Рубрики

На чем ездили в России до 1917 года

12:40 12-07-2017

В Сокольниках прошла традиционная “Олдтаймер-Галерея” Ильи Сорокина – ежегодное шоу старинных автомобилей и технического антиквариата. На этот раз главной темой стала выставка “Первые моторы России”, посвященная 110-летию Собственного Его Величества гаража, основанного в 1907 году по указу Николая II и просуществовавшего ровно десять лет – до марта 1917 года. “Первые моторы России” – это и самые первые отечественные автомобили, и любимые “моторы” императорской фамилии, и вообще марки и модели, которые присутствовали в нашей стране до революции.

Они были первыми...

В Сокольниках прошла традиционная “Олдтаймер-Галерея” Ильи Сорокина – ежегодное шоу старинных автомобилей и технического антиквариата. На этот раз главной темой стала выставка “Первые моторы России”, посвященная 110-летию Собственного Его Величества гаража, основанного в 1907 году по указу Николая II и просуществовавшего ровно десять лет – до марта 1917 года. “Первые моторы России” – это и самые первые отечественные автомобили, и любимые “моторы” императорской фамилии, и вообще марки и модели, которые присутствовали в нашей стране до революции.

 1912 Lozier Type 77 Touring

В нашей стране название марки произносили как “Лозиэр” – по крайней мере, так она фигурирует в рекламе. “Тип 77” – образец американской роскоши 1912 года: шесть цилиндров, электрические фары, стартер и цена $5000. Валютный курс в том году составлял 1,94 рубля за доллар, то есть “Лозиэр” обошелся бы в десять тысяч. Плюс перевозка, плюс таможенная пошлина 220 рублей – автомобиль получался невероятно дорогим: за такую сумму можно было бы купить два “Мерседеса” или пять “Фордов”. Возможно, поэтому ни в Москве, ни в Петербурге не было ни одного “Лозиэра”. В России не работало даже представительство Lozier Motor Company, хотя реклама публиковалась – чтобы заказать себе “Лозиэр”, требовалось отправить телеграмму в Нью-Йорк.

 1915 Ford Model T Touring

Модель “Т” выпускалась с 1908 по 1927 год и была растиражирована в количестве более 15 миллионов экземпляров. По общему признанию, Генри Форд “посадил Америку на колеса”, создав простой, доступный и массовый автомобиль, а также одним из первых применив конвейерный метод производства. “Форд” мог посадить на колеса и нашу страну, но по пути в Россию терял свой главный козырь – дешевизну. В 1915 году “Model T” в переводе на наши деньги стоил в Америке 750 рублей, а в Петербурге продавался за две с лишним тысячи: к начальной стоимости добавлялись транспортировка, таможенная пошлина и та самая “прибавочная стоимость”, составлявшая суть капитализма. Но, несмотря на такую бухгалтерию, “Форды” в России принимали участие в пробегах, в том числе и на Императорский приз, участвовали в конкурсе автомобилей Военного министерства, служили в Русской императорской армии. Особенно много “Фордов” насчитывалось в южных регионах: в Одесской, Бессарабской, Таврической, Херсонской губерниях.

 1906 Berliet 40CV

Продукция французской марки “Берлие” к 1914 году стала лидером по численности в Москве. В тот год в Первопрестольной зарегистрировали 1.355 транспортных средств, из них 178 были марки “Berliet”. Дело даже не в том, что имя Мариуса Берлие символизировало качество и надежность, а в том, что автомобилями “Берлие” торговал Георгий Жемличка – известный всей спортивной и технической Москве велогонщик и торговец велосипедами, а позже мотоциклами и машинами. И долгие годы все продажи держались исключительно на хорошей репутации и известности фамилии продавца. Например, в Петербурге “Берлие” оказались не столь популярны, как в Москве, – не нашлось столь энергичного и добросовестного торгового представителя.

 1912 Lorraine-Dietrich

“В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой” – это из хорошо всем знакомого романа Ильфа и Петрова “Золотой теленок”, герой которого, шофер Адам Казимирович Козлевич, выдавал свою видавшую виду машину за изделие французской фирмы “Lorraine-Dietrich”. Двойное название марки появилось в 1907 году, а до этого автомобили выпускались под названием “De Dietrich”, доставшимся в наследство от завода по производству вагонов Эжена де Дитриха. “Лоррен” на французском языке – Лотарингия, регион на северо-востоке Франции.

 1896 Автомобиль Яковлева и Фрезе

Первый российский автомобиль, построенный в 1896 году в Санкт-Петербурге и впервые продемонстрированный публике на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом того же года. В современной историографии именуется как “автомобиль Яковлева и Фрезе”, так как построен в цехах экипажной фабрики Петра Александровича Фрезе с использованием двигателя, сконструированного и изготовленного на заводе Евгения Александровича Яковлева. 19 июля 1896 года первый российский “самодвижущийся экипаж” демонстрировался в действии Николаю II, но не произвел на царя особого впечатления. Оригинал не сохранился, на выставке демонстрировалась реплика, изготовленная реставраторами музея газеты “Авторевю”.

 1911 Phänomobil 4/9PS

Необычная трехколесная конструкция автомобиля с мотором на переднем управляемом колесе – одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство. В России “Феномобилями” торговала техническая контора Л.Я. Выгодского, расположенная в Петербурге на Александринской площади, дом 9. “Самые экономные как по цене, так и по содержанию автомобили. Последняя новинка автомобильной техники” – так утверждала реклама Выгодского. На складе конторы всегда было в наличии несколько “Феномобилей”, которые, впрочем, не получили в нашей стране широкого распространения – в 1913 году из 2036 частных машин в Петербурге насчитывалось только пять марки “Phänomobil”. Самым известным в городе стал развозной фургончик газеты “Речь”, часто мелькавший на улицах столицы и в журнальной рекламе.

 1905 Mercedes Simplex 28/32PS

У нас в 1905 году были Русско-Японская война и Первая русская революция, а в Германии заводские ворота “Daimler Motoren Gesellschaft” покинул этот “Мерседес” с четырехцилиндровым мотором в 32 силы. Тент поднимался только над пассажирами сзади, оставляя шофера на полностью открытом пространстве. Рычаги по правому борту – переключение скоростей и тормоз на задние колеса. Педаль тормоза воздействовала на трансмиссионный вал. Кожух перед задним крылом скрывает цепной привод на задние колеса – кардан тогда применялся только для моделей небольшой мощности.

 1913 Bébé Peugeot

Именно так – сначала название модели, а потом марка – правильно обозначается эта малолитражка, созданная в 1912 году не кем-нибудь, а самим Этторе Бугатти. Возможно, поэтому автомобиль, хоть и получился маленьким, отнюдь не являлся примитивным, как многие его конкуренты, – в этом и заключался секрет его успеха. В России “Бебе Пежо” впервые показали на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. Через год такой маленький автомобиль подарили на день рождения цесаревичу Алексею, и он часто разъезжал на нем по аллеям Александровского парка в Царском Селе. Дальнейшая судьба автомобиля цесаревича неизвестна. На выставке был представлен “Бебе Пежо” 1913 года выпуска, являющийся собственностью московского коллекционера Александра Ивановича Хлупнова. Машина попала в Россию еще до революции, а семье Хлупновых принадлежит с 1940 года, что является рекордом по долгосрочности владения частным автомобилем в нашей стране.

 1911 Русско-  Балтийский тип К 12/20

Единственный дошедший до нас легковой автомобиль, выпущенный в России до революции. Свою службу этот “Руссо-Балт” начинал в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и, возможно, был свидетелем визита Николая II на аэродром в 1913 году, когда императору демонстрировалось другое творение Русско-Балтийского вагонного завода – четырехмоторный аэроплан “Русский витязь”. Стоил такой “Руссо-Балт” в 1913 году 5.500 рублей.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Прогноз Гисметео:погода в Нижнем Новгороде на 14 дней - воздух потеплеет на 15 градусов

Поделиться: