Рубрики

Обратный отсчет

“BMW 321” – баварец с русским акцентом

Три, два, один – это не только отсчет времени перед пуском, но и индекс одной из самых популярных моделей BMW тридцатых-сороковых годов. Сейчас “321-я” считается одним из наиболее распространенных олдтаймеров этой марки, но в современной России экземпляр в отличном состоянии – это большая редкость.

ЭТА ВСТРЕЧА когда-нибудь должна была состояться – жизнь очень часто шлет приветы из детства. Синебелый круг на эмблеме был когдато самым первым знаком автомобильной геральдики, различаемым мною из всех остальных. Круг этот красовался на старинном BMW, который стоял напротив хрущевки на Большой Пионерской улице. Огромная машина с большими глазами-фарами, торчащими крыльями и непривычно открывающимися против хода дверями поражала мое детское воображение. Потом внезапно машина из соседнего двора исчезла как будто бы и вместе с детством, а заодно и Советским Союзом. За последующую жизнь я повидал много самых разных старинных автомобилей, но ни одной качественно отреставрированной “BMW 321” долгое время встретить так и не удавалось. И только совсем недавно удалось узнать, что одна из “BMW 321” 1947 года выпуска есть в Москве и ее реставрация завершилась буквально на днях.

Время и деньги

РИНАТ – владелец и реставратор этого “BMW 321” в обычной жизни музыкант и продюсер, работает в артклубе “Ностальжи”. Увлечение ретроавтомобилями началось именно с этой модели. ...Три года назад это была груда железа, хранящегося в обыкновенной ракушке. Предыдущий владелец начал было реставрацию, но дальше разборки автомобиля на части дело не пошло. Ринат купил этот “комплект” за несколько тысяч долларов. Для того чтобы привести BMW в состояние, которое мы видим на фото, пришлось потратить уже десятки тысяч: качественная реставрация – процесс недешевый. Начался он, как и полагается, с полной разборки и дефектовки всех деталей. Были отпескоструены рама и кузов, причем работы по последнему несколько облегчил тот факт, что в его конструкции не было такого обилия дерева, как скажем, у кузова “Mercedes-Benz”, весь каркас которого собирался из буковых брусков криволинейной формы и только потом обшивался металлом. “Баварцы” же, наоборот, стремились обойтись штампованными панелями и сваркой, облегчив тем самым будущим реставраторам восстановление кузова. Большую часть работ Ринат сделал сам своими руками. Перебрал всю подвеску, рулевое управление, трансмиссию, тормоза, протянул электрику. Его особая гордость – двигатель, комплектующие для которого не пришлось делать заново, так как все запчасти к нему были куплены в состоянии “новых”. Даже поршни с кольцами удалось найти, что называется, “в масле”. Из таких мелочей и складывается процесс воссоздания раритетов. В итоге получился отреставрированный автомобиль с большим процентом оригинальных деталей. Вот слегка мутноватые фары с логотипами “Bosch” – основного поставщика электрооборудования всех немецких машин. Шкалы приборов – аутентичные. Клыки на бамперах – в заводском хроме...

Пятна истории

ВНУТРИ чувствуешь себя, как в машине времени. Необычна прямая посадка. Сам салон просторный, но этот простор ощущается только в длину и высоту. В ширину седан несколько “жмет в плечах”. У такой компактности есть и свои плюсы. Например, сидя на водительском сиденье, можно без труда управляться со стеклоподъемником пассажирской двери. Куда сложнее с багажником, доступ в который осуществляется через салон – для этого нужно поднять вверх спинку заднего сиденья. Учитывая, что машина все-таки двухдверная, то подобная операция кажется гимнастическим трюком, и все ради небольшого по объему отделения, в которое войдет разве что пара канистр с бензином. Спинки передних сидений, естественно, откидываются, а их подушки регулируются по длине – такую “опцию” в 30е годы можно было встретить не на всех машинах.

С поворотом ключа в замке зажигания время уносится еще дальше назад – звук шестицилиндрового мотора напоминает мерное стрекотание швейной машинки. Его мощность всего 45 л.с., но особо разгоняться и не хочется.

Рулевое управление у “BMW 321” реечного типа, одно из самых первых в истории автомобилестроения – в тридцатые годы это было новинкой. Точно такое же через пятьдесят лет стало инновационным решением на отечественных “восьмерках”, “девятках” и 41х “Москвичах”. Сам руль у BMW четырехспицевый, из пластмассы черного цвета, посередине – маленькая кнопочка звукового сигнала размером с пятак, обод тонкий и большого диаметра. В ладонях такое рулевое колесо держать непривычно. Еще непривычнее прикладывать физическую силу при рулении: гидроусилителя нет. К слову, руль у этой “BMW 321” поражает еще и своей сохранностью – обычно реставраторы не заморачиваются и ставят зашпатлеванный и свежепокрашенный, а то и вовсе “новодел”. Ринат же сумел разыскать оригинальный руль из “тех времен”, весь поцарапанный потертый, но целый и без сколов. Такая деталь – украшение любого олдтаймера.

Выкидной семафор – предтеча поворотника.

 Педалей не три, а четыре, и все – напольные. Сцепление с тормозом – два небольших квадратика, акселератор – кружок на тонком кронштейне. Четвертая педаль находится левее и выше всех остальных и представляет собой шток насоса системы централизованной смазки шасси. Водители тех лет через каждые сто километров нажимали на нее, и по тонким медным трубочкам смазка поступала в соединения подвески и рулевого механизма. Заправлялась такая система обычным моторным маслом, а машина после подобных смазочных процедур оставляла на дороге масляные пятна.

Усилия без усилителей

ТОРМОЖЕНИЕ тоже оказалось особенным – сказывается отсутствие усилителя в системе. Чтобы совершить это действие, педаль нужно утапливать до конца в пол, а ход у педали далеко не маленький – сантиметров пятнадцать, поэтому первый опыт торможения на этой машине вышел неудачным. Решив притормозить перед “лежачим полицейским”, я машинально лишь слегка надавил на педаль и не почувствовал никакой реакции со стороны машины – бугор мы перепрыгнули на скорости. Передняя подвеска при этом сработала куда лучше задней – все-таки независимая на продольных рессорах, потому и поглотила удар достаточно плавно. Совершенно по-другому среагировал задний мост, представляющий собой неразрезную балку, висящую на двух продольных рессорах.

Боковые зеркала конструкцией
не предусмотрены.

Толчок был очень сильным. Такое “козление” – основной признак всех зависимых подвесок с большой неподрессоренной массой. Рычаг коробки необычайно длинный и высокий, поэтому, чтобы переключиться, надо держать локоть на весу. Очень удобной оказалась форма набалдашника – приплюснутого шара с четкой разметкой схемы переключения передач. Его пластмасса цвета слоновой кости приятно лежит в руке. Из такого же материала сделаны и рычажки вентиляции – ее роль выполняют два лючка перед лобовым стеклом, – и все остальные переключатели. Кстати, отопителя в машине нет – в Германии климат не такой суровый.

Отсутствуют и боковые зеркала – движение в те годы было не таким интенсивным. Зато сейчас без них поездка по Москве кажется рисковым мероприятием, поэтому, передвигаясь по дорогам, мы обходимся без лишних перестроений.

О поворотах сигнализируют выкидные семафоры по бокам – фетиш всех коллекционеров и реставраторов, но окружающие водители вряд ли знают о таком древнем способе подачи сигнала о маневре. Поэтому лучший способ не стать участником ДТП – повертеть головой, убедившись в отсутствии помех.

Цена вопроса

СЕГОДНЯ с помощью Интернета можно найти практически любой старинный автомобиль в какой угодно стране. Ищи и покупай. Но не все так просто. В Европе “BMW 321” в комплектном нереставрированном состоянии может стоить от пяти до двадцати тысяч евро. Возможно, машина даже будет на ходу. Но, купив такой автомобиль, скажем, в Германии, все равно придется вкладывать в него деньги до приведения в более-менее приличное состояние. А вскрыв какой-нибудь недостаток, а то и несколько, владелец такого олдтаймера все равно рано или поздно придет к необходимости полной реставрации. И тогда бюджет работ наверняка превысит продажную стоимость. Но те, кто весь этот процесс пройдет от начала и до конца, могут по праву чувствовать себя героями.

 

Иван БАРАНЦЕВ,
фото Алексея БАРАШКОВА

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: