Рубрики

Новые владельцы “Ф1” столкнулись с критикой со стороны команд и организаторов гонок

15:31 24-02-2019

Компания “Liberty Media”, под контроль которой “Формула-1” перешла в 2016 году, никак не может избавиться от наследия бывшего управляющего чемпионатом Берни Экклстоуна. Теперь с открытой критикой курса владельцев серии выступили организаторы гонок.

Проверка на прочность

Компания “Liberty Media”, под контроль которой “Формула-1” перешла в 2016 году, никак не может избавиться от наследия бывшего управляющего чемпионатом Берни Экклстоуна. Теперь с открытой критикой курса владельцев серии выступили организаторы гонок.


Устроителям этапов “Ф1”, похоже, не очень нравится идея “Liberty Media” о расширении календаря чемпионата. Едва американская компания выкупила контрольный пакет акций, новые руководители серии заговорили о том, что количество гонок необходимо увеличить. Одна из целей – организовать еще один этап в США, и ближе всего к реализации этой идеи “Liberty” подобралась в Майами. Переговоры об организации Гран-при ведутся уже давно, но пока не увенчались успехом. Впрочем, сами по себе они уже стали предметом для конфликта между владельцами серии и многими организаторами других гонок.


> В Великобритании, где базируется большинство команд, гонки чемпионата показывает только платный канал.


Предполагается, что “Liberty” готова предложить устроителям этапа в Майами уникальные для “Ф1” условия. Сейчас промоутеры Гран-при платят фиксированные отчисления по нескольку десятков миллионов долларов ежегодно – это устоявшаяся практика в чемпионате мира и один из оплотов финансового благополучия серии. Однако в “Liberty” подумывают изменить существующую модель, и один из новых вариантов может быть опробован как раз в Майами. Предполагается, что организаторы гонки могут получить контракт, по которому не будут платить “Формуле-1” фиксированную сумму, а вместо этого поделятся заработанными средствами по итогам проведения Гран-при – до сих пор беспрецедентная для “Больших призов” методика.


Падение рейтингов

Даже несмотря на то, что соглашение с Майами пока не подписано, сам факт переговоров уже вызывал недовольство устроителей других этапов. В конце января ассоциация промоутеров этапов “Ф1” выпустила официальное заявление с открытой критикой в адрес “Liberty Media”. В нем были выделены три главные проблемы чемпионата. Помимо обеспокоенности поиском “альтернативных бизнес-моделей”, как в случае с Майами, организаторы гонок недовольны тем, что “Ф1” постепенно уходит с бесплатных вещательных площадок. Аудитория серии постепенно сокращается из-за того, что болельщики вынуждены платить за просмотр трансляций – в особенности на традиционно сильных для “Ф1” рынках. Для примера, в Великобритании, где базируется большинство команд, гонки чемпионата показывает только платный канал “Sky Sports”. Это неизбежно ведет к падению зрительского интереса, поскольку широкой публике трансляции недоступны. Как следствие, это несет в себе потенциальную угрозу для устроителей гонок, поскольку им банально становится сложнее продавать билеты непосредственно на Гран-при.


  Берни Экклстоун сделал “Формулу-1” популярной, но в последние годы руководства пытался
  лишь извлечь из этой популярности максимальную выгоду.

 

Неудивительно, что главным критиком политики “Liberty Media” выступает глава компании-промоутера “Гран-при Великобритании” Стюарт Прингл. Он по совместительству является и председателем FOPA, публичное заявление которой в адрес владельцев серии было написано от лица организаторов 16 гонок чемпионата. Контракт на проведение гонки в Сильверстоуне истекает в следующем году, и все идет к тому, что “Ф1” впервые за всю историю проведения чемпионата останется без этапа в Англии. Одновременно подходят к концу и контракты с организаторами гонок в Италии, Испании и Германии – то есть на традиционно самых сильных рынках “Ф1”. “У “Liberty” непоследовательные идеи, – пояснил Прингл позицию FOPA. – До сих пор мы все вели себя послушно и тихо. Но теперь у нас возникли серьезные опасения по поводу будущего спорта под руководством тех, кто им сейчас управляет. Майами, похоже, получит бесплатный контракт. Для других это не очень хорошо, в особенности для парней в Остине, которые прилагают все усилия, чтобы проводить гонку. И если это будет продолжаться, в “Формуле 1” будут проходить на трассах второго сорта, если вообще будут”.


В рядах согласия нет

Впрочем, с критикой FOPA тоже не все так просто. Ассоциация включает в себя не всех организаторов гонок, то есть ее позицию разделяют далеко не все промоутеры. Больше того, и среди ее членов не все согласны с тем, что политику “Liberty Media” стоило критиковать публично. В частности, организаторы “Гран-при Мексики”, даже несмотря на членство в FOPA, выпустили собственное заявление, в котором подчеркнули, что претензий к владельцам серии не имеют – даже при том, что их собственный контракт истекает в 2019 году. Спустя несколько дней после публикации заявления соглашение на проведение гонки продлили в Азербайджане. То есть говорить о том, что “Ф1” вскоре негде будет проводить гонки из-за разногласий с владельцами трасс, пока еще очень рано.


  Автодром в Сильверстоуне, где состоялась первая в истории чемпионатов мира гонка “Ф1”
  в 1950 году, может выпасть из календаря в следующем сезоне.

 

Очевидно лишь, что действующим положением вещей особенно недовольны те промоутеры, которые организуют гонки без государственной поддержки. Показательно, что от критики “Liberty” воздержались в основном те, чьи Гран-при проводятся либо за счет, либо при поддержке правительств стран. Среди них организаторы гонок в России, на Ближнем Востоке и той же Мексике – для большинства из них этапы “Ф1” являются имиджевыми проектами, и именно они платят владельцам чемпионата наибольшие суммы. Подобные проекты в большинстве своем убыточны. Тем же, кто пытается организовывать Гран-при на частные средства, все сложнее находить деньги на “Формулу-1”.

В любом случае, даже если в рядах промоутеров этапов нет согласия, заявление FOPA стало очередным катализатором для продолжения дискуссии о выбранном “Liberty” курсе развития серии, и к ней активно подключились команды чемпионата. У которых к новым владельцам чемпионата есть собственные вопросы.


“Формула 2021”

Главное испытание ждет “Liberty” в ближайшие пару лет. У “Формулы-1” истекают контракты не только с этапами, но и с командами – и удержать их тоже непросто. “Большие призы” в последние годы окончательно превратились из спорта в маркетинговую площадку. Ситуация здесь даже хуже, чем с гонками: в “Ф1” почти не осталось полностью частных гоночных коллективов, а все выступающие в серии команды поддерживаются сторонними инвесторами, для которых гонки являются либо увлечением, либо инструментом продвижения бренда. “Mercedes”, “Renault”, “Ferrari” и “Alfa Romeo” поддерживаются автопроизводителями, у “McLaren” есть щедрые спонсоры Ближнего Востока, “Racing Point” и “Haas” содержат миллиардеры из Северной Америки, а “Red Bull” продвигает в “Ф1” собственную продукцию, содержа две команды. Единственной полностью частной осталась лишь “Williams” – и она в прошлом году заняла последнее место в Кубке конструкторов.


  Новый глава “Ф1” Чейз Кэри в непростом положении: ему нужно исправлять ошибки прежнего
  руководства, отбиваясь при этом от критиков.

 

Команды “Ф1” – это уже не гоночные коллективы, для которых выступления в чемпионате являются основой бизнеса, а потому удержать их в чемпионате сложнее. Особенно если речь идет о крупных концернах – включая “Red Bull”. Именно с этим, кажется, связано то, что “Liberty” столь осторожно подходит к планированию будущего. Соглашения с командами истекают в 2021 году. Тогда же, согласно замыслам руководителей серии, в силу должен вступить новый регламент. Работа над ним – самая ответственная задача “Liberty” на ближайшее время.


> В теории спасти “Ф1” должен так называемый потолок расходов.


Задумок много. В прошлом сентябре руководители чемпионата опубликовали эскизы того, какими могут стать машины серии. Если осуществить задуманное удастся, “Формула-1” станет чем-то похожа на “Звездные войны”. Но красивая картинка – лишь полдела. Куда важнее, что в “Liberty” будут делать с экономической моделью. Поскольку команды в чемпионате уже давно живут не по средствам, руководители серии решили ограничить бюджеты. Сейчас, если упростить, в “Формуле-1” побеждают самые богатые: три топ-команды с наибольшими бюджетами практически недосягаемы для остальных, и долго в подобных реалиях серия существовать не может. Так глава “Haas” Гюнтер Штайнер, команда которого закончила предыдущий сезон на пятом месте, категорично заявил: если в 2021 году у остальных коллективов опять не будет шансов побороться даже за подиум, то оставаться в серии он не видит смысла.


  Осенью прошлого года руководство “Формулы-1” представило собственное видение того,
  как должны выглядеть машины чемпионата.

 

В теории спасти “Ф1” должен так называемый потолок расходов. Командам могут просто запретить тратить больше определенной суммы в год – на данный момент, по слухам, в “Liberty” склоняются к варианту с границей в 150 млн евро на сезон. Но осуществить контроль за расходами на практике будет непросто – у тех же производителей есть теоретическая возможность делегировать часть разработок сторонним отделам, которые могут быть напрямую и не связаны с командами в “Формуле-1”. Многие опасаются, что с введением потолка затрат разрыв между коллективами станет только больше.


Деньги или будущее

Если оценивать ситуацию глобально, то “Liberty” всего-навсего осталось преодолеть наследие, оставленное Берни Экклстоуном. Это при нем организаторы гонок соглашались заключать контракты, по которым ежегодно перечисляли “Формуле-1” все большие суммы. Это при нем “Ф1” отправилась покорять Азию и Ближний Восток, где при поддержке правительств организаторы гонок готовы были платить в разы больше, чем в Европе. Это он окончательно превратил главную серию планеты в бизнес, где нет места обычным гоночным коллективам. Это он постепенно увел “Ф1” с общедоступных каналов на платные – с целью заработать еще больше.


  Так, по мнению одного из дизайнеров, работавших над новым имиджем “Ф1”,
  должны выглядеть машины серии в 2021 году.

 

У “Liberty” есть два пути: либо продолжить монетизировать славное прошлое “Формулы-1”, либо попытаться сделать задел на будущее. Но этого, кажется, невозможно добиться, не пойдя на уступки организаторам гонок и не пожертвовав прибылью от контрактов с платными телеканалами.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: