Рубрики

На трофеях из Германии

Весной 1945 года почти все уцелевшие в войну немецкие автомобили сменили владельцев и стали именоваться трофеями – победители вывозили их из поверженной Германии эшелонами. Многие наши офицеры обзавелись тогда машинами, что для Советского Союза было новшеством: до войны автомобили в частные руки не продавались. На память о том времени остались фотографии, которые мы публикуем.

Прежде чем стать трофеем Красной Армии, этот кабриолет “Opel Admiral” успел послужить в вермахте, куда он попал скорее всего по мобилизации: о его армейском прошлом говорит светомаскировочная фара, которыми в Германии комплектовались все военные автомобили. Облицовку радиатора латали несколько раз – видимо, немецкий водитель не отличался аккуратностью. На фото вокруг машины собрались офицеры, рядовые и даже штатские – не исключено, что это так называемая “трофейная команда”, занимающаяся сбором техники.

“Мерседес” с отломанной трехлучевой звездой – после 1945 года такие фотографии попадаются сплошь и рядом. Вот и этот “Mercedes-Benz 230” не избежал подобной участи. Комплектация автомобиля довольно богатая – хромированные “хомуты” на запасных колесах, дефлекторы боковых окон…

 У “Mercedes-Benz”, модели “170V” , тоже нет родной эмблемы на пробке радиатора – ее место заняли советская пятиконечная звезда и флажок красного цвета.

На груди у младшего сержанта орден Красной Звезды и медали “За взятие Кенигсберга”, “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”, по которым можно проследить боевой путь красноармейца. Сфотографировался боец на фоне автомобиля “Hansa 1100”, однако вряд ли это его собственность. В отличие от офицеров нижним чинам приходилось довольствоваться трофейными велосипедами и лишь изредка кому-то удавалось заполучить мотоцикл.

Трофейные машины распределялись среди офицеров в соответствии с негласной табелью о рангах. Так, майору по чину вполне соответствовал “Opel 1.2 Litre” – один из самых распространенных немецких автомобилей 30-х годов. Машина скорее всего служебная, на что указывает присутствие водителя за рулем. Занавески на задних окнах придают малолитражке своеобразный вид, подходящий скорее лимузину.

Постановление Государственного Комитета Обороны № 9036 от 9 июня 1945 года называлось: “О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества”. Согласно ему, генерал-майор танковых войск Зелинский стал обладателем “Мерседеса”, о чем свидетельствует это удостоверение за № 3249 – цифра дает возможность представить масштабы перемещения транспортных средств в СССР. Подпись на документе принадлежит генерал-лейтенанту технических войск Ивану Петровичу Тягунову, возглавлявшему с 1943 года Главное автомобильное управление Красной Армии.
Подобного рода справки в те годы штамповались во множестве и служили только одной цели – легализации трофейного автомобиля для последующей отправки его домой. Упомянутый в справке Лихтенштейн – вовсе не княжество в центре Европы, а небольшой городок в Саксонии, недалеко от Глаухау, и его название правильно пишется как Лихтенштайн. Еще одну ошибку переводчик допустил в написании фамилии: буква “z” в немецком произносится как “ц”, соответственно правильный вариант – Баранцев. Машина, кстати, исправно служила полковнику Баранцеву до 1979 года.

Название у этой модели фирмы “Hanomag” вполне армейское – “Sturm”. Номеров на машине нет ни немецких, ни советских, поэтому можно предположить, что “добыча” свежая. На заднем плане виден полуразрушенный дом, значит, город, на улице которого запечатлен “Штурм”, брали штурмом. Подписей на обратной стороне фотографии нет – остается лишь гадать, в каком городке и на каком доме висела когда-то вывеска “Hermann Wendland”…

Самые лучшие автомобили – “Мерседесы”, “Хорьхи” и “Майбахи” – естественно, забирал себе генералитет, но фотографировались рядом с этими диковинными автомобилями преимущественно водители. Этот снимок сделан в Бабельсберге в марте 1946 года и сопровождается подписью: “На память уважаемому генералу от водителя”. Машина у командира подобающая званию – пульман-кабриолет “Maybach SW38”. Такие модели делались по индивидуальному заказу и являлись верхом роскоши среди немецких автомобилей.

Автопарк Красной Армии образца 1945 года во всем разнообразии. Слева направо: грузовик “Ford V8-51”, предположительно из бельгийской армии, ставший сначала немецким трофеем, а затем советским. Французский пикап “Peugeot 202” наверняка с похожей судьбой. Легковой “Mercedes-Benz 170V” со светомаскировочной фарой-поганкой, отбитый у вермахта. Британский “Bedford MWD”, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. И наша легендарная “полуторка” еще довоенного выпуска с округлыми крыльями, прошедшая через всю войну до победного конца.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: