Рубрики

На воду!

12:58 19-06-2015

Лето наступило, а значит, пора выходить на большую воду. Ведь аквабайки способны подарить те же ощущения, что и мотоциклы. И даже более острые. Главное, правильно выбрать гидроцикл, исходя не только из своих желаний, но и возможностей.

Лето наступило, а значит, пора выходить на большую воду. Ведь аквабайки способны подарить те же ощущения, что и мотоциклы. И даже более острые. Главное, правильно выбрать гидроцикл, исходя не только из своих желаний, но и возможностей.

Глобально аквабайки можно разделить на две категории – сидячие и стоячие. Думаю, объяснять разницу излишне. Но начинать покорение водных просторов и осваивать технику управления гидроциклом лучше с сидячих аппаратов. Они, в свою очередь, делятся на три класса: спортивно-туристические, туристические и гидроциклы начального уровня. Определите, что для вас важнее – скорость или комфорт; будете вы кататься один или с пассажиром.

Самый простой вариант для того, чтобы войти в мир водномоторных удовольствий, – аквабайк начального уровня. По размерам он мало отличается от туристических и спортивных моделей, и это безусловный плюс: на борт можно взять до двух пассажиров. Рынок диктует свои условия: в этом классе производители экономят на пластике отделки и передовых решениях с точки зрения матчасти. Водитель такой техники не сможет получить сверхдозу адреналина при разгоне: мощности силовых агрегатов у “новичков” лежат в диапазоне 60-130 л.с. Зато это дает возможность пользователю “почувствовать” воду и разобраться с особенностями управляемости. Чем мощнее поток воды, проходящий через сопло аквабайка (читай: чем сильнее нажат курок газа), тем резче получится поворот. Невысокая степень форсировки двигателя позволяет с легкостью научиться закладывать виражи любой конфигурации. Словно подыгрывая двигателю, разработанная инженерами форма днища и расположение спонсонов не позволят такому аквабайку “запилить” резкий, пугающий поворот: все ради безопасности. Кстати, вы не очень-то проиграете в максимальной скорости на прямой владельцам более мощной водной техники: быстрее 110 км/ч на идеальной воде они все равно не разгонятся, вы же, экономя топливо, сможете спокойно поддер-живать 85-95 км/ч.

Yamaha VX Sport

В этом классе японская компания “Yamaha” предлагает две модели. “VX700S” – самый простой гидроцикл, оснащенный проверенным временем двухтактным 700-кубовым двигателем. Его мощность около 70 л.с. Из явных плюсов – сухая масса в 240 кг. Его ближайший родственник по линейке “VX Sport” весит уже на сто килограммов больше. Зато в его активе более экологичный четырехтактный двигатель в 1.052 куб. см (около 110 л.с.), чуть более интересный дизайн и некоторые бонусы: 70-литровый бензобак, буксировочный крюк и нескользящее покрытие палубы “Hydro-Turf”. Но самое интересное, что этот аппарат получил новую систему управления “RiDE”. У водителя теперь два курка: правый по-прежнему отвечает за ускорение вперед, а вот левый заставит двигаться аквабайк задним ходом. Таким образом водитель не только получает некоторую возможность “притормозить”, но и избавлен от необходимости переключать рычаг трансмиссии при маневрировании.

Sea-Doo Spark

 

Оригинальный подход в борьбе за покупателя продемонстрировали канадцы, разработав семейство гидроциклов “Sea-Doo Spark”. Эту модель сложно подогнать под какой-то существующий класс. Если ориентироваться по цене – ее место в “бюджете”, но если считать в рублях на сантиметр “лодки”, то “Spark”, безусловно, в “туристах”. Создавая этот оригинальный для рынка продукт, канадцы решили рискнуть, свернуть гонку вооружений и дать покупателю простой, небольшой по размерам и доступный сидячий аквабайк. Своего рода возвращение к истокам. Трехцилиндровый двигатель “Rotax” в 900 “кубиков”, мощность, в зависимости от прошивки, – от 60 до 90 л.с., минимум “наворотов”, яркий дизайн и множество цветовых решений. А небольшие размеры, малый вес и продуманная геометрия корпуса наделяют этот аквабайк удивительной легкостью в управлении. Форма днища очень “цепкая”: сорвать этот аппарат в занос очень сложно. Зато небольшая масса и чуткая реакция гидроцикла на приложение веса райдера к носу или корме позволяют подныривать под собственную волну после разворота. Простой, но очень эффектный трюк. А самое приятное – это расход топлива, в зависимости от мощности двигателя, от четырех до семи литров в час, что в несколько раз меньше показателей “туристов” и “спортов”.

Туристический класс представлен обширнее. Как правило, у производителей есть несколько модификаций модели, чтобы удовлетворить широкий круг покупателей. Ведь этот сегмент самый массовый. Форма днища и спонсонов у “туристов” выполнена в спортивном ключе, чтобы наделить аквабайк хорошей стабильностью на прямой, в том числе на волне, и обеспечить острую управляемость и отзывчивость в виражах. Растущая мощность двигателей диктует большую производительность водометов и, как следствие, более оперативный отклик на поворот руля с “щедрым” нажимом на курок газа. Появляются и приятные бонусы в виде красочных приборных панелей, богатой палитры цветов, качественных материалов отделки палубы и сиденья, дополнительных проушин для крепления водных “бананов” или “ватрушек”, объемные водонепроницаемые боксы для вещей и т.п. Эти модели внешне очень схожи со спортивными (что, безусловно, плюс имиджевой составляющей), однако посадка водителя все еще не столь обязывающая, задняя палуба может быть просторнее для удобства купальщиков, а на борт можно подняться втроем.

Kawasaki TX-15F

В этой нише появился еще один японский производитель – “Kawasaki”. Его модель для путешествий – несколько упрощенный вариант спортивного семейства аквабайков. Дауншифтинг в первую очередь коснулся двигателя. Лишенный турбины 1.498-кубовый четырехцилиндровый “рядник” ”TX-15F”выдает 152 л.с. Управляемость аппарата также немного сглажена, как и элементы отделки и дизайна. А вот форма днища такая же, что и у спортивной модели. Внешность немного проще, отзыв на курок газа не столь дерзкий, а общий уровень потребительских характеристик при этом максимально высокий.

Yamaha FX Cruiser High Output

Яркий представитель туристического класса – “Yamaha FX Cruiser High Output”. Для удобства использования он получил просторную заднюю платформу, комфортное трехместное сиденье, не самое острое и требовательное управление. В активе – четырехцилиндровый двигатель объемом в 1.812 куб. см и мощностью около 160 л.с. (неофициальные данные). Многофункциональная приборная панель, электронный реверс, четыре положения руля и уже упомянутая нами система “RiDE” c двумя курками газа для хода вперед и назад.

Sea-Doo GTI 4-TEC 155 SE

Канадцы не стали изобретать велосипед и пошли по аналогичному, что и “Kawasaki”, пути упрощения спортивной линейки. Отдыхающим на воде предлагается “Sea-Doo GTI 4-TEC 155 SE” с четырехцилиндровым двигателем в 1.494 “кубика”. В атмосферном варианте его мощность 155 “лошадок”. Аквабайк сохранил спортивную форму и грани, так что управляемость у него на высшем уровне.

Спортивные аквабайки – верх инжиниринга каждой компании. Построены они по принципу спорткаров: максимально возможное снижение массы, максимум мощности и лучшие технологии. Производители используют четырехцилиндровые четырехтактные моторы с турбонаддувами, двухвальными головками блока, передовыми впускными системами и развитой электроникой. Мощность таких силовых агрегатов подбирается к отметке в 300 л.с.! Разумеется, кататься на “спортах” лучше в большой акватории: только там можно раскрыть весь потенциал аппарата. Помимо двигателя уделяется масса внимания качеству пластика корпуса, его форме, форме киля и оребрению. Зачастую спонсоны имеют возможность регулировки, чтобы подстроить технику под воду и стиль вождения. Помимо энерговооруженности, повышенное внимание уделяется эргономике водительского места: расслабленных покатушек не будет, пилот должен телом чувствовать малейшее изменение поведения техники. Спортивные аквабайки требовательны к квалификации пилота. Скорость в 60-70 км/ч они набирают почти мгновенно, с такими перегрузками при ускорении несложно вылететь из седла. Смена направления происходит также очень быстро. Ошибка в управлении на таких скоростях чревата печальными последствиями. Не будем лукавить: гидроциклы этого сегмента склонны к повышенному расходу топлива, 70-литровых баков при скорости под “сотню” едва хватает на часовой марш-бросок. Да и с точки зрения налогообложения – сплошное расточительство. Увы, за скорость нужно платить, и платить дорого.

FZR SVHO

В этом сегменте правит бал семейство “FZR”, а первую скрипку играет топовая модель “SVHO” с турбированным двигателем с четырьмя цилиндрами объемом 1.813 куб. см. Официально мощность не уточняется, но, по альтернативным данным, она составляет от 260 до 270 л.с., что при весе аквабайка в 375 кг наделяет его ураганной динамикой. На нее же работает и водомет диаметром 16 см с восьмилопастной крыльчаткой. Из интересного – телескопическая рулевая колонка для удобной езды (как сидя по спокойной воде, так и стоя на волнах). А легкий корпус “NanoXcel2” заточен под улучшение динамики и повышение стабильности при движении. Но не стоит думать, что скоростью можно наслаждаться только в одиночестве: двухместное седло позволит взять на борт пассажира.

Kawasaki Ultra 310R

Пиковая мощность спортивного флагмана от “Kawasaki” – “Ultra 310R” достигается с помощью турбонаддува. 1.498-кубовый четырехцилиндровый “рядник” выдает 300 л.с. Для полноты картины у водителя есть возможность выбора режима работы двигателя, одной из 18 позиций руля и одного из 16 положений дифферента. Экипаж этого болида тоже может состоять из двух человек.

При всей своей энерговооруженности спортивные сидячие гидроциклы – все равно что машины класса GT: очень быстрые, но на трек им путь заказан. Если в вашей душе живет экстремал, смело записывайтесь в клуб любителей стоячих аквабайков. К тому же не придется ломать голову при выборе: “Yamaha Super Jet” – единственный производимый на сегодня аппарат в сегменте. Объем двухтактного двигателя “Yamaha” – 701 куб. см. Японцы традиционно не оглашают мощность силового агрегата, но есть неофициальные данные: около 80 л.с. Вес “Super Jet” – 139 кг, что очень удобно с точки зрения перевозки и спуска на воду. Катание на таком аппарате подарит не только яркие впечатления, но и неплохую физическую форму. Да и акватория может быть любой: даже небольшое озеро рядом с дачей – отличный повод спустить “Jet” на воду. Самая яркая особенность – “Jet” стабилен только в движении. Стоит остановиться, и водитель тут же падает в воду. Повороты нужно проходить в глубоком наклоне словно на спортивном мотоцикле, а любая волна – повод для прыжка. Безусловно, в первые дни придется повозиться, вернее, поплескаться. Чтобы освоить быстрый старт из воды, потребуется час. Устойчиво “встать на ноги” – от нескольких часов до нескольких дней. Ну а дальше все зависит от вашего желания. Профессионалы говорят, что на “стоячке” учишься чему-то новому с каждым выходом на воду, но разучить пару трюков можно месяца за три-четыре.

Yamaha Super Jet


Перед прогулкой

Идеальный вариант, если ваш загородный дом находится у берега водохранилища и по соседству расположен яхт-клуб. О транспортировке техники можно не беспокоиться. Но если вам не интересна привязка к одному месту, то придется вместе с гидроциклом купить прицеп. Современный рынок предлагает множество вариантов на любой вкус и кошелек. Хотя прицеп – лишь половина дела. Гидроцикл мало довезти до воды, его нужно бережно выгрузить. В одиночку проделать такой трюк не удастся. Даже относительно легкий стоячий “Super Jet” требует при выгрузке напарника. Тяжелые водные “туристы” весом под четыре сотни килограммов потребуют сил и сноровки четверых. Если такого количества помощников нет, нужно найти оборудованный съезд к воде. Если он с твердым покрытием, прицеп можно “утопить”, сдав задом и выгрузив аквабайк прямо в воду. Но если облюбованный вами пляж абсолютно дикий, лучше отказаться от такого упражнения. Ведь посадить, а тем более утопить можно даже самый крутой внедорожник. В таких ситуациях на помощь придет лебедка. С ее помощью можно как спустить прицеп с гидриком в воду, так и вытащить его обратно. Не быстро, но безопасно, да и помощники не нужны.

Оборудованный лебедкой трейлер позволит безопасно спускать и вынимать
аквабайк из воды на диком пляже.

Не стоит забывать и о безопасности на воде. Главное правило, которое следует “зарубить на носу” – обязательное использование жилета безопасности. Даже если вам нужно пройти на аквабайке всего пару метров. Современные жилеты уже не столь громоздки, как раньше, а материалы, обеспечивающие положительную плавучесть, стали тонкими и легкими. Никогда не стоит пренебрегать чекой безопасности. Ключ любого аквабайка выполнен именно в этом формате и требует жест-кой привязки к водителю. Обратный конец чеки нужно закрепить или с помощью петли на руке, или зацепить за жилет. Это гарантирует остановку мотора, если вы по какой-то причине окажетесь за бортом.

Стоит позаботиться и о безопасности водометного движителя гидроцикла. Никогда не заводите технику рядом с берегом. Минимально необходимая глубина – один метр. Смело открывать газ на полную можно, когда под килем будет не меньше двух-трех метров. В противном случае песок и камни окажутся в импеллере и водная прогулка на этом закончится. По этой же причине при возвращении к берегу двигатель нужно заглушить заранее.

На большой воде помните о том, что аквабайки не имеют тормозов (исключение – некоторые модели “Sea-Doo”, но и у них тормоз не носит оперативный характер), поэтому нужно заранее и внимательно выбирать траекторию движения. Управляется гидроцикл поворотом сопла водомета, но если при этом не нажимать на курок газа, маневр не произойдет. Рефлекторный сброс газа вместе с поворотом руля в опасной ситуации, как вы понимаете, картину не изменит. К слову, эта “забывчивость” и является причиной большинства столкновений.

Не стоит пренебрегать и размеченными фарватерами акваторий. Вода коварна: дно может быть не видно вовсе, а в прозрачной воде озер, например на Байкале, можно “промахнуться” с глубиной на несколько метров. В любой непонятной ситуации лучше сбавить скорость. Всегда обращайте внимание на поверхность воды: волна в части акватории при относительной гладкости других участков – намек на отмель. Внезапно появившаяся растительность над водной гладью – повод для смены курса. Конечно, гидроцикл гораздо мобильнее большого судна или катера, но “поймать” мель, как показывает практика, не так уж и сложно. Столкновение с препятствием может не только выбросить вас из седла, но и уничтожить корпус аквабайка. Нужно помнить и о плотности воды, например маневры на предельных скоростях, лихо получавшиеся в пресной воде, в море могут закончиться скольжениями гидроцикла и падением за борт.

Никогда не пренебрегайте спасательным жилетом и чекой безопасности.

Здесь уместно было бы поднять вопрос о защитной экипировке, но таковой не существует. От прохладной воды водителя спасет гидрокостюм, от палящего южного солнца – эластичная серферская майка. Жилет безопасности никак не поможет при ударе о руль аквабайка или о поверхность воды (которая на скорости за 60 км/ч превращается в асфальт), а нужен лишь для того, чтобы остаться на плаву в любой критической ситуации.

Российское законодательство относит гидроциклы к маломерным судам, а значит, у владельца должен быть судовой билет, а у техники – регистрационный номер. После покупки аквабайк нужно зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Ежегодно владельцу необходимо проходить техосмотр гидроцикла и платить налог. Для управления аквабайком потребуется удостоверение на право управления маломерным судном. Причем и судовой билет, и права нужно иметь при себе, а не на берегу. Пройти обучение и получить заветную бумажку также можно в ГИМС или водномоторном клубе. Зато, “закрыв” эти формальности, можно будет не только наслаждаться скоростью и брызгами, но и совершать небольшие путешествия, открывая для себя знакомые места с новой стороны.

Поделиться: