Рубрики

Музыкальное сопровождение

13:07 29-11-2021

«С музыкой длина пути сокращается вдвое, — полагал французский писатель Жан Кокто. Ректор легендарной «Ипполитовки», профессор Валерий Ворона убежден, что музыка задает свои уникальные параметры времени и пространства. Музыка – сама по себе путь.

Валерий Ворона. Ректор Государственного музыкально-педагогического института им. М.М.Ипполитова-Иванова. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, именитый скрипач, организатор огромного количества музыкальных конкурсов и фестивалей. Владелец автомобиля Nissan Teana.

Как вы полагаете, зрелость идет на пользу музыке или все-таки ей важнее некая юношеская легкость и полет души?

В любом деле — даже в  вождении автомобиля — есть разные этапы развития. Но легкость и полет души необходимы на каждом этапе. А зрелость — это когда «полеты» приобретают гармоничные очертания, когда появляются вкус и собственное осознанное мировосприятие. В музыке все это выражается через индивидуальную трактовку произведения, собственную интерпретацию.

Вы – основатель фонда  «Русское исполнительское искусство». В чем сила нашего музыкального искусства?

Преемственность – вот главный ресурс прогресса и развития цивилизации. Если преемственности нет, то происходят катаклизмы. Их мы наблюдаем сейчас и во взаимоотношениях государств, и в других сферах. Собственно, на природном уровне смена поколений идет естественным путем. Она необходима, поскольку если бы человек не умирал, развитие бы остановилось. Именно новое поколение должно привнести свой свежий взгляд на то, что было до него. Но для этого оно сначала должно изучить то, что было до него. Иначе развития тоже нет. Поэтому преемственность — это совершенно природная вещь, которая нужна в любом деле. Будь то наука, искусство или производство автомобилей. И тут многое зависит от наставников, которые должны передать свой опыт. Историческая память в целом имеет огромное значение. Не только в политических процессах или в гуманитарных сферах, но и в области технологий, инженерной мысли. И жалко, если память и преемственность утрачивается, как, например, это случилось с отечественной автоиндустрией. Хотя слава Русско-Балтийского завода до сих пор жива.

Насколько тяжело выполнять менеджерский функционал, будучи ректором творческого вуза?

Как бы ни было тяжело, выполнять его надо, поскольку это входит в функции любого руководителя вуза.  Есть тактика, стратегия, приоритеты, есть дорожная карта — понимание того, как реализовать любую идею. Есть методы достижения поставленных целей.  Другое дело, что в работе ректора творческого вуза имеются свои особенности. Если в других вузах познания в менеджменте могут превалировать над знанием специальности, то в нашем деле руководитель не может не быть профессионалом в своей области. Эти качества должны быть слиты воедино, иначе гибнет самое главное — как говорил Станиславский, сверхзадача, ради чего все это делается. Рождение таланта не всегда зависит от менеджмента, тут большую роль играет атмосфера. А на изучение специфики музыкального искусства надо потратить лет двадцать жизни. Менеджмент же помогает реализовать конкретные творческие проекты.

Каковы главные особенности творческой профессии?

Каждый творец находит что-то свое, что не может найти другой. Каждый писатель, художник, дизайнер отражает то, что видит он, и никто другой. На самом высшем этапе любая профессия превращается в искусство, а там уже все особенности и показатели едины для всех. Важно все: интуиция, эстетическое, художественное, духовное развитие.  Вот Достоевский сказал, что красота спасет мир, но сама по себе красота его не спасет. Спасут те люди, которые понимают законы красоты, освоили их и умеют созидать по этим законам. А для этого необходимо саморазвитие. В конечном итоге от этого зависит судьба мира и человечества.

А в чем, по вашему, заключается успешность музыканта? 

Успешность музыканта — в развитости его духовного мира, его души и умении вычерпать из внутреннего космоса максимум ощущений, часто неуловимых и необъяснимых словами. И все эти ощущения необходимо положить на техническое мастерство. И, конечно, успешность зависит от качеств характера, поскольку наше искусство — это искусство высших возможностей человека. Во всех проявлениях. Я имею в виду и мышление, и ловкость, и инициативность, и храбрость. Все, что нужно в науке, в спорте и вообще в жизни, присутствует у музыкантов. Но плюс и то, чего нет нигде: у музыканта внутренний космос равен внешнему, и он необъятен. И насколько исполнитель сможет из него вычерпать ощущений и смыслов, настолько он будет интересен людям.

Любите ли вы автомобильные путешествия? По какому принципу выбираете пункты назначения и маршруты?

Наша профессия музыкантов напрямую связана с поездками — постоянные гастроли, фестивали, уроки... Поэтому потребности в путешествиях, особой «охоты к перемене мест» — в той мере, как это бывает у людей, привязанных к одной и той же точке работы — у меня нет. Тем не менее, я использую возможности, которые дает жизнь, чтобы отправиться за рулем автомобиля по Европе, отдохнуть и набраться новых впечатлений. Однако маршруты я составляю таким образом, чтобы можно было проведать друзей, с которыми давно не виделись. Провести с ними время, вспомнить приятные мгновения совместной жизни, пообщаться и немного отстраниться от ежедневных забот.

Вы осознанно выбирали свой автомобиль? Почему именно Nissan?

Я не большой специалист в автомобильных делах. И подробно не изучал рынок перед тем, как приобрести машину. Мои друзья порекомендовали мне Teana, и я купил именно эту модель. Она мне сразу понравилась. И поскольку я однолюб, то больше и не меняю свою машину на какую-то другую.

Какой из автомобилей еще вызывает у вас чувство восхищения с эстетической точки зрения?

Однажды мне удалось побывать на автомобильном салоне в Швейцарии, в Женеве, где были выставлены новейшие и перспективные модели автомобилей. Это очень увлекательное зрелище. Среди тех моделей были настоящие шедевры, которыми можно восхищаться бесконечно. С  точки зрения дизайна, комфорта, технических возможностей многие из них превосходили и превосходят фантазии такого рядового автомобильного пользователя, как я. Если бы позволяли финансы, я бы, наверное,  с удовольствием ездил на каждом из тех автомобилей с выставки попеременно.

Каким видится ректору будущее  музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова?

Нашу стратегию развития разработал  еще сам М.М. Ипполитов-Иванов. И надо сказать, его идеи и инициативы сейчас приобретают особую актуальность. Прежде всего, они касаются устранения разрыва между высшими достижениями в музыкальной сфере (тут наша страна является эталоном) и тем, что широкие массы практически полностью отторжены от них. Кроме того, в нашей сфере все учебные заведения страны работают по единым стандартам и, в основном, отстаивают традиции. Но в образовании появилось много новых тенденций, нам очень нужна экспериментальная площадка для их освоения, которой пока нет. И мы видим себя учебным заведением, обладающим передовыми технологическими достижениями в сфере образования, которые помогут популяризировать наши достижения в области музыки, сделать их общедоступными для граждан нашей страны и распространить во всем мире. В этом мы и видим нашу главную задачу.

Поделиться: