Не исключено, что к середине осени розничные цены на бензин и дизельное топливо повысятся на 1-1,3 рубля за литр. Это связано с остановкой на плановый ремонт ряда крупных российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако чиновники считают, что оснований для беспокойства нет.
ВЫНУЖДЕННЫЕ простои, как показывает практика, неизбежно ведут к подорожанию горючего. Например, два года назад стоимость топлива на АЗС за один месяц выросла почти на 15%. Нынешней весной Федеральная антимонопольная служба
рапортовала, что только ее вмешательство не позволило нефтяным компаниям поднять цены, сославшись на дефицит, возникший из-за ремонта на НПЗ.
Cитуация усугубляется тем, что в ближайшее время должна встать на профилактику почти половина крупных заводов. Раньше на ремонт закрывалось не более трети НПЗ. Эксперты полагают, что это не может не сказаться на стоимости бензина и дизельного топлива.
– Дефицита нефтепродуктов скорее всего избежать не удастся, – считает независимый эксперт топливного рынка Илья Фролов. – Кроме того, когда остановятся заводы, закончится негласный мораторий на повышение цен, обусловленный осенними сельскохозяйственными работами. Продавцы нефтепродуктов постараются наверстать упущенное, тем более что повод есть.
Однако, как утверждают представители Министерства энергетики РФ, на период проведения ремонта и обслуживания оборудования НПЗ на нефтебазах должен иметься запас бензина и солярки, способный покрыть дефицит. Эксперты, в свою очередь, возражают, что запастись необходимым количеством горючего физически не получится – не хватит объема хранилищ.
Между тем цены на топливо, не дожидаясь закрытия НПЗ и несмотря на уборочную пору, уже поползли вверх. Только за первую неделю сентября, по данным Московской топливной компании, бензин в столице стал дороже на 1,4-2,4% (в зависимости от марки), а солярка – на 0,8%. Похожая картина наблюдается и в других регионах России.
Кирилл САЗОНОВ