Российский рынок вернется на докризисный уровень…
через четыре года
Россия – единственная из стран БРИК (так называют группу государств с быстроразвивающейся экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай), где продажи новых автомобилей в прошлом году упали, причем в два раза. По мнению экспертов, это связано не только с экономическими проблемами РФ в целом, но и с уровнем автобизнеса в частности, который сильно отстает от автоиндустрии других стран БРИК. Тем не менее потенциал нашей страны участники рынка оценивают как высокий. Однако, по прогнозам, вернуться к докризисному уровню мы сможем не раньше, чем в 2014 году.
В 2008-2009 ГОДАХ продажи автомобилей на мировом рынке сократились с 70 до 62 млн – на 12% по сравнению с 2007-м. А вот на рынках БРИК в совокупности сбыт за этот период увеличился на 26% – с 15 до 19 млн. Рост мог быть и больше, если бы не провальный год в нашей стране. Продажи новых машин уменьшились у нас вдвое, при том что в Китае они выросли на 42%, в Индии – на 13%, в Брализии – на 11%...
Причина такого спада в России, по мнению представителей аналитической компании “Boston Consalting Group”, кроются не только в сокращениироссийского рынка в целом. То, что безумный рост потребления у нас последние пять лет до кризиса был обусловлен высокой стоимостью сырья, и так понятно. Но падение спроса на машины связано, в частности, с проблемамив автоиндустрии. Что это значит? Например, в Китае более 90% продаваемых автомобилей – местного производства. Схожее положение дел в Индии и Бразилии. А в нашей стране импорт по-прежнему очень велик. Из местных производителей крупный только АвтоВАЗ, а зарубежные марки представлены достаточно узко, и мощности их российских предприятий незначительны. А государство вдобавок поднимает пошлины, что делает и без того недешевые автомобили еще дороже. В результате, по данным “PriceWaterHouseCoopers”, продажи импортных машин сократились у нас более чем в два раза: с 1,5 млн в 2008 году до 640.000 – в 2009-м.
Местные автопроизводители потеряли, разумеется, меньше клиентов. В прошлом году было реализовано 360.000 автомобилей зарубежных компаний, имеющих производство в нашей стране, и 390.000 машин чисто отечественных моделей. Против соответственно 580.000 и 700.000 в 2008-м. Картина могла быть более отрадной, считают эксперты, если бы компании в России, прежде всего зарубежных брендов, имели более широкий модельный ряд и более глубокую локализацию производства. Ведь комплектующие все равно приходится везти из-за рубежа, из евро- и долларовых зон. Что, учитывая падение курса рубля, крайне невыгодно.
Правительство уповает на грядущее пополнение числа локальных автопроизводителей. В 2010 году в РФ должны открыться заводы “PSA Peugeot Citroёn”, расширится модельный ряд на уже работающих предприятиях. Однако главная проблема решена не будет, полагают аналитики.
– Производство автомобилей – это не только сборочные конвейеры. А у нас, по сути, лишь они и есть. Автопром – это в большей степени производители комплектующих, причем не металла, стекол и ковриков, а таких компонентов, как амортизаторы, сиденья, элементы ходовой части, двигателей и т.д., – говорит Александр Ковригин, заместитель генерального директора аналитическо-консалтинговой компании “АСМ-Холдинг”.
С этим у нас большая проблема. Из российских компаний лишь 5% отвечает международным требованиям по качеству. А иностранные поставщики автокомпонентов к нам идти не торопятся. На что есть вполне объективные причины. Во-первых, организовать производство деталей выгодно только при условии, что мощности будут составлять не менее 500.000 штук в год. Ни одно наше предприятие столько деталей в год потреблять не сможет. Во всяком случае, в ближайшие пять лет.
– Без государственной поддержки, такой как в Китае или Индии, зарубежным производителям комплектующих невыгодно приходить в Россию. Слишком велики финансовые риски. Без госгарантий крупный и реально серьезный игрок вряд ли захочет организовать здесь свое производство. Один из реальных вариантов – создание СП с российскими предприятиями, но для этого, опять-таки, необходимо желание и гарантии государства, – говорит Эвальд Крайд, управляющий директор российского офиса аналитической компании “Boston Consalting Group”.
Перспективы
ЕСЛИ ситуация с местными производителями автомобилей и комплектующих будет меняться так же, как сейчас, то есть медленно и невнятно, то, по мнению аналитиков “Boston Consalting Group”, продажи новых автомобилей в нашей стране вернутся на докризисный уровень только к 2014 году (см. табл.). Импорт будет постепенно сокращаться, но не принципиально, и к 2014 году достигнет примерно 1,1 млн автомобилей. Объем продаж машин зарубежных брендов российского производства к тому времени составит 1,4 млн штук, а чисто российских марок – примерно 600.000. Поэтому нас будут по-прежнему опережать все остальные страны БРИК. Хотя, если не кризис, мы бы уже обошли Индию и приблизились к Бразилии.
Алексей АКСЕНОВ
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон