Рубрики

О камерах, правилах и не только

14:19 24-02-2019

Похоже, что до наших чиновников наконец-то дошло, что камеры, фиксирующие нарушения ПДД, превратились в инструмент зарабатывания денег, пополнения казны и, чего греха таить, карманов “отдельных товарищей”. На камерах давно расцвел бизнес.

Вячеслав Лысаков, депутат Государственной думы:
О камерах, правилах и не только

Похоже, что до наших чиновников наконец-то дошло, что камеры, фиксирующие нарушения ПДД, превратились в инструмент зарабатывания денег, пополнения казны и, чего греха таить, карманов “отдельных товарищей”. На камерах давно расцвел бизнес. Как правило, при планировании региональных бюджетов в них закладывается определенная сумма, которую в виде штрафов должна принести та или иная камера. Увы, про то, что дорожные камеры – это прежде всего способ профилактики нарушений ПДД, повышения безопасности на дорогах и снижения аварийности, все как-то подзабыли. Не безопасность – прибыль ставится во главу угла. 


Доходит до маразма: в Московской области камеры сдают в аренду торговцам, которые маскируют их на лотках с овощами и фруктами. Посмотрите, сколько “треног” стыдливо прячутся у дороги гражданскими лицами, подрабатывающими таким же образом. Естественно, все это подогревает и без того нагретый котел социального недовольства со стороны водителей. Поэтому инициатива правительства пересмотреть принципы использования камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, предусматривающая отказ от привлечения частников при работе с ними, мне кажется правильной. Контроль за соблюдением ПДД участниками движения должен быть в руках государства, а не зависеть от различных ООО и ИП, эксплуатирующих сейчас это оборудование. Другое дело, что пока это всего лишь предложение. Какова будет его судьба, получит ли эта идея дальнейшее развитие – пока непонятно...

– Камера, спрятанная в лотке с овощами и фруктами... Разве это не противоречит закону?

– Нет, увы, такого закона. К сожалению, до сих пор так и не появились единые правила и требования к размещению камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. И прямого запрета на скрытые или замаскированные “треноги” тоже нет. ГИБДД лишь указывает лицу, взявшему в аренду камеру, участок трассы, где ее необходимо разместить. А дальше он может делать все, что ему вздумается, – накрывать камеру маскировочной сеткой, прятать ее за машиной и т.д.

Более того, нигде не регламентировано, например, на каком расстоянии от знака, ограничивающего скорость или обозначающего начало населенного пункта, должна быть установлена камера. И получается, что зачастую водители просто не успевают сбросить скорость и попадают под прицел камеры. Также нигде не указано, на каком расстоянии друг от друга разрешается устанавливать камеры. Да хоть через каждые 50 метров их ставь – формально никаких нарушений в этом нет.


  Ситуация с камерами, фиксирующими нарушения ПДД, в ряде регионов доведена до абсурда:
  аппаратуру сдают в аренду придорожным торговцам, которые прячут эти устройства среди
  лотков с овощами и фруктами.

 

Необходимость в создании четкого и понятного стандарта, в котором будут детально и максимально четко прописаны все нюансы размещения камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, назрела уже давно. Но по каким-то причинам Минпромторг, который курирует разработку всех стандартов и ГОСТов, уже несколько лет не может разработать и принять эти требования к камерам.

– Недавно в очередной раз всплыла идея о снижении так называемого ненаказуемого порога превышения скорости. Неужели все так критично?

– На мой взгляд, идея о снижении “допустимого” порога превышения скорости – отнюдь не самая актуальная проблема российских дорог. Здесь все опять же упирается в “коммерциализацию” камер. Что нам говорят? Стало больше нарушителей скоростного режима. Да, количество штрафов перевалило за 60 млн, большинство из которых как раз за превышение скорости от 20 до 40 км/ч. Но это вовсе не говорит о том, что водители стали более беспечными. Причина роста штрафов за превышение скорости в первую очередь связана с тем, что эти нарушения стали чаще выявлять. Прежде всего из-за большего количества камер и искусственно занижаемого скоростного режима.

– Получается, что, снизив “допустимый” порог, по факту мы получим еще больше нарушений?

– Разумеется! Соответственно, увеличится и приток “штрафных” денег. Неудивительно, что идея о снижении “допустимого” порога с 20 до 10 или 5 км/ч, а то и вовсе об его отмене, активно лоббируется рядом заинтересованных чиновников. Но при этом многие забывают, зачем вообще он был введен в 2013 году. Ведь существуют ошибки и аппаратуры, и спидометров, определенные сложности при обжаловании штрафов... В конце концов, не стоит забывать и про коррупционную составляющую, когда даже минимальное превышение скорости оборачивалось для водителя зачастую вымогательством, потерей нервов и времени.


  Фургоны с камерами на крыше стали привычным явлением на Подмосковных дорогах.
  Нередко они появляются в самых неожиданных местах.

 

Сейчас превышение скорости более чем на 20 км/ч является железным доказательством вины водителя. Поэтому автомобилисты и платят сразу, не загружая ГИБДД и суды жалобами, а судебных приставов взысканиями штрафов – тем более что законом предусмотрена скидка в 50% при своевременной оплате. Если нынешний скоростной порог будет снижен, то мы снова получим и неплательщиков, и вал жалоб...

Но ведь при действующем лимите получается, что в городе фактически безнаказанно можно ехать 79 км/ч, что многие и делают. И по идее снижение скорости должно благоприятно сказаться на безопасности дорожного движения...

– Согласен! Но ведь у местных властей есть право устанавливать на опасных участках дорог те или иные ограничения, в том числе и максимальной скорости. Никто же не против, чтобы около школы или в других местах скопления пешеходов лимит скорости был 20 или 30 км/ч. Другое дело, что такие ограничения нельзя вводить как попало и как вздумается тому или иному чиновнику. Необходимо в первую очередь учитывать, что любые мероприятия по установке элементов обустройства автомобильных дорог, в том числе камер или знаков, должны осуществляться в рамках организации дорожного движения на основе схем и проектов. Давайте, наконец, вернем практику участия в этих процессах ГИБДД, наделив ее соответствующими полномочиями в оценке соответствия этих схем и проектов требованиям законодательства, а не будем руководствоваться при установке камер коммерческими соображениями отдельных чиновников, как это происходит сейчас.

– Но вы же не будете спорить, что ни в одной стране нет “ненаказуемого” порога в 20 км/ч, как у нас?

– Но ведь нигде в мире нет и такого количества “ловушек” на дорогах, нет такой циничной и глобальной коммерциализации в сфере организации дорожного движения. Государство вкладывает миллиарды рублей в строительство современных дорог, но одновременно мы на этих же дорогах видим совершенно необоснованные скоростные ограничения. Откуда, например, на открытом просматриваемом участке федеральной трассы вдруг берется знак “40 км/ч”? Ничем не обоснованный, кроме необходимости иметь такую кормушку.


  Даже на федеральных магистралях ни с того ни с сего может появиться знак “40 км/ч”.

 

И потом, не стоит забывать, что скоростные режимы в нашей стране не менялись с 70-х годов прошлого века. Самый яркий пример – Минское шоссе. До границы ограничение скорости 90 км/ч. Въезжаешь в Беларусь – разрешено 120 км/ч. Поэтому необходимо сначала провести полный аудит улично-дорожной сети (особенно федеральных трасс) на наличие необоснованных знаков, ограничивающих скоростной режим, убрать их, а только потом решать, на сколько снижать этот порог и снижать ли его вообще. На ряде трасс и вовсе имеет смысл поднять разрешенную максимальную скорость – есть ряд прекрасных дорог, рассчитанных на 130 и даже на 150 км/ч, но даже на них водители за рулем современных и безопасных автомобилей загнаны в скоростные рамки полувековой давности.

Только после этого можно будет говорить о целесообразности отмены “ненаказуемых” 20 км/ч. В противном случае мы еще больше озлобим людей, нагреем социальный котел. И тогда водители будут надевать желтые жилеты не только в целях безопасности, а станут выходить в них на улицы и площади городов, чтобы показать власти, что она не права...

Поделиться: