Рубрики

На полном приводе — по тайге

16:37 24-02-2012

Курс школы водительского мастерства “Audi quattro”, проводимый в западносибирской тайге, направлен на освоение и закрепление “нелогичных” способов управления автомобилем…

Курс школы водительского мастерства “Audi quattro”, проводимый в западносибирской тайге, направлен на освоение и закрепление “нелогичных” способов управления автомобилем...


“НЕ ВСТРЕЧАЙТЕ занос!” – эту сакраментальную фразу за четыре учебных дня мы услышали бессчетное число раз. Она так назойливо, приказным тоном, звучала инструкторскими голосами из раций, установленных в наших автомобилях, что кое-кому уже стала сниться по ночам. Собираясь утром за завтраком, мы осведомлялись друг у друга: “Ну как спалось? Занос не повстречался?”

Посыл был такой. Нынешней зимой школа водительского мастерства “Audi quattro” открыла новую учебную площадку – в западносибирской тайге, близ Ханты-Мансийска. Не ближний свет, конечно, но и не особо дальний – три часа лету от Москвы. Площадка, разумеется, имеет смысл только зимой, когда все сковано морозом, причем достаточно сильным, потому что при слабом (а такой здесь тоже бывает) болота под снегом не промерзают, и с асфальта далеко не съедешь, если ты не на шинах-бигфутах. Ну а в настоящие сибирские морозы здесь есть где развернуться и на нормальных шинах, но желательно зверски шипованных...

В нашем распоряжении – обутые именно в такие злобные шины 211-сильные автомобили “Audi A5 Coupe 2.0 TFSI quattro” c семиступенчатыми “роботами” DSG. Каждое утро мы съезжаем с асфальтовой дороги, конвоем пилим пару километров по болоту (предварительно проверенному на предмет – не размякло ли) и оказываемся на просторном таежном озере, по которому проложена заковыристая трасса и большое количество всевозможных тренировочных загогулин. “Дорожное полотно”, если можно так назвать голый лед, припорошенный снегом, обрамлено сугробами сантиметров тридцать высотой. Улетишь – не страшно, буксиром вытащат. Но лучше все-таки не улетать: на абсолютно однородном на вид озере почему-то чередуются участки с мягким, как пух, и жестким, как песок, снегом. Как повезет.

<~1~>

Смысл “блюда от шефа”, то есть курса от шеф-инструктора школы заслуженного мастера спорта по ралли Евгения Васина – научиться ездить на полном приводе “quattro” (раздача тяги по осям: 40:60 вперед/назад в номинале и больше вперед или назад при надобности) в управляемом боковом скольжении.

Скользить боком, не теряя при этом контроля над ситуацией, можно разными способами, среди которых есть как логичные, так и, на первый взгляд, не очень. Причем одни зачастую противоречат другим. Например, все знают, что надо поворачивать руль в сторону заноса – однако здесь нас учат скользить с колесами, повернутыми внутрь поворота. Все знают, что нельзя даже трогать педаль тормоза, однако нам объясняют, что тормозить не только можно, но иногда и нужно. Вопрос, разумеется, не только в том, что делать, но и в том, как. В каких дозах и пропорциях. Это сродни приему лекарств: в правильных дозах помогают, в неправильных вредят.

На данном курсе обучения для нас правильно многое из того, что вообще-то неправильно. И наоборот.

Условие таково: ни одного метра поворотной дуги машина не должна пройти в стабилизированном режиме (то есть так, как ей полагается ездить в миру) – только в скольжении. Исполнение следующее. Ко входу в поворот подъезжаешь с хорошо открытым газом (и, разумеется, с заранее отключенной ESP). Сбрасываешь его и после короткой паузы, которая нужна для загрузки передней оси, поворачиваешь руль на небольшой угол – задняя ось пошла в увод. Тут же снова открываешь газ, добавляешь тяги, а колеса при этом (внимание!) продолжаешь держать чуть повернутыми внутрь. Тебя мощно несет вбок, и ты корректируешься только педалью газа: убавка тяги помогает втянуться внутрь поворота, добавка – протянуться дальше вдоль “бордюра”.

Психологически это довольно трудно. Приходится наступать на горло всем приобретенным ранее рефлексам. Как же хочется вывернуть руль наружу! Ведь прямо перед глазами проносится сугроб (хорошо хоть не стена бетонная)... Наконец нервы не выдерживают, рвешь руль в сторону скольжения и... Вот это и называется “встретить занос”. Чего по инструкторским установкам сейчас делать нельзя. Можно лишь позже – при выходе из поворота.

А ведь кроме руля и газа есть еще и тормоза. Ими, в зависимости от задачи, можно и нужно пользоваться не только при прямых колесах, но и при повернутых. И не только до входа в поворот, но даже иногда и... после. Когда машина уже в скольжении! Главное – знать как...

Кроме того, масса всякой узкой специфики. Короткий поворот, длинный, связка коротких, длинных или разновеликих, шпильки – все это индивидуального подхода требует.

Это рассказывать долго, а вообще-то время “боевого режима” измеряется секундами. А его отдельные составляющие – долями секунд. И главная фишка в том, что отдельности-то как раз быть и не должно – все должно быть слитно, одному действию следует вытекать из другого. Накосячить легче легкого – чуть перебрал со скоростью, недогрузил здесь, пережал там, крутанул не туда – и каждая локальная ошибка приводит к фиаско всего процесса. Буксировщик наш поначалу без работы не сидел... Зато когда все получается, езда становится красивой, как венский вальс у хороших танцоров, которым ничего не мешает...

“Отмочи такое в обычной автошколе, и лишат прав пожизненно еще до их выдачи”, – прокомментировал достигнутое один из журналистов. Да, в обычных школах такому не учат. Это чисто спортивные приемы, они непросты в освоении и требуют очень серьезных тренировок. Как говорится, “не пытайтесь повторить самостоятельно”. Тем более на дороге общего пользования. Просто умение их применять – это как бы еще одна степень свободы. Запас навыков карман не тянет...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: