Рубрики

Московский авторынок на грани стагнации

15:36 22-03-2013

В столице продавать автомобили всегда было проще, чем в регионах – город напоминал бездонную бочку, способную поглотить огромные объемы. Но ситуация стала меняться. В Москве сокращаются объемы продаж. Любопытно, что главной причиной остановки многолетнего роста станет не падение покупательского спроса, а отсутствие свободных мест для хранения автомобилей у домов.

В столице продавать автомобили всегда было проще, чем в регионах – город напоминал бездонную бочку, способную поглотить огромные объемы. Но ситуация стала меняться. В Москве сокращаются объемы продаж. Любопытно, что главной причиной остановки многолетнего роста станет не падение покупательского спроса, а отсутствие свободных мест для хранения автомобилей у домов.

С ПРОБЛЕМОЙ дефицита свободного пространства для парковки, гаражей, а также платных парковок рядом со своим местом жительства столкнулись сотни тысяч москвичей. Причем эта проблема только усугубляется и, по мнению экспертов, обострится до предела в ближайшие два года. Что не сможет отразиться на работе дилеров: им придется перестраиваться, менять модели взаимодействия с потребителем.

Директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин:

– Сейчас в Москве примерно 400 автомобилей на тысячу жителей. Во многих городах Европы этот показатель в полтора раза выше. А в мегаполисах США он может достигать 800 автомобилей на тысячу горожан! Однако у нас не развита инфраструктура для хранения автомобилей и парковки, а транспортное поведение наших автолюбителей сильно отличается от европейского. Пока оно у нас слишком примитивное. Вот простой пример. Человек покупает автомобиль и начинает на нем ежедневно ездить на работу. Даже в том случае, если ему удобнее пользоваться метро или другим видом общественного транспорта. Но от этой привычки придется отказаться. Подчеркну: не полностью отказаться от автомобилей, а научиться пользоваться ими по выходным или когда общественным транспортом не доедешь. При этом парк машин может продолжать расти.

Нашим гражданам нужно готовиться к закату эры бесплатных стоянок рядом с подъездом. В большинстве мегаполисов есть понятие резидентная парковка. То есть купленное или арендованное место, где автомобиль ночует, хранится в то время, когда им не пользуются. У нас же принято просто бросать машины у домов. Но так продолжаться не может, всего через год-два свободного пространства в спальных районах Москвы не останется. Тогда власти неизбежно введут штрафы за парковку на улицах. Пристроить автомобиль на ночь станет очень сложно. В итоге у автолюбителей наступит шок. Ведь они пока не привыкли платить за подобные услуги. Скорее всего, этот шок продлится один-два года. Может быть, чуть дольше. В это время продажи автомобилей, скорее всего, будут стагнировать. Затем население приспособится к новым нормам и законам, и продажи снова начнут расти. Ведь 400 автомобилей на тысячу жителей – низкий показатель для богатого города. Думаю, после шока мы достаточно быстро достигнем отметки в 550-600 автомобилей на тысячу жителей. Не сомневаюсь: после шоковой терапии начнет перестраиваться бизнес: он предложит различные варианты многоуровневых парковок. Сейчас в мире есть много проектов, которые пока не используются в России. Разумеется, подобные услуги будут не бесплатными. Но конкуренция в этом секторе приведет к тому, что у большинства потребителей через какое-то время появится возможность хранить автомобиль на цивилизованном паркинге, пусть и не рядом с домом.

Сергей Литвиненко, старший менеджер PWC по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли:

– Наше видение ситуации: могут появиться ограничения на продажи новых автомобилей в Москве из-за инфраструктуры города. Но одновременно есть и пока нереализованные возможности по увеличению продаж. В частности, если предпринимаемые правительством Москвы меры по развитию дорожной сети и парковок будут реализованы в полном объеме, они станут катализатором роста продаж автомобилей в столице. В целом рынок Москвы далек от насыщения.

Одновременно растет стоимость владения автомобилем в столице. С учетом этого фактора и других – развитие сети платных парковок, дорожной сети, общественного транспорта – в Москве возможен умеренный рост продаж на 3-7% ежегодно. При этом структура продаж новых автомобилей продолжит смещаться в премиальный сегмент. В будущем в Москве владение автомобилем станет удобным, но более дорогим. Вырастет мобильность населения, которая пока остается на низком уровне по сравнению со странами Европы. Жители Москвы будут использовать личный транспорт более рационально – для выезда за город или в торговые центры.

Президент гильдии маркетологов, ведущий эксперт холдинга Ромир Игорь Березин:

– По нашим оценкам, каждый год московский рынок прибавляет 350-400 тысяч автомобилей, при этом 250 тысяч машин с пробегом перепродаются в регионы. Таким образом, чистый прирост рынка не очень большой. Так что говорить о том, что совсем не осталось времени для новых планировочных решений, нельзя.

При этом вопрос дефицита парковочных мест постепенно становится актуальным не только для Москвы, но и для Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга… Разумеется, возникающие проблемы нужно решать более активно, чем это происходит сейчас.

Главный управляющий директор розничного подразделения группы “Рольф” Татьяна Луковецкая:

– Несмотря на то что рынки Москвы и Санкт-Петербурга по-прежнему являются крупнейшими в России, их доли в общих продажах новых автомобилей ежегодно снижаются. По данным группы компаний “Рольф”, в 2012 году доля столичного авторынка снизилась на 0,4 процентных пункта – до 26,3%, доля рынка Санкт-Петербурга сократилась до 7,2%. При этом, если говорить о прогнозах, то продажи в двух столицах будут снижаться, в то время как доля продаж в регионах будет расти. Сложившаяся ситуация объясняется просто – рынки Москвы и Петербурга насыщены новыми автомобилями, в то время как в регионах более 50% автомобилей – старше десяти лет. Эти автомобили физически изношены, и владельцы вынуждены их менять, что будет способствовать роста продаж в регионах. Многие дилеры, наблюдая эту тенденцию, начинают экспансию в провинцию. Однако в регионах существует своя специфика, и дилеру необходимо каждый раз подстраиваться под новые условия. Поэтому говорить о том, что крупные дилеры будут массово уходить из Москвы или Петербурга в регионы, преждевременно.

Экономический кризис 2009 года, когда объем продаж снизился на 50%, вынудил дилеров осознать: продажи новых автомобилей – вовсе не единственное направление бизнеса. Дилерский бизнес сложный, его нужно развивать в комплексе, не забывая про послепродажное обслуживание, продажи автомобилей с пробегом, финансовые услуги. Таким образом, российский авторынок движется к западной модели, когда дилер зарабатывает не на прямой продаже автомобилей, а на продаже услуг клиентам. В качестве примера стоит привести структуру выручки и прибыли розничного подразделения группы “Рольф”. С точки зрения выручки продажи новых автомобилей приносят больше всего результата – 75% выручки нашего розничного подразделения приходится на продажи новых автомобилей, и только 15% – на сервисное обслуживание. Но, если посмотреть на структуру прибыли компании, то 55% прибыли приходится на сервисное обслуживание, и только 32% – на продажи новых автомобилей. Таким образом, столичные игроки уже работают в новых условиях, а насыщение рынка является дополнительным фактором, который стимулирует дилеров развивать услуги послепродажного обслуживания, а также внедрять новые технологии. Если говорить о новых услугах дилеров, то в 2013 году мы планируем запустить ряд проектов. В частности, намечаем дальнейшее расширение спектра услуг, прежде всего в области послепродажного обслуживания. Кроме того, продолжим работу над развитием сервисных контрактов (сервисный контракт – возможность для клиента одновременно с покупкой автомобиля приобрести сразу несколько ТО пакетом по специальной цене). Также в качестве важного проекта по удержанию текущих клиентов и стимулированию повторных покупок будет запущена бонусная программа лояльности для всех массовых брендов, представленных в портфеле группы.

Франк Виттеман, генеральный директор “Jaguar Land Rover Россия”:

– Мы прекрасно понимаем, что рынки Москвы и Санкт-Петербурга близки к насыщению и не будут расти быстро. Поэтому все активнее развиваем бизнес в регионах. Думаю, в ближайшие два года доля Москвы в общем объеме наших продаж снизится с 58 до 50 процентов. А доля регионов (без Санкт-Петербурга) вырастет с 30 до 35-37 процентов.

Генеральный директор “Ситроен Россия” Жан-Луи Шамла:

– Очевидно, что в Москве становится сложнее найти место для хранения и парковки новых автомобилей. Поэтому все больше производителей ориентируются на экспансию в регионы. Мы в свою очередь подготовили две бюджетные модели, которые специально разработаны для сложных российских условий эксплуатации и в первую очередь адресованы потребителям за пределами двух столиц.

Исполнительный директор “FordSollers” Адиль Ширинов:

– Безусловно, мы учитываем в своей стратегии развития фактор насыщения рынка Москвы. И постараемся компенсировать возможные потери в столице за счет регионов. С другой стороны, московским дилерам пора перестраиваться и учиться зарабатывать дополнительно на сервисных услугах, расширять их спектр. В этом направлении есть еще достаточно до сих пор неиспользованных возможностей.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: