Рубрики

Накачка интеллектом. Для чего нужны “мозги” автомобилю

9:56 02-07-2015

Не каждому дано быть водителем экстра-класса. Поэтому создание систем активной помощи человеку за рулем – вопрос не только комфорта, но и безопасности всех участников движения. Какими станут автомобили недалекого будущего, мы увидели на испытательном полигоне в немецком Боксберге, где прошла международная конференция по автомобильным технологиям.

Не каждому дано быть водителем экстра-класса. Поэтому создание систем активной помощи человеку за рулем – вопрос не только комфорта, но и безопасности всех участников движения. Какими станут автомобили недалекого будущего, мы увидели на испытательном полигоне в немецком Боксберге, где прошла международная конференция по автомобильным технологиям.

Одна из разновидностей автоматизированных систем – устройства, которые не берут управление на себя, но максимально облегчают задачу водителю. Возьмем вечную дилемму “тормозить или объехать препятствие?” Известно, что педаль тормоза “в пол” во многих ситуациях – далеко не лучшее решение для ухода от столкновения. А неожиданный маневр в сторону с сохранением контроля над автомобилем под силу не каждому водителю.

Мне предлагают опробовать систему “Evasion steering support”: разогнать машину до 50 км/ч и резко обогнуть стенку из блоков шириной около двух метров, но при этом не тормозить. То есть имитировать ситуацию, когда водитель не успевает среагировать. Вот только задающие траекторию “ворота” из конусов слишком близки к препятствию.

Технология “Evasion steering support” помогает, не прилагая особых усилий,
быстро и безопасно объехать преграду.

...В машине раздался хруст срабатывающей ESP. Одновременно руль словно стал легче и точнее, и автомобиль как по рельсам пролетел параллельно препятствию.

– А можно проехать тот же участок без помощи автоматики? – этот вопрос заставил задуматься инструктора, но в итоге он нехотя согласился.

Скажу сразу, у меня получилось. Только растянутое от непривычно резкого и сильного руления плечо болит до сих пор...

Система “Rear cross traffic alert” может самостоятельно затормозить,
если перед задним бампером неожиданно возникнет препятствие.

Или рассмотрим другую ситуацию. Множество ДТП случается, когда автомобиль выезжает задним ходом с парковки, а стоящие рядом машины затрудняют обзор. Вот и сейчас за рулем “VW Passat CC Variant” я чувствую себя не очень уверенно – справа стоит крупный фургон, а из-за него сбоку в корму нашему универсалу должен врезаться другой подопытный автомобиль. В боковых окнах вижу лишь борт фургона, но радары средней дальности системы “Rear cross traffic alert” в заднем бампере уже распознали приближающуюся опасность и подсветили направляющие линии видеопарктроника красным цветом, тем самым подсказав мне притормозить.

А вдруг водитель прозевает предупреждение? Во время следующего теста заставляю себя не прикасаться к педали тормоза. Решилось все в мгновение – мой затылок впечатался в подголовник. Электроника сама активировала тормоза “Passat” в тот момент, когда за задним бампером проносился хетчбэк.

Датчики становятся все миниатюрнее, к примеру, эта крохотная пластинка –
трехосевой акселерометр.

Системы, подобные этой, принято называть частично автоматизированными. И они могут управлять машиной, когда водителя вообще нет в салоне. По дугообразной траектории мне предлагают припарковать в узкий “гараж” из конусов легковой автомобиль с прицепом-фургоном. Задача, скажем, не из легких даже для опытных автолюбителей. Но сейчас это похоже на компьютерную игру. Сначала подаю, выруливая, “автопоезд” вперед, просто двигая вправо-влево виртуальную машинку на экране планшета, соединенного с автомобилем по беспроводной сети. Потом двигаюсь задним ходом, аналогично направляя пальцем картинку прицепа. Руль в автомобиле крутится самостоятельно благодаря приводу “Servoelectric”…

Дистанционная парковка с помощью смартфона по простоте больше напоминает
компьютерную игру.

Переход к полностью автоматизированным схемам вождения планируется осуществить эволюционным путем, когда количество радаров и ультразвуковых датчиков, а также вспомогательных функций в системах торможения, рулевого управления, навигации перерастет в новое качество. Кстати, опытные экземпляры подобных автомобилей уже существуют. Смотрю, как изменился мой старый знакомый – “бошевский” испытательный прототип полностью автоматизированной машины на основе универсала BMW. Исчезла внушительная радарная “башня” на крыше, убрали под обшивку множество датчиков и сенсоров, и салон уже не напоминает лабораторию...

Водитель автоматизированной “Tesla” может не касаться руля даже на сложных развязках.

Но теперь рядом добавился еще один “беспилотник” на шасси от “Tesla” – на нем сейчас и прокатимся. То, что инструктор занимает водительское место в этом прототипе, чистая формальность – Венскую конвенцию о полной ответственности водителя за свой автомобиль пока никто не отменял. Делать ему все равно ничего не надо. Автоматическая “Tesla” сама отличает главную дорогу от второстепенной, притормаживает перед пешеходами и следует в потоке машин... Но ее еще рано выпускать на дороги общего пользования из-за недостатка информации для работы компьютера “автопилота”. Дело не только в радарах и датчиках. Необходимо снабдить машину подробнейшими картами местности с развязками, знаками, светофорами, дорожной разметкой и информацией о рельефе местности, чтобы автомобиль мог, скажем, заранее включить пониженную передачу при подъеме в гору. А теперь представьте, насколько сложно выполнить эту задачу в глобальном масштабе, да еще и обеспечить обновление картографических данных в режиме реального времени... Этой “сетевой” проблеме был посвящен следующий отдельный раздел конференции.

То, что эта “Tesla” представляет собой настоящий “беспилотник”,
выдает лишь небольшая антенна сзади.


Гаджет на колесах

Объединение автомобилей в глобальную компьютерную сеть ради безопасности движения – только одна из сторон всеобщей “коннективизации” (от англ. Connectivity – связь). Известно: водители в крупном мегаполисе тратят до ста часов в год только на поиск парковочного места. А сколько времени теряется в пробках или в очередях на АЗС! С подключением автомобилей в общую сеть эта проблема должна сойти на нет, так как каждый участник движения заранее будет осведомлен о потенциальных заторах, перекрытых путях, дорожных работах и прочих помехах, пусть даже речь идет о банальной гололедице. И компьютер автомобиля заранее перенаправит вас по оптимальному маршруту, а заодно найдет доступную парковку, рассчитает оптимальное место для заправки или зарядки по запасу топлива или энергии в батареях.

Рекордный дизельный гибрид “VW XL1” тратит всего один литр на 100 км.

К слову, автомобили научат взаимодействовать и с “умным домом”. Электронный дворецкий, связавшись с таким же “коллегой”-шофером, при приближении автомобиля откроет ворота во двор, включит свет в гараже, растопит электрический камин в доме, начнет разогревать ужин в микроволновке...

Новая система рекуперации с 48-вольтовым бортовым оборудованием для гибридов
позволила значительно поднять крутящий момент электродвигателя и на 15%
уменьшила расход горючего.

Есть и более серьезные возможности “коннективизации”. Например, с помощью датчиков автомобиль уже может сообщить о технических проблемах в сервисный центр, что упростит проведение профилактической и ремонтной диагностики. Отдельная тема – управление корпоративными автопарками, логистическими службами, не говоря уже о полицейских, скорой помощи и спасателях. Сложные взаимодействия обещают стать настолько простыми, что ими можно будет управлять с экрана смартфона.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: