Рубрики

Налетай, торопись… Кому нужны клиентские машины в “Формуле 1”?

9:22 03-07-2015

В то время как организаторы “Формулы 1” зарабатывают приличные деньги на продажах прав на телетрансляции и поступлениях от владельцев трасс, принимающих гонки, почти половина выступающих в ней команд едва сводит концы с концами. Теперь им предложен выход. Правда, такой, от которого сами они не в большом восторге. В качестве альтернативы им предложено отказаться от производства собственных машин.

В то время как организаторы “Формулы 1” зарабатывают приличные деньги на продажах прав на телетрансляции и поступлениях от владельцев трасс, принимающих гонки, почти половина выступающих в ней команд едва сводит концы с концами. Теперь им предложен выход. Правда, такой, от которого сами они не в большом восторге. В качестве альтернативы им предложено отказаться от производства собственных машин.

Помимо личного титула, за который борются гонщики, в “Формуле 1” разыгрывается и Кубок конструкторов. Этот зачет уже более полувека отличает серию от других мировых чемпионатов, став настоящим состязанием производителей.

Главе спортивного подразделения “Mercedes” Тото Вольффу нравится идея клиентских шасси –
он говорит, что уже три команды обратились к нему с предложением купить чемпионское шасси.

Каждый коллектив готовит к старту сезона совершенно новый автомобиль. Именно поэтому в чемпионате собраны ведущие инженеры планеты, а технологии, применяемые в “Ф 1”, нередко называют “космическими”. База каждой команды – это предприятие, которое производит в год всего два автомобиля стоимостью  несколько миллионов евро. Но скоро все может измениться.


Со скидкой в 50 процентов

Пути выхода из кризиса, в котором оказалась “Ф 1” в последние годы, обсуждаются давно. Финансовые проблемы частных конюшен усугубились с переходом на новый регламент. За последние годы существование прекратили две команды, а еще одна едва спаслась от банкротства. Расходы растут, несмотря на то что руководители чемпионата постоянно говорят о необходимости их сокращать. Впрочем, это неудивительно, если принять во внимание, как в серии составляются правила. За выбор направления развития отвечает так называемая Стратегическая группа. Места в ее составе зарезервированы за шестью командами: “Ferrari”, “McLaren”, “Mercedes”, “Red Bull”, “Williams” и “Force India”. Лишь две последние из них являются частными. У других участников Стратегической группы финансовых трудностей просто нет, и решают проблемы “бедных” они своеобразным путем.

Главный вопрос на повестке дня сейчас – предложение использования так называемых клиентских шасси. В данный момент команды не имеют права приобретать друг у друга разработки – это запрещено регламентом. Но, возможно, с 2017 года такая возможность появится.

Мониша Кальтенборн и Роберт Фернли уверены – изменения в регламенте, которые пытаются
продавить большие команды, поставят частные коллективы на грань вымирания.

Для того чтобы выступать в гонках с “чужой” машиной, уже не нужно столько сотрудников. Штат инженеров, ответственных за проектирование и разработки, можно распустить, дорогостоящее оборудование – продать, а о том, что такое аэродинамическая труба, позабыть вовсе. Распрощавшись со статусом конструктора, можно сократить расходы почти на 50 процентов. Но это только теория.

Руководители почти всех частных команд в серии уже заявили, что для них подобное развитие событий неприемлемо. В данный момент все они, хотя и не могут конкурировать на равных с заводскими коллективами, содержат конструкторские бюро и занимаются постройкой собственных машин. Приобретение клиентских шасси для каждой из них – это первый шаг к самоуничтожению. Закрыв собственный инженерный отдел и распустив сотрудников, они затем уже не смогут быстро восстановиться.


Дочки-матери

Интересно, что разработкой соответствующих поправок к регламенту занимаются “Ferrari”, “McLaren”, “Mercedes” и “Red Bull”. Их представители провели встречу в Монреале, не пригласив при этом “Williams” и “Force India”. Руководитель последней Роб Фернли открыто заявил, что главная цель “большой четверки” заключается вовсе не в том, чтобы помочь частным командам. Разрешение на использование клиентских шасси может привести к появлению в “Ф 1” команд-сателлитов – дочерних коллективов, которые использовали бы разработки старших команд.

Так, у “McLaren”, похоже, уже есть готовая “дочка”. В GP2 успешно выступает французский коллектив ART, у которого прочные связи с конюшней “Ф 1” из Уокинга. “McLaren” вполне могла бы построить для нее еще две машины. Такие же команды могли бы появиться у “Mercedes”, “Red Bull” и “Ferrari”. У последней уже есть прочные связи с американской “Haas”, которая дебютирует в “Ф 1” в следующем сезоне. Пока Джин Хаас приобретает у “Ferrari” только моторы, коробки передач и некоторые другие элементы, но целиком купить шасси у итальянцев не может, потому что это запрещено регламентом.

Клэр Уильямс, которая возглавляет “Williams”, фактически в одиночку представляет
интересы маленьких команд на заседаниях Стратегической группы.

Если все топ-команды обзаведутся подобными “дочками”, то у “Sauber”, “Force India”, “Lotus” и “Manor” вообще не останется шансов на высокие результаты. Даже сейчас, получая от организаторов чемпионата примерно в три раза меньше призовых, чем члены “большой четверки”, они не могут всерьез с ними бороться. Если же в пелотоне появятся еще и клоны “Mercedes”, “Ferrari”, “Red Bull” и “McLaren”, даже на попадание в топ-10 в отдельных гонках “маленьким” конструкторам рассчитывать будет невозможно. Их производственных мощностей не хватит для того, чтобы бросить вызов командам, которые будут использовать клиентские шасси от ведущих коллективов. В итоге призовых им будет доставаться еще меньше, бюджет будет постоянно уменьшаться… Дальнейшее развитие событий предсказать несложно. Если частные команды одна за другой закрываются уже сейчас, то с введением подобной системы удержаться на плаву будет еще сложнее.

“Нам указали путь развития, – заявил после гонки в Монреале Фернли. – Тот факт, что производители не предприняли каких-либо действий, направленных на сокращение расходов, сразу отвергли предложение об ином распределении доходов и даже не попытались уменьшить стоимость моторов, говорит только о том, что у них своя программа действий. Я убежден, что состоит она в том, чтобы захватить полный контроль над серией – с точки зрения власти и финансов. Идея использования клиентских автомобилей – это последняя часть головоломки. Еще в прошлом году я говорил о том, что большие команды делают все для того, чтобы выдавить независимые коллективы из “Формулы 1”.


Есть ли выход?

У маленьких команд осталось не так много рычагов. Заблокировать принятие поправок, если их не поддержат FIA и промоутеры чемпионата, они не смогут. Поэтому едва ли не последний шанс – обратиться за помощью к кому-нибудь со стороны. Еще весной появились слухи, что в дело может вмешаться Еврокомиссия. Представители частных команд уже обращались к европейским властям с просьбой разобраться в происходящем. Формальным поводом для вмешательства может послужить деятельность Стратегической группы. Ее состав противоречит условиям здоровой конкуренции между командами. Кроме того, частные команды намерены оспорить и процесс распределения доходов в “Ф 1”, по которому богатые с каждым годом становятся все богаче, а бедные – беднее.

Клиентские машины команды ART, которая выступает в GP2, раскрашены в те же цвета,
что и “McLaren”. В следующем году сотрудничество может быть продолжено уже в “Формуле 1”.

Как сообщают британские СМИ, формальная жалоба (ее отсутствие – единственное, что пока сдерживает Еврокомиссию от начала расследования) может быть подана в ближайший месяц.

Насколько велики шансы, что еврокомиссары помогут частным командам отстоять свои позиции в “Ф 1”, сказать сложно. На фоне скандала в FIFA, как полагают эксперты, европейские власти постараются проверить структуру чемпионата как можно более тщательно. Но придраться к контрактам, которые составляют юристы Берни Экклстоуна, будет очень трудно, а Стратегическую группу можно запросто распустить. Правда, уже после того, как она “продавит” решение об использовании клиентских машин.

Тогда Кубок конструкторов будут разыгрывать между собой только четыре-пять команд, а место небольшим частным коллективам, на которых всегда и держалась “Ф 1”, не останется вовсе…

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: