Рубрики

На какую икону сегодня надо молиться, чтобы сэкономить на эксплуатации автомобиля – с ликом Николауса Отто или образом Рудольфа Дизеля?

13:08 13-09-2017

Немец, японец и американец… Нет, это не начало анекдота. Просто мы решили выяснить, каким автомобилем – дизельным или бензиновым – нынче выгодней владеть? Для этого взяли максимально близкие по техническим параметрам модификации внедорожников в самых доступных комплектациях и провели сравнительный анализ. Вышло вот что…

Легкое или тяжелое?

Немец, японец и американец... Нет, это не начало анекдота. Просто мы решили выяснить, каким автомобилем – дизельным или бензиновым – нынче выгодней владеть? Для этого взяли максимально близкие по техническим параметрам модификации внедорожников в самых доступных комплектациях и провели сравнительный анализ. Вышло вот что...


Долгое время в Европе легковые автомобили с дизелем были гораздо популярнее бензиновых аналогов – еще пару лет назад их доля превышала пятьдесят процентов. Потом начали зажимать экологические тиски, жестко ограничивающие нормы выбросов окислов азота и твердых частиц, проще говоря, сажи. Затем въелся в подсознание и дал осадок небезызвестный скандал по поводу махинаций автопроизводителей с программным обеспечением, когда под эгидой “борьбы за окружающую среду” покупателям подсовывали заниженные показатели выхлопа. А после еще и мэры некоторых городов обильно посыпали нарыв солью, придумав ограничения на въезд таких машин в центр или просто зверские тарифы на парковку.

В России, кстати, уровень легковой “дизелизации” тоже понемногу повышался. Однако за последний год, по данным агентства “Автостат”, доля продаж новых дизельных машин снизилась примерно на один процент, составив в результате около семи процентов от общего числа реализованных ТС. В принципе понятно, почему россияне не испытывают особого оптимизма в этом направлении: затяжной период холодов на большей части территории страны заставляет щепетильней относиться к выбору “солярки”.


  BMW X5 выбирают в основном за драйверские достоинства.
  Престижен, дорог, относится к роскошным автомобилям.

 

Есть и другие факторы: например, тот же КПД у дизеля выше, так что он отдает меньше тепла в отопитель. Соответственно, процесс прогрева салона ощутимо растягивается во времени. Но сейчас мы попробуем посчитать и понять, насколько существенна разница в стоимости владения.


Оценим масштабы

Давайте сравним, во что обойдутся покупка и эксплуатация бензиновой и дизельной машин на примере BMW X5, Toyota Land Cruiser 200 и Jeep Cherokee с моторами сравнимого литража. Прикинем ориентировочную сумму при пробеге 100 тыс. км, которые автомобиль вытянет из кармана владельца за пять лет в Москве. Да, расчеты приблизительные, точно все не посчитаешь. Расход топлива учитывали средний “официальный”, а для тех же BMW с Toyota пришлось взять во внимание повышающие коэффициенты налога на роскошь. Но тут важнее уловить тенденцию – светит ли владельцу реально ощутимая экономия?


  Jeep Cherokee – относительно бюджетное приобретение, менее затратен по стоимости
  владения. В сравнительных расчетах “бензин или дизель” удивил результатами.

 

Что не поддается сравнительным расчетам, так это “финансовые потери” на ТО. У BMW, например, необходимость посещения сервиса определяет бортовой компьютер на основе множества параметров, относящихся к жесткости режима эксплуатации и стиля езды. Из-за этого и затраты могут сильно “скакать”. Нам удалось выяснить у сервисменов этой марки только примерную разницу в частоте посещения СТО “дизелистами” и “бензинщиками” (интервалы соответственно девять и 11,5 тыс. км) – ее-то мы и учтем как дополнительный фактор к численным расчетам.


Сколько и на чем экономим?

Итак, если посчитать расходы по трехлитровым версиям BMW X5, учитывая суммарно стоимость покупки машины (бензиновая 3,9 млн руб., дизельная 4,06 млн руб.), приблизительные затраты на топливо (соответственно 340 и 228 тыс. руб.) и транспортный налог (270,8 и 110,2 тыс. руб.), то дизельная дает выигрыш в 112,6 тыс. рублей. Правда, за счет более частого посещения СТО дизельной машиной разница уменьшится, но соотношение не изменит.

Аналогичные данные по Land Cruiser 200 таковы: цена покупки бензиновой 4,02 млн руб., дизельной 4,1 млн руб., затраты на топливо соответственно 556 и 387,6 тыс. руб., а налог 273,5 против 110,2 тыс. руб. Подсчет дает большую общую экономию – 221,7 тыс. руб. в пользу дизеля. Межсервисные интервалы у Тойоты для дизельных и бензиновых машин одинаковые, так что в грубом приближении этот фактор не учитываем.


  Хотя Toyota Land Cruiser 200 – настоящий внедорожник, его часто покупают
  из имиджевых соображений и с асфальта съезжать не торопятся.
  Как и BMW X5, он причислен к предметам роскоши.

 

Теперь по тем же самым критериям оценим затраты владельца Jeep Cherokee: покупка бензиновой версии 2,17 млн руб. против 2,5 млн руб. за дизельную, расходы на топливо аналогично 352 и 220 тыс. руб. и налог 44,3 против 38,3 тыс. руб. Суммарно получаем экономию 212 тыс. руб., но уже в пользу бензиновой версии. Изучив регламент ТО, обнаруживаем, что, вопреки расхожему мнению, дизельные версии Jeep должны заезжать на сервис каждые 20 тыс. км – гораздо реже бензиновых, у которых интервал всего 12 тыс. км. Это несколько отыграет в пользу дизельного варианта, ведь ему придется за те же 100 тыс. км пробега сделать на три ТО меньше.


  Рудольф Дизель (1858 – 1913), немецкий инженер и изобретатель, создатель двигателя
  внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (слева).
  Николаус Отто (1832 – 1891), немецкий инженер, изобретатель четырехтактного двигателя
  внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

 

Отличается и структура расходов. Так, покупая BMW, в данном случае поклонник тяжелого топлива сильно выигрывает на транспортном налоге: за пять лет он заплатит 110,2 тыс. руб., что на 160 с лишним тысяч меньше, чем за бензиновую версию. Дизельный “Лэнд Круизер” ярко демонстрирует такую же большую, как у BMW, разницу в налоге (ниже на 163 тыс. руб.) и более скромные затраты на топливо, экономя на заправках владельцу почти 170 тыс. руб. А Cherokee в дизельной версии теоретически позволит меньше тратить на сервис, но заставит выложить за ее покупку лишние 350 тыс. руб. – гораздо больший перепад с бензиновой, чем покупатели других марок, участвовавших в сравнении. Сыграло роль и то, что сравниваемые версии Cherokee из-за небольшой разницы в мощности не попали в существенно отличающиеся налоговые ставки. За счет суммы этих факторов дизельная версия Jeep не выиграла у бензиновой по затратам, а, наоборот, проиграла 212 тыс. рублей.

В итоге получается, что возможность сэкономить у владельца дизельного варианта имеется не всегда. Судя по всему, это справедливо при покупке внедорожников, имеющих объемистые двигатели с существенной разницей в мощности (Toyota LC 200 и BMW X5). А для тех, кто выбирает Jeep Cherokee Diesel, реальным стимулом могут быть какие угодно факторы, но только не экономия относительно бензинового.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: