Рубрики

Но тут случился …

Японские производители покидают мировой автоспорт

С разницей в несколько дней международный автоспорт потерял три заводские команды. Сначала об уходе из “Формулы I” объявила “Honda”, а затем “Subaru” и “Suzuki” объявили о закрытии программ в WRC. В условиях кризиса японские концерны расплачиваются за ошибки последних лет.

ИМЕННО финансовым кризисом объясняли руководители этих трех компаний свое решение. Они называли его трудным и тяжелым. Но, по сути, мировой спад в экономике стал уважительным поводом и возможностью уйти достойно.

Бесспорно – кризис серьезным образом сказался на автомобильном рынке. По всему миру падают продажи, заводы один за другим приостанавливают производство, чтобы как-то минимизировать убытки. Однако отказываться от дорогостоящего участия в самых престижных спортивных чемпионатах большинство производителей не спешат. Например, компания “Renault” во главе с Карлосом Гоном, сторонником жесткой экономии даже в “мирное” время, гонки не бросает. Хотя руководитель ее считается одним из лучших “кризисных” менеджеров – несколько лет назад, возглавляя “Nissan”, он закрыл программу участия марки в “Дакаре”. Но сейчас Гон понимает: участие в “Формуле I” для его компании – это своего рода признак благополучия, который только подчеркнет, что марка крепко стоит на ногах. Уход из чемпионата мира сейчас, напротив, может подорвать доверие к бренду.

Поэтому, стоило “Honda” объявить о закрытии формульной программы, все остальные участники чемпионата мира выпустили специальный релиз – они останутся в “Формуле I”. Несмотря на кризис. Тем более что в начале декабря на встрече представителей FIA и руководителей “конюшен” были приняты важные решения по сокращению расходов. “Большие призы” станут почти на треть дешевле уже в 2009 году, а благодаря техническому регламенту, который должен увеличить зрелищность гонок, возможно, возрастет и число зрителей, потенциальных клиентов. Значит, надо просто переждать.

Однако “Honda” предпочла уйти – хотя ее финансовое положение, например, не сравнить с тем, в котором оказался GM. Между тем американский концерн, находясь на грани банкротства, продолжает свою дорогостоящую кампанию по участию в гонках NASCAR.

История болезни

“HONDA” вернулась в “Формулу I” в 1998 году после непродолжительной кампании в 60-х. Сначала с дочерним брендом “Mugen”, затем в качестве совладельца команды BAR. С сезона-2001 она фактически выступала в чемпионате мира в качестве заводской “конюшни”. Старое название было сохранено лишь ради спонсора – табачной компании BAT, но с запретом рекламы сигарет японцы лишились поддержки сторонних инвесторов.

Итогом 10-летнего пребывания в “Ф I” стала лишь одна случайная победа и неплохой сезон 2004 года. Тогда команда заняла второе место в Кубке конструкторов, но на титул не претендовала, поскольку “Ferrari” выиграла в том году 15 гонок из 18 и была вне конкуренции. Последние сезоны “Honda” – это провал за провалом. Восьмое место в 2007 году, девятое – в прошлом. Участие в “Ф I” для марки стало настоящей антирекламой.

Затраты же только росли. В 2006 году концерн стал единоличным владельцем команды – расходы увеличились почти вдвое. К тому же два сезона подряд “Honda” единственной из всех “конюшен” выступала в “Формуле I” без спонсоров. С запретом табачной рекламы замену бренду “Lucky Strike” найти не удалось. С “конюшней” остались только мелкие инвесторы, поэтому руководство “Honda” сочло, что с имиджевой точки зрения более выгодно в одиночку финансировать проект в “Ф I” и запустить программу по поддержке экологии. Два года подряд автомобили команды были раскрашены в цвета земного шара и не несли на себе ни единой рекламной наклейки.

Да, по размеру бюджета “Honda” проигрывала той же “Toyota” в “Формуле I”, однако по прямым вложениям была абсолютным лидером –ведь в остальных командах спонсоры окупали до половины расходов.

Из года в год руководство концерна слышало от руководителя команды Ника Фрая обещания бороться за победы, однако “конюшня” лишь променяла статус середняка на борьбу с аутсайдерами. Плюс ко всему в 2006 году стала участником оглушительного скандала, когда установила не соответствующий регламенту бензобак и была дисквалифицирована на две гонки.

В прошлом году провал был как раз объясним – новый технический директор, легендарный Росс Браун, соавтор семи титулов Михаэля Шумахера в “Benetton” и “Ferrari”, направил все силы на постройку машины для 2009 года. Сфокусироваться на будущем было самым логичным в его ситуации решением, однако руководство японской компании обещания о будущих победах уже слышало. Ему, руководству, нельзя рассчитывать на то, что “Браун все исправит”. Ведь то же самое Фрай когда-то говорил про пилота Дженсона Баттона или инженера Джеффа Уиллиса. Если они не исправили, почему это должно получиться у Брауна? Быть может, совет директоров концерна решился бы закрыть программу еще два или три года назад. Не было лишь достойного повода. Теперь же, в условиях кризиса, он появился…

Кому поможет кризис?

ПОХОЖАЯ ситуация и у “Suzuki”: деньги компании тоже уходили на ветер. Спортивное подразделение марки совершало непродуманные шаги. В первую очередь, когда в 2007 году приняло решение строить дорогую машину для WRC – класса, который доживает последние дни перед сменой регламента. Догнать “Ford” и “Citroёn” за два года было невозможно, но решение об участии в чемпионате мира все же приняли. В результате “Suzuki SX4 WRC” были едва ли не такими же медленными, как автомобили почти серийной группы “N”. Закрыть программу сразу же, через год после ее старта, было бы признанием собственной беспомощности. Но тут удачно подвернулся кризис…

Поражения “Subaru” тоже были притчей во языцех. Одна из старейших команд чемпионата мира – она выступает с 1982 года – в собственном затяжном кризисе. Последние три поколения “Impreza” не выиграли ни одной гонки. Огромные средства были потрачены на разработку нового хэтчбека, который дебютировал в 2008 году в Греции, но оказался не лучше прежних автомобилей – заводские “Subaru” порой проигрывали в минувшем сезоне “частным” пилотам на “Ford Focus” и “Citroёn C4”. И если начало века ознаменовалось двумя титулами Петтера Сольберга и Ричарда Бернса, то последнее время “Subaru” воспринималась многими как гарнир к схваткам между “Citroёn” и “Ford”. Уйти из чемпионата просто так, сдавшись, было бы позором. Ведь для “Subaru” чемпионат мира по ралли – это все равно что “Формула I” для “Ferrari”. Определяющее звено во всей маркетинговой политике. Но тут случился экономический кризис…

Не было бы счастья

С УХОДОМ “Subaru”, казалось бы, в проигрыше оказалась компания “Prodrive”, который готовит заводские “Impreza” к гонкам и обслуживает их – она потеряла щедрый источник дохода. Однако, возможно, решение “Subaru”, напротив, даст британской компании толчок для нового роста.

Не секрет, что руководитель “Prodrive” Дэвид Ричардс – большой поклонник “Формулы I”. К слову, именно при нем “Honda” пережила свой единственный расцвет в гонках “Гран-при” в 2004 году, когда стала второй в командном зачете под вывеской BAR. Сейчас он вновь может вернуться в “Ф I”. С уходом “Subaru” у компании Ричардса остался лишь один серьезный проект – участие “Aston Martin” в гонках на выносливость. Большая часть персонала, которая была занята в проекте WRC, теперь свободна, и по информации западной прессы Ричардс уже получил от двух крупных азиатских компаний предложение возглавить… свою бывшую команду в “Ф I”. Если Ричардс даст согласие руководить “конюшней”, которая до недавнего времени называлась “Honda”, они ее просто выкупят…

Пять лет назад эксперты “Формулы I” недоумевали – зачем руководство “Honda” после второго места в Кубке конструкторов указало Ричардсу на дверь? Ведь именно он пригласил Баттона, структурировал персонал, принес результат. Им показалось этого мало. В “Honda” хотели только побеждать… и всего через пять лет уже сам Ричардс может вернуть себе проблемное хозяйство, но уже без бывших работодателей.

Заводские коллективы уходили из автомобильного спорта и раньше. Команда “Jaguar” в “Ф I” была продана в весьма благополучные времена за один доллар. Потому что не могла бороться. Устали проигрывать в WRC “Skoda”, “Mitsubishi” и “Hyundai”. Кризис тут ни при чем. Сейчас он стал лишь катализатором естественного отбора. Сильнейшие выживут. Так было всегда.

РЕТРОСПЕКТИВА

“Honda” вФ I”

1964 – 2008

США, 1966 год. Механики “Honda” обслуживают машину Ричи Гинтера на трассе в Уоткинс-Глен – в том сезоне команда провела лишь 3 гонки, чтобы лучше подготовиться к сезону-1967.

Германия, 1967 год. За рулем Джон Сертис. “Honda” удалось переманить в свою команду чемпиона мира, и он принес ей победу на “Гран-при Италии”. Но через год “конюшня” покинула “Ф I”, чтобы вновь вернуться через 40 лет.

Германия, 1989 год. В качестве поставщика двигателей “Honda” имела больший успех. “McLaren” конца 80-х годов – это команда мечты. Ален Прост, Айртон Сенна и моторы “Honda”.

Венгрия, 2006 год. Первая и последняя победа в новейшей истории “Honda”. Дженсон Баттон был неподражаем в дождевой гонке. Но ему, как когда-то и Сертису, выиграть еще раз за рулем “Honda” уже не суждено.

Китай, 2007 год. После запрета табачной рекламы у “Honda” не осталось крупных инвесторов, и японские машины выходили на старт в цветах земного шара. Результат – по $ 400 млн убытков в год.

Барселона, 2008 год. У “Honda” было будущее. Команда одной из первых начала тесты новых узлов для сезона-2009. За рулем Бруно Сенна, племянник легендарного Айртона – самого любимого пилота руководства компании.

Subaru” в WRC

1984 – 2008

Франция, 1995 год. Через 5 лет после начала сотрудничества “Subaru” с “Prodrive” пришел серьезный успех. За рулем – чемпион мира 1995 года “летучий шотландец” Колин МакРэй.

Греция, 1998 год. Одна из последних побед Колина МакРэя за “Subaru”. Сам шотландец и его штурман Ники Гристом вскоре ушли из команды. Все ждали провала, но его не последовало.

Новая Зеландия, 2001 год. Новый герой “Subaru” Ричард Бернс становится обладателем титула, но затем также покидает команду. В те времена японская “конюшня” была кузницей чемпионов.

Уэльс, 2003 год. Финиш последнего спецучастка сезона. Томми Мякинен первым поздравляет новоиспеченного чемпиона Петтера Сольберга. Сложно представить, что титул норвежца станет последним для “Subaru” в WRC.

Греция, 2008 год. Презентация нового хэтчбека “Impreza”. Крис Аткинсон, Петтер Сольберг и все члены команды “Subaru” возлагали на него особые надежды, но побед он так и не принес.

Уэльс, 2008 год. Бесславное 4-е место Петтера Сольберга на финише последнего для заводской команды “Subaru” этапа WRC. Капризной “Impreza” стало неуютно в британской грязи.


Новости Mitsubishi на апрель 2021

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: