Рубрики

Найджел Лэмб: “Гоняюсь в небесах и на земле”

15:53 07-05-2015

К участию в самых зрелищных воздушных гонках “Red Bull Air Race” допускаются только асы. Британский пилот Найджел Лэмб, ставший чемпионом мира по итогам прошлого года, – лучший из лучших. И любит он гоняться не только в небесах, но и на земле.

К участию в самых зрелищных воздушных гонках “Red Bull Air Race” допускаются только асы. Британский пилот Найджел Лэмб, ставший чемпионом мира по итогам прошлого года, – лучший из лучших. И любит он гоняться не только в небесах, но и на земле.

Найджел родился в Родезии (теперь Зимбабве) и с детства решил стать пилотом, как отец, летчик-истребитель, участник Второй мировой войны. Причем решил так твердо, что уже в одиннадцать лет подал заявление на вступление в военно-воздушные силы…

– Мне, естественно, отказали – велели усердно учиться в школе и сначала получить хорошее образование. Что я и сделал. А в 18 лет меня приняли в армейскую летную школу. Первый полет я совершил 11 августа 1975 года. Именно тогда, поднявшись в воздух, впервые в жизни я ощутил чувство настоящей свободы. И с тех пор хотел только летать. Какое-то время служил в ВВС Родезии, а затем прочитал книгу “Дар крыльев” Ричарда Баха и загорелся идеей стать пилотом в авиашоу. И надо же – на глаза попадается объявление о том, что британской пилотажной группе требуется летчик. Я написал про себя, и меня взяли. Перебрался в Великобританию, где уже 30 лет в составе группы высшего пилотажа.

– Трудно военному летчику переквалифицироваться в спортивного пилота?

– Мне повезло с инструктором. Он сразу объяснил: участие в воздушных гонках требует не просто концентрации всех сил организма. Нужно научиться буквально сливаться с самолетом в единое целое. Между прочим, далеко не всем опытным пилотам это удается. Тут не обойтись без особой интуиции, которую в себе надо долго развивать. И в какой-то момент во время полета ты ощущаешь: твое тело словно выходит за свои границы, расширяясь до размеров самолета. Необычное, фантастическое чувство... Кстати, оно очень помогает при рискованных полетах на очень низкой высоте. Ведь если инстинкт подведет, катастрофа неизбежна.

“Я никогда не сяду за штурвал, не проверив каждую мелочь в своем самолете”.

– У Вас есть своя манера пилотирования?

– Наверное, это плавный и выверенный стиль, но с достаточной долей агрессивности, чтобы выдавать крутые повороты на большой скорости.

– При исполнении многих фигур высшего пилотажа возникают огромные перегрузки. Как Вы с ними справляетесь?

– Выручает специальный комбинезон “G-Race” с “жидкими мускулами” – трубочками, наполненными жидкостью. При больших перегрузках они расширяются, сжимая тело и препятствуя оттоку крови. Очень важна и физическая подготовка. Есть приемы, позволяющие сохранять приток крови к мозгу и мускулам, а также особые упражнения для шеи, которая во время гонки наклонена под углом 30-40 градусов. Кроме того, я занимаюсь йогой, стретчингом для растяжки, люблю горные лыжи и дайвинг.

– Когда смотришь на Ваши воздушные гонки со стороны, не покидает чувство, что Вы чуть ли не каждую секунду рискуете жизнью...

– Знаете, на воздушной трассе, в отличие от автомобильного шоссе, никаких сюрпризов не бывает в принципе. Всякий раз еще на земле тщательно обдумываешь, как пролететь всю дистанцию максимально точно. Затем на тренировке проверяешь свои расчеты, ищешь другие возможности. После квалификационных полетов опять все анализируешь. В итоге гонку проводишь с четкой картинкой в голове – что и как надо делать в тот или иной момент… В целом я считаю, что самолет безопаснее автомобиля. Скажите, вы меряете давление в шинах своего автомобиля, прежде чем поехать туманным утром на скорости 120 км/ч? А тот пожилой джентльмен, что едет рядом с вами, давно ли он проверял зрение?.. При вождении автомобиля мы многие вещи принимаем как нечто само собой разумеющееся. В авиации все по-другому. Я никогда не сяду за штурвал, не проверив каждую мелочь в своем самолете. И если что-то не так, то полет отменяется.

“Перед каждым полетом мы все тщательно просчитываем. Поэтому неожиданностей,
как правило, не бывает”.

– Вы восемь раз становились победителем Национального чемпионата Великобритании по высшему пилотажу, в прошлом году стали чемпионом мира в гонках “Red Bull Air Race”. Остались еще титулы, которых хотелось бы добиться?

– Я мечтаю хотя бы еще на один год сохранить кубок победителя чемпионата мира “Red Bull Air Race”. Думаю, ему неплохо у меня дома.

Вторая страсть Найджела – автомобили, которые он выбирает не умом, а сердцем.

– Обожаю ретроавтомобили. У меня было несколько MG, в том числе купе “MGB GT”, которое я приобрел, когда управлял вертолетами в Африке. Я эту машину очень любил и всегда обслуживал сам. Когда переехал в Великобританию, купил “MGB Roadster”. Спустя несколько лет подарил его жене, а сейчас старший сын Макс его реставрирует. Эта машина принадлежит нашей семье уже 34 года. Еще в нашем гараже есть старый “Morris Minor”. Мы только своими силами поддерживаем эти машины на ходу, даже специально для этого купили сварочный аппарат. Я много времени провожу с сыновьями в нашей мастерской. Еще мне нравится “Jaguar E-Type”, и, возможно, однажды я его куплю.

– А современные автомобили? Вы к ним равнодушны?

– Есть некоторое предпочтение. Например, моим следующим автомобилем будет “Tesla Model S”. Мне очень симпатична такая комбинация прошлого и будущего, возможность чередовать “Morris Minor” 1968 года и суперсовременный электромобиль.

По мнению Лэмба, самое сложное в ремесле шоу-пилота – научиться сливаться
с самолетом в одно целое.

– Вы такой же азартный водитель, как и пилот?

– Неразумно гонять по дорогам общего пользования, лучше это делать на треке. В Англии, тем более, это не проблема. Я как-то провел день на трассе в Сильверстоуне. Великолепные ощущения! Думаю, я был там неплох, хотя и немного консервативен в стиле вождения. Требуется время, чтобы почувствовать себя комфортно в гоночной машине. Она, как и самолет, должна стать продолжением твоего тела, иначе ты не сможешь побеждать на гонках. А у меня этого времени никогда не хватало. Однако в следующей жизни я не прочь стать профессиональным автогонщиком.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: