Сезон-2010 в чемпионате мира по ралли
Следующий сезон чемпионата мира по ралли, стартующий в середине февраля, завершит эпоху класса WRC. С 2011 года, когда начнет действовать новый технический регламент, “World Rally Car” уступит место классу “Super 2000” и раллийное первенство планеты станет другим. Лучше или хуже – это еще предстоит узнать. Пока же ясно одно – менее чем через месяц начнется последняя гастроль чемпионата мира по ралли в том виде, к которому мы привыкли за последние годы.
“Citroёn”
КОМАНДА “Citroёn” по привычке начнет сезон в качестве фаворита. На счету “двойных шевронов” уже шесть титулов в личном зачете и пять в чемпионате производителей – по этому показателю в прошлом году марка догнала коллег из “Peugeot”. Впрочем, “Citroёn” еще есть к чему стремиться – рекорды легендарной “Lancia” остаются непревзойденными.
Уходить из чемпионата мира “Citroёn” не собирается, хотя долгое время поговаривали, что глава спортивного подразделения марки Оливье Кеснель подумывает о переводе команды в серию DTM. Эти слухи так и остались слухами. Сейчас полным ходом идет разработка нового “DS3 Super 2000”, который выйдет на старт в 2011 году, чтобы продолжить победные традиции “Xsara” и “C4”.
Себастьен Лоеб
Франция
35 лет
ЗА ЛОЕБА все говорят цифры. Шесть титулов, 54 победы на этапах чемпионата мира, рекорд по числу выигранных гонок в одном сезоне – вот лишь самые основные достижения великого француза. Он – самый успешный пилот за всю историю ралли. Выиграв в 2004 году свой первый чемпионат, Себастьен с тех пор ни разу никому не уступил – ни Петтеру Сольбергу, ни Маркусу Гронхольму, ни Микко Хирвонену. Зато он мог остановить себя сам. В прошлом году эльзасец был как никогда близок к провалу. Выиграв пять гонок из пяти на старте чемпионата, он стал совершать одну ошибку за другой и опустился на вторую строчку в протоколе личного зачета. Но вовремя собрался и вновь победил. Показалось даже – играючи.
Пока Лоеб останется в чемпионате мира, фаворита перед стартом нового сезона назвать легко. К тому же в сезоне-2010 в календаре WRC числится больше асфальтовых этапов, чем в прошлом году, а значит, победить Лоебу будет легче. На этом покрытии француз не проигрывает уже очень давно.
Себастьен как будто выступает в своем собственном классе, а заочно соревнуется с лучшими пилотами современности из других соревнований. В прошлом году Валентино Росси довел число своих чемпионских титулов в высшем классе мотогонок до семи. Столько же раз выигрывал в “Формуле 1” Михаэль Шумахер. У Лоеба пока шесть титулов, но все они завоеваны подряд, и ему вполне может хватить пары лет, чтобы превзойти в заочном противостоянии и Шумахера, и Росси. Кто знает, не потому ли Шуми засобирался возвращаться “Формулу 1”?
Дани Сордо
Испания
26 лет
У Дани Сордо – весьма сложная роль в WRC. Быть напарником Лоеба непросто. Фактически это означает, что победить испанец может лишь в том случае, если у Себастьена возникнут проблемы – в противном случае команда просто прикажет испанцу пропустить напарника, как это было в прошлом году на домашнем для Сордо ралли в Испании. О первой победе Дани пока приходится только мечтать – уже 13 раз за карьеру он занимал второе место на этапах чемпионата мира. Но, как считает сам Сордо, не все так плохо. Он еще молод, а у кого, как не у Себастьена, набираться опыта и знаний для собственных побед в будущем? Лоебу уже 35, и, имея за плечами столько титулов, эльзасец в ближайшем будущем может начать думать о завершении карьеры. Именно тогда и пробьет час Сордо.
Некоторые эксперты, впрочем, считают, что случиться это может и раньше. Оливье Кеснель даже заметил в одном из интервью, что не удивится, если Дани в следующем году поборется за титул. Прогресс Сордо нельзя не замечать. Он уже вплотную приблизился к Лоебу и Хирвонену и вполне способен “выстрелить”.
“Ford”
ЗАВОДСКАЯ команда “Ford” вот уже два года уступает “Citroёn” в споре за оба титула. Если с Маркусом Гронхольмом “голубые овалы” дважды подряд побеждали в зачете марок, то после ухода двукратного чемпиона мира остались без высоких наград. Цель на 2010 год очевидна – необходимо отыгрываться.
Этот сезон – в том числе и последний шанс автомобиля “Focus” привезти своего гонщика к победе в личном зачете чемпионата. Еще представитель первого поколения мог сделать это, когда за “Ford” выступал легендарный Колин Макрей. Дебют модели получился впечатляющим, однако за десять лет ни одному пилоту не удалось на “Focus” выиграть титул. Близок к цели был Маркус Гронхольм, совсем немного не хватило в прошлом году Микко Хирвонену. В этом сезоне уроженец Ювяскюля поведет “Focus” в последний поход за титулом, прежде чем в чемпионате мира дебютирует “Fiesta”.
Микко Хирвонен
Финляндия
29 лет
ЕСЛИ и есть у Микко Хирвонена преимущество перед Себастьеном Лоебом, то это – мотивация. По окончании сезона-2009 финн сформулировал для себя главную задачу на ближайшие годы: “Успеть выиграть титул у Лоеба, пока тот не покинул ралли”.
Прошедший год мог существенно повлиять на дальнейшие планы Хирвонена. От победы над Лоебом его отделили жалкие два очка. После столь досадного поражения, которое до самого последнего допа могло обернуться триумфом, лидер команды “Ford” заявил, что станет еще более мотивирован. В таких случаях принято говорить “почуял запах крови”. Применительно к случаю Хирвонена – это весьма точное выражение. На итоговое распределение мест в чемпионате повлияло множество факторов. Сложись обстоятельства чуть по-иному, и титул завоевал бы Микко...
Куда важнее понять – не обманулся ли Хирвонен в своих ожиданиях относительно будущего сезона. На финна обрушилась целая лавина всевозможных наград и лестных оценок. Авторитетный журнал “Autosport” даже назвал Хирвонена лучшим раллистом года, но, как ни крути, помимо домашней победы над Лоебом в Финляндии, ему в прошедшем сезоне похвастать было нечем – разве что потрясающей стабильностью. Микко финишировал первым в тех гонках, в которых француз попадал в аварии либо получал штрафы от судей – не более того. Проиграть кому-то еще было крайне трудно. Но когда у Себа все в порядке – Микко ему не соперник.
Сейчас Хирвонен, бесспорно, один из двух лучших пилотов чемпионата мира. С ним сложно сравниться даже чемпиону мира 2003 года Петтеру Сольбергу. Но проблема в другом: Микко из этих двух – именно второй.
Яри-Матти Латвала
Финляндия
24 года
ЯРИ-МАТТИ Латвала, наверное, и сам не в состоянии сказать, какая из гонок сезона-2009 была для него худшей. Прошедший год вместил в себя 18-кратный переворот через крышу в Португалии, глупейшую ошибку на Кипре и аварию в Польше, когда Яри-Матти, будучи вторым, разбил машину на последнем спецучастке ралли, и команда “Ford” вместо дубля довольствовалась лишь победой Хирвонена. К тому же благодаря этой ошибке на одно очко больше в Польше заработал Лоеб, что в итоге и помогло ему опередить Хирвонена. Парадокс, но если бы заводская команда “Ford” провела этот сезон вообще без второй машины, то Микко Хирвонен стал бы чемпионом. И это – лучшая характеристика выступлений Латвалы в 2009 году.
Тем не менее глава “конюшни” Малькольм Уилсон по-прежнему верит в талант своего подопечного. Британец уверяет, что, когда Яри-Матти справится со всеми проблемами и перестанет допускать так много ошибок, он может вырасти в одного из величайших пилотов. Чего-чего, а времени у Латвалы для этого достаточно. Ведь 24 года – младенческий возраст для чемпионата мира по ралли.
“PetterSolbergWRT”
БУДЕТ ли частная команда Петтера Сольберга, первым и единственным пилотом которой является сам Петтер Сольберг, бороться за титул в личном зачете с гонщиками “Citroёn” и “Ford”? Пока в это верит только сам Петтер Сольберг. С уверенностью можно лишь сказать, что норвежец не упустит шанса потрепать нервы соперникам из заводских команд. Если в прошлом году за рулем старушки “Xsara” экс-чемпион дважды умудрился финишировать на подиуме, то с более новым автомобилем результат должен быть лучше. Спонсоры продолжают поддерживать популярного пилота – и это самое главное. Ну а если Сольбергу все же удастся воплотить в жизнь свою мечту вновь побороться за титул, никто против не будет. Ведь чемпионату немного недостает интриги.
“StobartFord”
Дочерняя команда “Ford” по-прежнему является своего рода испытательным полигоном для Мэттью Уилсона, сына босса компании “M Sport” и руководителя заводской “конюшни”. Выступлениями отпрыска в сезоне-2009 Малькольм Уилсон может быть доволен. Мэттью стал стабильно добираться до финиша в очковой зоне и все чаще бороться со своим напарником Хеннингом Сольбергом, братом экс-чемпиона мира. Следующий год родственники “сильных мира раллийного” вновь проведут в одной команде. Главная задача – выступить как можно лучше. За титул бороться невозможно, проигрывать частникам – немыслимо.
“Citroёn Junior”
К “Citroёn Junior” в сезоне-2010 будет приковано особое внимание. Все благодаря Кими Райкконену. Финн покинул “Формулу 1” и будет выступать за юниорскую “конюшню” французской марки. Пока от экс-кольцевика не ждут серьезных успехов, а эксперты отделываются штампом “может удивить”. Что будет с Райкконеном в ралли, предсказать не решается никто. Напарником Кими станет Себастьен Ожье, блестяще проявивший себя в прошлом году в составе той же “Citroёn Junior”. Увы, не будет в команде Евгения Новикова. Из-за недостатка финансирования россиянин вынужден пропустить сезон.
“MonsterEnergy”
У “Ford” в сезоне-2010 появится еще один коллектив. Производитель энергетических напитков “Monster Energy” решил создать собственную команду в чемпионате мира. Главная ее звезда – давний подопечный фирмы, известный американский гонщик и каскадер Кен Блок, чьими безумными трюками завалена “всемирная паутина”. Не исключено, что у “Monster Energy” будет и вторая машина, за руль которой может сесть бывший гонщик “Subaru” Крис Аткинсон. Впрочем, пока это только разговоры. Зато известно, что “конюшня” выступит лишь на восьми этапах чемпионата.
Олег КАРПОВ,
фото команд
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон