В темпе босса-нова
Почти всегда слова “экономичный” и “бюджетный” по отношению к автомобилю воспринимаются как некий компромисс с негативным оттенком. Но в этом правиле встречаются исключения, что и продемонстрировал французско-румынский кроссовер, вошедший в образ ралли-рейдового покорителя бездорожья.
На илистом пляже водохранилища, поднимая в небо массивные комья грязи, резвятся полдюжины внедорожников. Со стороны кажется, что это невидимый ребенок-великан сел поиграть в песочнице. Этим безудержным весельем в боковом скольжении завершался наш мини-ралли-рейд по Грузии. Впереди уже виднеется асфальтированная дорога, за спиной два дня бездорожья, бродов, перевалов и борьбы за победу. Странно, но я даже успел соскучиться по твердому серому покрытию из гравийной крошки и битума.
Оружием в гоночном сражении выступила специальная модификация кроссовера “Renault Duster Dakar”. От всех прочих она отличается расширителями колесных арок, дополнительной защитой двигателя и трансмиссии, несколькими неброскими наклейками на кузове, а главное – шинами. Они часто становятся главной проблемой любого современного кроссовера. Производители подбирают в первую очередь варианты, создающие минимум шума, с низким сопротивлением качению ради повышения топливной эффективности и... с никудышными внедорожными возможностями. Однако дакаровскую версию изначально обули в специальные шины с мощным протектором. Вот их-то прочность с эффективностью нам и предстояло проверить на безлюдных тропах Кахетии.
Два тамады
О застольях в Грузии сложено множество легенд, но есть несколько незыблемых правил: богатый стол, вино рекой и тамада. Пережить гулянье можно, только если соблюдать правильный темп, тщательно рассчитывать силы, не торопиться и где-то немного схитрить. То же самое требуется для успеха в ралли-рейде. Максимальная скорость отходит на второй план. Куда важнее оптимально проложить маршрут до цели, а экипажу – действовать как единая слаженная команда.
Горные речки остаются весьма полноводными даже с приближением зимних холодов, но для “Duster” и полметра не критическая глубина. |
По сложности маршрут нашего ралли через Гареджийскую пустыню не идет ни в какое сравнение с южноамериканским рейдом, но правила действуют одни и те же. Трасса разбита на четыре спецучастка. Перед выходом на старт каждого из них следует найти на карте точку финиша. После этого судья объявляет примерную дистанцию и среднюю скорость, исходя из которой экипаж должен сам рассчитать время прохождения СУ.
Вот здесь нас выручили... лень и бортовой компьютер кроссовера. Пока соперники тратили время на расчеты времени и полагались на тяговитый дизельный двигатель и полноприводную трансмиссию, выбирая какие-то сомнительные срезки маршрута, мы просто двигались вперед, следя за показаниями средней скорости на дисплее приборной панели.
Электроника усердно имитирует блокировку дифференциала, так что даже с парящим в воздухе колесом кроссовер увере но карабкается в гору. |
Второе условие успеха: добравшись к месту финиша, сразу найти его глазами. Без знания примет и того, что называется предчувствием, сделать это непросто. Движение по незнакомой пересеченной местности всегда таит сюрпризы. Инстинктивно хочется выбрать самый прямой и короткий путь к точке засечки времени, но в 95 процентах случаев повстречается непреодолимая преграда в виде горной гряды или глубокого оврага. В идеале лучше осмотреться с высокой точки и только после этого продолжать движение.
Эх, жаль у “Duster” нет люка на крыше, куда бы мог выглядывать “дозорный”. Полагались на чутье. И оно не подводило.
Финальный тост
Зимой температура в пустыне может опускаться до 30 градусов мороза, но мы застали лишь -10. Это значит, что под поверхностью, слегка припорошенной снегом, можно было нарваться и на глубокую вязкую грязь, и на голый скользкий лед. А это далеко не лучшее, что может тебя ждать, когда спускаешься по отвесному склону или едешь по краю обрыва. Поэтому в погоне за победой мы сознательно старались не идти на поводу у старой гусарской присказки “кто не рискует, тот не пьет шампанского” – и случай не тот, и благодарных зрителей нет. Предпочитали действовать по правилу “нормальные герои всегда идут в обход”.
На подъемах важна скорость. Если застрять на полпути к вершине, то снова тронуться будет проблематично, несмотря на короткую первую ступень. |
А что “Duster”? В этих условиях внедорожник помог нам пусть неспешно, но почти безостановочно продвигаться вперед. Турбомотор исправно поставлял сотни ньютон-метров тяги на все четыре колеса, помогая “прогрызать” путь и карабкаться вверх. Многократные диагональные вывешивания не приводили в ступор электронную имитацию блокировки дифференциала. Гармонию нарушала лишь механическая коробка передач. Ее первая ступень оказалась слишком короткой для резвого карабканья через препятствия, а на второй уже не хватало момента. Но лучше медленно и с чувством, чем быстро и с горелым сцеплением. Глядя, как остаются позади конкуренты на более мощных машинах с бензиновыми моторами, мы понимали, что выбрали и правильную тактику, и наилучшую модификацию.
Для успеха нужна не только надежная техника, но и дружная команда, а с этим у нас проблем не было. |
Праздничный ужин по случаю финиша ралли проходил в небольшом ресторане, затерянном в одном из тихих переулков старого Тбилиси. Вместо шампанского мне и штурману протянули два рога, наполненных отменным белым вином. После подсчета всех результатов и штрафов оказалось, что наша команда отклонилась от эталонного времени всего на пару минут, что удивило и соперников, и организаторов. Еще бы! Они все летели к финишу в темпе лезгинки. А “Дакар” любит музыку с африканскими корнями!
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Renault читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон