Рубрики

На приз императора. В этом году исполнилось сто лет знаменитому автопробегу.

13:57 05-10-2012

Летом 1912 года состоялся пробег по маршруту Санкт-Петербург – Рига – Варшава – Киев – Москва, получивший неофициальное название “Варшавский” по самой дальней точке от старта.

Летом 1912 года состоялся пробег по маршруту Санкт-Петербург – Рига – Варшава – Киев – Москва, получивший неофициальное название “Варшавский” по самой дальней точке от старта.


КАРТА Европы столетней давности. На месте прибалтийских стран – Эстляндская, Курляндская и Лифляндская губернии Российской империи. Таллин именуется Ревель – это центр Эстляндии. Польши на карте нет вообще: она поделена между Германией, Австрией и Россией, причем русская часть, или Царство Польское, без выхода к морю. Но и на карте это “царство” никак не обозначено – только его губернии, именуемые Привислинскими, а само оно состоит в монархической унии с Российской империей. Современная литовская столица Вильнюс в те годы всего лишь Вильно – центр Виленской губернии, а Каунас называется Ковно и образует вокруг себя Ковенскую губернию...

Кубок царя, за обладание которым в 1912 году соревновались 19 автомобилей.


Явка на старт

ОРГАНИЗАТОРОМ пробега выступило Императорское Российское Автомобильное Общество (ИРАО), уже в третий раз проводящее соревнование на кубок царя. Первым был Киевский пробег в 1910 году, затем Севастопольский. Маршрут каждый раз менялся, чтобы охватить новые дороги и пройти через города, еще не охваченные автомобилизмом. Показать автомобиль в действии – такой была просветительская функция пробега.

Для участников пробег являлся соревнованием на регулярность движения и надежность автомобиля. В 1912 году назначили еще и пять километровых гонок в пяти разных городах – в них стартовали как участники, так и местные автомобилисты. Императорский приз получала команда, пришедшая к финишу с минимальным количеством штрафных очков.

Автомобили разделялись на четыре категории – по литражу моторов, а на узлы и агрегаты ставились пломбы, вскрытие которых вело к получению штрафных очков.

В пробеге участвовали 19 экипажей. Еще несколько машин были в сопровождении. Среди них командорский “Мерседес” вице-президента ИРАО флигель-адъютанта Владимира Владимировича Свечина и два “Руссо-Балта”. Первый был комитетским – им управлял заводской испытатель Пуржелис, а на втором ехал Андрей Платонович Нагель – редактор журнала “Автомобиль”, официального печатного органа ИРАО.


Началась заграница...

“ЗА НЕСКОЛЬКО моментов до отъезда командор пробега

В. В. Свечин собрал вокруг себя всех участников, сказал им несколько напутственных слов и спросил, нет ли каких недоразумений. Все оказалось в порядке, хотя даже подъезжая к Москве, некоторые “гонщики” правил еще не знали”. С этого Нагель начал свое повествование о пробеге, стартовавшем 17 июня в 12 часов дня от Кавалергардского манежа на Шпалерной улице.

На Волхонском шоссе состоялась первая километровая гонка, фаворитами которой стали “Бедфорд”, “Лянча” и “Воксхолл”. Они же потом лидировали на гонках в Риге, Варшаве, Киеве и Москве. В тот же день участникам предстояло приехать в Нарву.

Промежуточный старт в Ревеле. Под № 11 стартует немецкий “Комник”, ездок – Киенаст.
Всего в пробеге участвовало три автомобиля этой марки.

На следующем этапе Нарва – Ревель выбыли две малолитражки “Бугатти”, спасовавшие перед российским бездорожьем. Хорошее шоссе появилось только на подъездах к Риге, куда участники прибыли 20 июня, сделав в городе остановку на день для километровой гонки. По дороге в Ковно шоссе тянулось только на 120 верст от Риги, потом пошел проселок с глубокими песками, которые машины преодолевали с трудом. На маленькой скорости кипели моторы. Чтобы они остывали, приходилось делать длительные остановки, так как доливать воду в радиаторы было нельзя из-за пломб. На этом участке выбыл “Металлуржик” графа Головкина-Хвощинского: “перегрелся и сжег провода”.

Как пишет Нагель, “после парома у Янова началась “заграница”, то есть идеальное по качеству шоссе – и широкое, обставленное предупредительными знаками, и гладкое, как паркет”. В Сувалках участников встретил губернатор, предложивший им “великолепный завтрак, который затянулся так много времени”. После задержки все помчались в Варшаву, боясь опозданий, что сказалось на осторожности – Риетти на “Итале” не вписался в поворот и опрокинулся. Обошлось без жертв, и поставленная на колеса машина продолжила участие в пробеге.

Победитель пробега Федор Иванович Шорыгин за рулем автомобиля “Лорелей” –
самого маломощного из всех финишировавших.

Варшава удивила автомобилистов беспорядочным движением и полным бездействием полиции – все это задержало как прибытие, так и отъезд. Гонка прошла с участием варшавских автомобилей, а также “Бенца” из Риги, оказавшегося самым быстрым, – 132 км/ч. Из Варшавы через Брест-Литовск и Житомир пробег направился в Киев, куда машины прибыли 27 июня – кроме “Лаурин-Клемента” Макаренко, у которого обнаружились проблемы с маховиком. Километровая гонка в Киеве была особенной – дистанция шла в гору на Святошинском шоссе.

Шоссе Киев – Гомель признали самым лучшим в России, местами оно было выложено мелкими кирпичиками. В Гомеле обнаружилось, что у “Остина” сломаны обе передние рессоры, из которых Кендаль по пути сменил только одну и помчался в Рославль. По свидетельству Нагеля, он “обошел меня ходом свыше в 100 верст в час”. На подъезде к городу с заднего колеса соскочила шина, машину начало бросать из стороны в сторону. Кендаль нажал на тормоза, но было поздно – “Остин” ударился о телеграфный столб, перевернулся и загорелся. Четверых раненых пришлось отправить поездом в Москву.


Расходы и доходы

30 ИЮНЯ пробег финишировал в Москве. Гонка состоялась второго числа: москвич Александр Николаевич Коншин на “Опеле” поставил всероссийский рекорд скорости, пройдя километр за 24 секунды – это 150 км/ч. В эти же дни состоялось и подведение итогов пробега. Оказалось, что единственным участником, не набравшим штрафных очков, стал член Московского Автомобильного Общества Федор Иванович Шорыгин на немецком автомобиле “Лорелей” с двигателем мощностью всего лишь в 24 силы. Императорский приз стал трофеем МАО, а самому Шорыгину вручили жетон с его изображением. Остальные участники получили золотые и серебряные жетоны, а также специальные и индивидуальные призы.

Стоянка автомобилей в Ревеле. На переднем плане участник № 1 –
британский “Остин” под управлением Кендаля.

Интересен бюджет пробега. Он обошелся Императорскому Российскому Автомобильному Обществу в 9.813 рублей 88 копеек. Основная статья расходов – призы, на которые потратили три с половиной тысячи. Затем идет банкет в Москве (1.134 рубля) и гонорары контролеров (1.081 рубль 95 копеек). На типографские расходы потрачено 630 рублей 65 копеек, на телеграфные – 147 рублей 27 копеек... И еще множество пунктов, таких как бензин, масло, завтраки, комитетский автомобиль, суточные док-тору и фельдшеру и прочее.

Куда меньше строчек оказалось в графе “приход”. Так, вступительные взносы участников составили три тысячи. 1.200 рублей перечислил великий князь Михаил Александрович – младший брат Николая II. Еще 600 поступило от Первого Русского Автомобильного Клуба в Москве. На этом доход закончился. Убыток от пробега составил 5.013 рублей 88 копеек – эту сумму общество покрыло из других статей доходов. Всего же объем оборотных средств ИРАО в 1912 году равнялся 107.518 рублям 86 копейкам. Понять масштаб этих сумм лучше всего помогают цены на сами автомобили. Например, открытый “Мерседес” среднего класса в те годы можно было купить примерно за 7.000 рублей.

Езда и ездоки

СВОЕОБРАЗНЫЙ итог подвел и журнал “Автомобиль”. Андрей Платонович Нагель в своем обзоре пробега написал своеобразные “рецензии” на всех участников и их машины. Вот лишь некоторые из них.

№ 1, “Austin”: “Ехавший на этой машине Кендаль – англичанин – опытный ездок, очень внимательно относился к своему автомобилю. Слабым местом в его езде было желание непременно приходить первым за командором, отчего он иногда шел слишком быстро, рискуя целостью автомобиля”.

№ 2, “Itala”. “Ездок его, господин Риетти, пылкий итальянец, стал жертвою своей горячности. Не заметив поворота около Варшавы, он взял его слишком быстрым ходом и… перевернулся вместе с автомобилем.”

№ 4, “Bedford”: “Ездок его, господин Петти, очень мрачный англичанин, ехал вполне уверенно, соблюдая все правила езды, но когда на полдороге к нему пересел господин Дрэнсфильд со сломавшегося “Бьюика”, резко изменился – перестал давать дорогу конкурентам, обгонял без сигналов, сильно гнал в населенных местах и вызвал замечание со стороны комитета”.

№ 8, “Vauxhall”: “Господин Овсянников, попав в компанию сильных машин, от них не отставал и иногда ехал менее осторожно, чем это было бы нужно. Это обстоятельство и стечение нескольких несчастных положений доставили этой прекрасной машине порядочное количество штрафных очков”.

№ 12, “Laurin & Klement”: “Эта очень хорошо подготовленная машина попала в плохие условия – ей пришлось везти двух дам с багажом. Ехал господин Макаренко очень хладнокровно”.

№ 13, “Lancia”: “Корпус этого автомобиля был спидер, построенный, по-видимому, наскоро и некрасивый. Ездок его господин Ефрон достаточно известен нашим читателям, и не нужно описывать систему его езды. Она была безупречна”.

№ 15, “Hispano-Suiza”: “Господин Валентэн приехал на этой машине из Парижа и тотчас же стартовал для пробега. Уверенность его в этом автомобиле была настолько велика, что он не только не имел с собой запасных частей, но не взял даже рессор и ни одной стремянки. Шел он все время очень скоро и, несмотря на это, прибыл бы в Москву абсолютно без штрафа, если бы знал хорошо правила пробега”.

№ 20 и 21, “Bugatti”: “Оба эти крошки-автомобиля не были совершенно приспособлены к такому тяжелому испытанию”.

Командорский “Мерседес”. На заднем сиденье справа –
командор пробега Владимир Владимирович Свечин.

Удивительно, но волею судьбы именно один из этих “крошек”, участвовавших в пробеге, сохранился до наших дней. Легкий двухместный автомобиль “Bugatti Type 13” с номером шасси 442 в середине 60-х годов обнаружился в Туле, затем был продан во Францию, а потом – в Америку. Три года назад он выставлялся на аукционе “Bonhams”, но покупателей на него так и не нашлось.

Варшавский пробег оказался самым последним соревнованием такого рода в дореволюционной России. В следующем году акцент сместился на кольцевые гонки и скоростные заезды, а намеченный на лето 1914 года пробег по маршруту Москва – Одесса через Кавказ и Крым так и не состоялся из-за начала Первой мировой войны.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: