McLaren” с 1981 года. А число 12 – количество чемпионских титулов завоеванных именитой “конюшней” в “Формуле 1”. Ну и наконец буква “С” – это сокращение от слова “Carbon”, тонко намекающее на широкое использование композита в конструкции автомобиля.



Последние авто новости и результаты тест-драйвов McLaren читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: