Рубрики

О чем команды “Ф 1” договариваются с Экклстоуном

17:13 31-05-2012

В конце нынешнего сезона истекает срок действия “Договора согласия” – документа, регламентирующего участие команд в чемпионате “Формулы 1”. Сейчас “конюшни” и Берни Экклстоун ведут непростые переговоры относительно текста следующего договора. Главный камень преткновения, конечно, деньги.

В конце нынешнего сезона истекает срок действия “Договора согласия” – документа, регламентирующего участие команд в чемпионате “Формулы 1”. Сейчас “конюшни” и Берни Экклстоун ведут непростые переговоры относительно текста следующего договора. Главный камень преткновения, конечно, деньги.

“ФОРМУЛА 1” – весьма прибыльное предприятие. Финансовое благополучие чемпионата складывается из трех основных составляющих: доходов от телетрансляций, поступлений от организаторов гонок и спонсоров. От телеканалов и устроителей “Гран-при” компании Берни Экклстоуна получают примерно по $500.000.000 в год. Контракты с организаторами гонок составлены таким образом, что с каждым новым сезоном сумма отчислений становится больше.

Все доходы примерно поровну делятся между владельцами гоночной серии – холдингом “CVC Capital Partners” и Экклстоуном – с одной стороны и командами, участвующими в чемпионате, с другой. Так, в 2010 году все “конюшни”, согласно официально опубликованным данным, получили $658 млн. С учетом роста прибыли в прошлом сезоне доходы команд, по оценкам аналитиков, составили уже около $700 млн.

То, как их следует делить между всеми двенадцатью коллективами, и прописано в “Договоре согласия”.


Кто в плюсе?


ФОРМУЛА распределения доходов – самый жаркий предмет споров между командами и организаторами чемпионата. Текст “Договора согласия” держится в секрете, но по информации, попадавшей в открытые источники, можно делать выводы о том, сколько примерно зарабатывает каждая из команд.

Размер поступлений от организаторов напрямую зависит от результатов команды, показанных в сезоне. Но все не так просто. Общий фонд делится на три части: первую составляют бонусы, которые выплачиваются далеко не всем командам, а оставшаяся сумма делится делится еще надвое: одна половина распределяется поровну между десятью лучшими коллективами, вторая – уже в зависимости от мест, занятых в Кубке конструкторов.

Можно предположить, что из общей корзины в последние два сезона больше всех получала “Red Bull Racing”, выигравшая все титулы сезонов 2010 и 2011 годов. Чуть меньше заработали “McLaren”, “Ferrari” и остальные коллективы. Но это утверждение верно лишь в том случае, если не учитывать бонусы. Они положены командам, имеющим определенные заслуги вроде побед в чемпионате, – для организаторов важно сохранить ведущие коллективы, и в первую очередь речь идет о “Ferrari”.

Это единственная команда, принявшая участие во всех чемпионатах “Ф 1”, начиная с самого первого в 1950 году. Итальянский коллектив – один из главных символов чемпионата, и лишь за это “Ferrari” получает от компаний Экклстоуна 2,5% от всех денег, положенных командам, то есть в последние годы примерно $20 млн. Общая сумма отчислений, полученных “Ferrari” от организаторов в прошлом сезоне, по оценкам специалистов, составила более $100 млн. Это примерно половина бюджета “конюшни” – остальную часть расходов покрывают спонсоры. По неофициальной информации, на содержание команды ни сама “Ferrari”, ни FIAT, которому принадлежит марка, не тратят ничего – это полностью самоокупаемое предприятие.

“Исторические” бонусы есть и у других команд, к примеру, “Williams” и “McLaren”. Но они ни в какое сравнение не идут с теми суммами, что получает от компаний Экклстоуна “Ferrari”. Неудивительно, что “Скудерия” в спорах между “конюшнями” и организаторами чаще всего занимает сторону последних...


Разделяй и властвуй


ПОСЛЕДНИЙ громкий конфликт между командами и Экклстоуном случился как раз накануне подписания действующего “Договора согласия” в 2009 году. Недовольные предложенными условиями коллективы, большую часть которых составляли “конюшни” автопроизводителей, организовали так называемую ассоциацию команд “Ф 1” (FOTA). Вместе они угрожали создать альтернативный чемпионат. Но угрозы так и остались угрозами – Берни пошел на небольшие уступки, плюс на помощь подоспел экономический кризис, и производители охладели к “Формуле 1”.

Ассоциация команд продолжила существование, но за последние три года Экклстоун сделал все, чтобы отбить у участников охоту к объединению. Фактический развал организации был довершен в конце прошлого года, когда из состава FOTA вышли “Ferrari” и “Red Bull Racing”. Каким образом это удалось сделать – можно долго не гадать. По новому варианту договора согласия они получат еще больше привилегий и смогут сохранить преимущество просто за счет больших бюджетов. Для команд-лидеров выгоднее “дружить” с Берни, чем с другими командами.

Делясь деньгами с лидерами, Экклстоун, в свою очередь, помогает им оставаться на вершине. Берни – противник идеи лимитирования бюджетов, за введение которого ратуют “маленькие” команды. Казалось бы, тратить меньше – здравая идея, но не всем “конюшням” она по душе. Один из главных противников жестких финансовых ограничений – “Red Bull”. Глава австрийской компании по производству энергетических напитков Дитрих Матешиц вложил в свою команду немало средств: чтобы включиться в борьбу в лидирующей группе, несколько лет “Red Bull” фактически в одиночку финансировала проект, обеспечивая команде бюджет, сопоставимый с другими ведущими коллективами. Вложения оправдались, и теперь команда Матешица почти близка к выходу на самоокупаемость. Большую часть бюджета покрывают поступления от FOM, которые благодаря победам в Кубке конструкторов в последние годы достигают примерно $90 млн., и доходы от спонсорских контрактов – инвесторов у “Red Bull Racing” с тех пор, как команда стала побеждать, прибавилось значительно. При этом, согласно исследованиям, австрийская компания благодаря трансляциям в “Ф 1” получает по ходу сезона столько эфирного времени, сколько могла бы выкупить у мировых телеканалов за $500.000.000 – при том что тратит как минимум в десять раз меньше...

Содержание команды в последние годы – невероятно прибыльное предприятие для самого Матешица. И ему, как “Ferrari” с “McLaren” невыгодно, если расходы команд “Ф 1” будут и дальше снижаться. В таком случае его прежние вложения просто обесценятся. В империи Экклстоуна, чтобы стать успешным и преуспевающим, сначала нужно изрядно потратиться.


Тест на верность


В АПРЕЛЕ Экклстоун объявил о том, что достиг договоренности с большинством коллективов о подписании нового варианта “Договора согласия”. Предложением Берни остались довольны “Ferrari”, “McLaren” и “Red Bull”. Согласно просочившейся в прессу информации, именно этим коллективам в новом варианте договора положены главные бонусы. Продолжаются пока переговоры с “Mercedes AMG” и “Williams”. Первой из них Берни не предложил фактически ничего, даже несмотря на то, что в 2009 году еще под именем “Brawn GP” она выиграла Кубок конструкторов. В Штутгарте не слишком довольны тем, что соперники по борьбе за титул будут получать от организаторов больше.

В чем причина такого отношения Экклстоуна к “Mercedes AMG” – вопрос. Безусловно, текст “Договора согласия” может быть составлен таким образом, чтобы и штутгартцам достались некие привилегии. Но, возможно, Берни просто хочет удостовериться в серьезности намерений немцев: само собой, у “Mercedes-Benz” есть деньги на содержание команды, и дефицит бюджета они покрыть в состоянии, как когда-то это делал Матешиц. Если в результате скандала, который сейчас только набирает обороты, штутгартцы решат покинуть серию, Экклстоун наверняка не будет сильно жалеть. Для главы чемпионата подписание нового договора с “Mercedes-Benz” – это своего рода тест на верность. Если немцы и правда заинтересованы в долгосрочной программе – они согласятся. Если нет – уйдут сразу, и Берни не будет их держать: “Ferrari” и “Red Bull” ему сохранить важнее.


Вместо заключения


ЕЩЕ ОДНА команда, не сразу согласившаяся на условия Берни, это “Williams”. Как выяснили близкие к “конюшне” журналисты, это было вызвано личным конфликтом Экклстоуна с Адамом Парром, теперь уже бывшим руководителем команды. У молодого по меркам “Ф 1” менеджера были свои взгляды на то, как должен вестись бизнес в чемпионате. В итоге, по слухам, именно из-за несовпадения его взглядов со взглядами Экклстоуна Парр и лишился работы. В ближайшее время “Williams”, уже без Адама, подпишет-таки договор с Берни.

Нынешний “Договор согласия”, скорее всего, станет последним в карьере Экклстоуна. Ему уже 81 год, но он, похоже, единственный человек, который может найти правильный подход ко всем командам и четко знает, кому и сколько можно предложить...

“Формула 1” продолжает богатеть, принося своим владельцам огромные дивиденды. Проблема в том, что в выстроенной Берни Экклстоуном империи способен править только он одни. Но что будет потом?

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: