Рубрики

Мотоцикл с интеллектом

Yamaha XT 1200Z Super Tenere” открывает секреты

Японская компания поставила перед собой амбициозную цель – создать совершенный мотоцикл для дальних вояжей. Который был бы хорош в трансконтинентальных прогонах по автомагистралям и вдобавок обладал достоинствами классного внедорожника. Так на свет появился “Yamaha XT 1200Z Super Tenere”. Мы познакомились с ним не на трассе, а пока лишь на выставочном стенде, но его заявленные характеристики уже впечатляют.

НАЗВАНИЕ “Tenere” знатокам большого спорта сразу напомнит о марафоне “Дакар”, на трассах которого давно схлестнулись в борьбе две ведущие фирмы, выпускающие большие внедорожные мотоциклы. С австрийскими моделями КТМ соперничает японский “Yamaha Tenere”, снискавший репутацию супернадежного мотоцикла как у спортсменов, так и у простых любителей эндуро. Только не подумайте, что новый “Super Tenere”пришел из мира большого спорта. Совсем наоборот – по всей вероятности, этот байк, напичканный инновациями, вскоре заменит в “Дакаре” прежний “Tenere”.

“Super Tenere” снабжен совершенно новым компактным двухцилиндровым двигателем обьъемом 1.199 куб. см, который развивает 110 л.с. и 114 Нм крутящего момента. По уверениям представителей фирмы, этого вполне хватит, чтобы обеспечить байку непринужденное поведение на бездорожъе и хорошую динамику во всем диапазоне оборотов на шоссе. Двигатель уравновесили двумя балансирными валами, избавив его от вибраций. По идее на таком мотоцикле можно проехать очень много километров, не утомляясь.

Что касается смазки двигателя, то у “Super Tenere” так называемый сухой картер: масло содержится в отдельном бачке, и все его 4,2 л прокачиваются под давлением, гарантированно попадая к самым важным деталям даже при кренах и прыжках мотоцикла. И что важно, при такой схеме масло достаточно охлаждается, а значит, не теряет смазочных свойств. Обычно маслобак устанавливается отдельно, а здесь он упрятан в поддон, за счет чего двигатель получился невысоким, и разработчики смогли максимально опустить его в раме. Это в сочетании с очень низким расположением оси коленвала должно сделать мотоцикл весьма устойчивым, маневренным и легким в управлении. При том что клиренс у него, как и положено хорошему внедорожнику, достаточно высокий – 205 мм.


Есть контакт!


ЭЛЕКТРОННОЕ управление акселератором на мотоциклах – редкость. “Super Tenere” может этим похвастать. Здесь дроссельными заслонками командует система “Yamaha Chip-Controlled Trottle” (YCC-T) – такая же, как на знаменитом спортбайке “Yamaha R-1”. Во время движения электроника постоянно измеряет угол открытия заслонок, причем делает это с умопомрачительной скоростью – 1.000 раз в секунду! YCC-T производит мгновенный расчет и регулирует объем поступающего в двигатель воздуха, приготавливая точный заряд горючей смеси, оптимальный для данного угла открытия ручки газа. Поэтому у спортивного “R-1” реакция на газ быстрая и очень точная. Такая же должна быть и у “Super Tenere”.

Выхлопная система выполнена по схеме “два в один”: две выхлопные трубы встречаются в коротком глушителе эллиптической формы, прилепившемся с левой стороны мотоцикла. Пара кислородных датчиков определяет содержание несгоревшего кислорода и обеспечивает тонкую обратную связь с блоком управления двигателем, оптимизируя смесеобразование. Это призвано обеспечить соответствие нормам “Евро-4” в любом диапазоне оборотов.


Непростая ходовая


ЧТОБЫ “Super Tenere” стабильно вел себя на больших скоростях, японцы сделали длинный алюминиевый маятник, а чтобы мотоцикл было легче заправлять в повороты – по возможности (до 1.540 мм) укоротили базу. Ради этого радиаторы с вентиляторами переместились со своего обычного места в передней части байка на его бока.

От рамы тяжелого внедорожного мотоцикла требуется крепость и гибкость, а также способность возвращаться к своей изначальной геометрии после серьезных нагрузок, к примеру, прыжка через какой-нибудь овраг. Вот почему рама “Super Tenere” сделана из стальных труб. И колеса у него не литые, как у большинства современных мотоциклов, а спицованные, как у настоящего “кроссача”. Они должны быть ударопрочными, но в то же время мягкими и гибкими.

Передняя вилка – перевернутого типа, с серьезным диаметром перьев 43 мм. Она имеет полный набор регулировок – от поджатия пружин до изменения характеристик на сжатие и отбой. В задней подвеске моноамортизатор с настройкой предварительного поджатия пружины и хода отбоя. И то и другое регулируется вручную, не требуя инструментов. Теоретически даже в полевых условиях можно будет легко подогнать подвеску под вес седоков и багажа.

Отдельно стоит упомянуть карданный вал с гипоидной задней передачей, которая, по словам ямаховцев, не требует никакого ухода, кроме сезонной замены масла.

Такая умная электроника


В СТАНДАРТНОЙ комплектации “Super Tenere” оборудован электронной системой АБС, которая отслеживает ускорение, частоту вращения колес и коленвала. Уловив тенденцию к блокировке колеса или боковому сносу, электроника плавно изменяет тормозное давление, предотвращая блокировку.

На десерт мотогурманам предлагается три электроннных блюда. Во-первых, система “D-Mode” с двумя режимами – “Sport” (S) и “Touring” (T). Спортивный режим – для хорошей дороги и скорости без особых ограничений. А при нажатии кнопки “Т” электроника должна охладить пыл мотора на мокром шоссе или скользком проселке.

Во-вторых, антипробуксовочная система в зависимости от вашего темперамента и стиля езды предоставляет два режима для старта: “TCS1” и “TCS2”. Они последят за задним колесом байка, чтобы оно не ушло в нескончаемый дрифт на сыром покрытии.

И напоследок – интеллектуальная тормозная система, которая распределяет тормозное усилие между колесами, даже если вы тормозите одним только передним рычагом. Это должно пригодиться на бездорожье, где пилот много времени проводит, стоя на подножках, и пользоваться ножным тормозом ему просто неудобно.

Автор этих строк – отнюдь не фанат мотоциклов внедорожного типа. Но тем, кто будет ездить на “Super Tenere” (а в продаже он появится в июне-июле), заранее завидую белой завистью.

Вячеслав КИЦИС,
фото “Yamaha”

Поделиться: