Рубрики

Игрушечным его не назовешь…»Smart» держит экзамен российскими дорогами

17:24 17-12-2012

Сейчас наши чиновники судорожно пытаются решить проблемы пробок и парковки в крупных городах, надеясь, наверное, одним рывком устранить накопившиеся за долгие годы пробелы в транспортной политике. А между тем специалисты концерна “Daimler” начали задумываться о возможности коллапса дорожного движения еще сорок лет назад. Именно тогда зародилась идея построить городскую машину нового формата: сверхкомпактную, маневренную, без особых изысков, но вместе с тем модную, безопасную, экономичную и вместительную. Правда, первые “Smart” выехали на дороги лишь в 1998 году, но европейская практика успела показать – в тесной среде мегаполисов подобные автомобили действительно имеют свои плюсы.

Сейчас наши чиновники судорожно пытаются решить проблемы пробок и парковки в крупных городах, надеясь, наверное, одним рывком устранить накопившиеся за долгие годы пробелы в транспортной политике. А между тем специалисты концерна “Daimler” начали задумываться о возможности коллапса дорожного движения еще сорок лет назад. Именно тогда зародилась идея построить городскую машину нового формата: сверхкомпактную, маневренную, без особых изысков, но вместе с тем модную, безопасную, экономичную и вместительную. Правда, первые “Smart” выехали на дороги лишь в 1998 году, но европейская практика успела показать – в тесной среде мегаполисов подобные автомобили действительно имеют свои плюсы.

В России “Smart” до недавних пор оставался экзотикой – выбором узкого круга продвинутых людей, которые не хотели быть похожими на других и ради оригинальности готовы были везти машины из Европы или заказывать их у “серых” дилеров. Однако после недавнего рестайлинга “Smart fortwo” стал продаваться у нас официально. С одной стороны, необходимость в такой модели на рынке давно назрела, но с другой – высокая цена при “несерьезных” размерах оставляет “Smart” в разряде имиджевых вещей. Чего все-таки в этой машине больше: практичности или вызова обществу, и насколько хорошо она приспособлена к нашим суровым условиям, мы выяснили в ходе длительного теста на российских дорогах.

Мы ждали снег... Но весь месяц, пока “Smart” был в распоряжении редакции, стояла не по-осеннему теплая погода. Глобальные изменения климата ломали все наши планы и лишали возможности испытать “Smart” в настоящих российских зимних условиях...

  

Леонид Пащенко:

“В плане мультимедийной начинки “Smart” предоставляет владельцу только необходимый минимум. Различные продвинутые системы приходится заказывать по каталогу аксессуаров”


 

  

Снег повалил неожиданно, в последнюю ночь перед возвращением “Смарта” в представительство... Не дожидаясь фотографа, помчался на стоянку. За пару часов приличный снегопад превратил “Smart” в небольшой сугроб. Однако на его очистку ушла от силы минута. Причем функцию щетки-скребка, которой не было в комплекте тестовой модели, выполнила... сигаретная пачка. В общем, я даже не успел замерзнуть.

smart 2 Salon
Внутри “Smart” столь же лаконичен, как и снаружи.
Веселое настроение призваны создавать детали отделки ярких цветов.

Впрочем, на заснеженной дороге в “Смарте” согреешься быстро. И не только потому, что у него маленький салон. Кровь скорее разогреется от весьма острых ощущений, которые получишь за рулем.

В нашей комплектации “Smart” был лишен подстаканников и косметического зеркала в
водительском козырьке. И то и другое плохо вяжется с имиджем машины.

Там, где снег лежит тонким слоем или уже укатан, “Smart” катит легко и азартно. Он даже нередко первым уходит со светофора благодаря малому весу и заднемоторной компоновке, способствующей хорошей загрузке расширенных ведущих колес. С торможением тоже нет проблем – строгая АБС сильно стрекочет, но не дает машине уйти с траектории. И хотя неважная чувствительность привода затрудняет контроль замедления в штатных режимах, на деле автомобиль оказывается гораздо устойчивее, чем можно было предположить.

  

Георгий Голубев:

“Основная беда “Smart” – протечка воды в салон. Однако на “официальных” машинах такой проблемы пока не встречалось.”


 

  
Георгий Голубев

Однако на толстом рыхлом снегу или обильной снежно-водной шуге “Smart” требует гораздо более осторожного обращения. Чуть пережал газ – моргает пиктограмма ESP. Резко дернул или перекрутил руль – снова на приборах вспыхивает тревожная иллюминация. По сути, только благодаря электронной страховке короткобазный автомобиль не выходит из-под контроля, не пускается в опасный снос или занос. Так что не напрасно ESP входит в список базового оснащения “Smart”.

Салон настолько узкий, что зачастую задеваешь ногой рычаг роботизи-рованной коробки,
переводя ее в нейтраль.

А я держу путь за город. Ведь в нашей необъятной стране и на таких миниатюрных машинах тоже приходится совершать дальние вояжи.

На Новорижском шоссе в ту снежную ночь редкие машины двигались буквально ползком, а мне удалось разогнать “Smart” аж до 70-75 км/ч.

  

Руслан Тарасов:

“Сразу видно, что “Smart” оптимален для города. Наибольшая экономичность достигается в диапазоне скоростей 40-60 км/ч. Реальный расход при спокойной езде по улицам и проспектам Москвы с их пробками составляет 5,2-5,7 л/100 км в режиме “Eco”.


 

  

Быстрее физически невозможно. Автомобилю банально не хватало мощности литровой атмосферной “трешки”, чтобы разрезать своими колесиками хаотичные снежные наметы, доходящие местами до днища... Но зато столько азарта! Газ в полу, пиктограмма ESP не гаснет ни на секунду, “Smart” мелко рыскает из стороны в сторону... И едет!

Едет поразительно надежно и резво. Опытным водителям это добавит адреналина, а новичок даже не успеет испугаться...

Несмотря на скромные размеры, “Smart” весьма функционален.
У него складывается пассажирское сиденье, нижняя часть крышки багажника образует
удобную полку, а внутри нее предусмотрен еще и бокс для мелкой поклажи.

Плоские сиденья имеют всего по две регулировки, что вкупе с закрепленным намертво
рулем делает затруднительным выбор оптимальной посадки.
Верхнюю одежду повесить некуда, и ее приходится бросать прямо на кресло.

О пользе и вреде минимализма

Городская сущность “Смарта” проявляется в другом. Например, структура его салона явно не предназначена для продолжительных поездок. Основная претензия – к сиденьям. Они довольно жесткие и плоские, как скамейки, а также имеют всего две регулировки – их можно перемещать вперед-назад и менять угол наклона спинок. Да еще руль закреплен намертво.

  

Кирилл Сазонов:

“Неудобно заливать незамерзайку. В передней облицовке надо найти два мелких фиксатора, поддеть их ногтем, полностью снять переднюю крышку...”


 

  

Неудивительно, что некоторые сотрудники редакции мучились с подбором оптимальной посадки, а потом, после долгих тестов, кто-то из них жаловался на ноющую спину, кто-то на затекшие ноги... А дамы посетовали еще и на отсутствие косметического зеркальца в водительском козырьке...

Но немного поразмыслив, мы пришли к выводу, что в таком минимализме есть свои плюсы. “Smart” призывает к активному образу жизни: прыгнул в машину, рванул до работы, заскочил в магазин или клуб, потом к друзьям на after-party и так далее, словно белка в колесе. Сегодня здесь – завтра там. В таком бешеном ритме на недостатки посадки уже не обращаешь внимания. Во всяком случае, пока ездишь за рулем один. А вот если надо кого-то подвезти...

Smart” – проворный и маневренный автомобиль, но его подвеске не хватает мягкости,
а коробке передач – расторопности.

Двухместный салон “Smart” очень узкий. И если в нем два человека, то они волей-неволей постоянно касаются друг друга локтями. Хочется открыть окно, чтобы хоть как-то расширить жизненное пространство. Но после нескольких попыток мы перестали пользоваться стеклоподъемниками: рука упирается в дверь, и приходится неестественно выгибать ладонь, чтобы дотянуться до нужных клавиш.

Понятие комфорта в “Смарте” точно такое же стесненное, как и само внутреннее пространство. Из-за скромных размеров автомобиль не дает ощущения уюта, чувства изоляции от внешнего мира. Некоторые из наших экспертов даже отметили, что когда едешь на “Смарте”, все равно что идешь пешком посреди автомобильного потока...

Несколько удивил нас и тот факт, что в столь модном автомобиле практически нет продвинутых мультимедийных прибамбасов. По сути, клиенту предлагается лишь CD-проигрыватель с поддержкой mp3, снабженный 3,5-мм AUX-разъемом (вход на встроенный усилитель) и USB-портом для воспроизведения музыки с флеш-накопителей. Догадаться, что аудиосистема способна читать внешние устройства, можно только внимательно изучив меню и набор клавиш – разъемы надежно спрятаны на боковой стенке бардачка. Это значит, что ваш плеер или смартфон вынуждены покоиться в закрытом перчаточном ящике на стороне пассажира, куда тянуться во время движения неудобно и небезопасно. Устройства hands free, которое могло бы помочь в этой ситуации, тоже не предусмотрено.

  

Дмитрий Баринов:

“Smart” не дает ощущения изоляции от внешнего мира: кажется, будто находишься не в машине, а идешь пешком посреди автомобильного потока”.


 

  

Впрочем, и такой минимализм тоже можно объяснить. Ведь такой автомобиль практически не используется для дальних поездок, когда действительно есть потребность в хорошем звуке, качественном экране и навигации. Тем же, кто не согласен с такой позицией, “Smart” предлагает каталог с опциями на 40 листах, из которого можно выбрать любой мультимедийный аксессуар по своему вкусу, равно как и обширный перечень деталей для доработок дизайна машины.


Король парковок

Парковка – вот коронная дисциплина “Smart”. Крохотному автомобилю достаточно для стоянки и половины стандартного парковочного места. Производительность усилителя руля подобрана таким образом, что даже хрупкая дама способна вращать его одним пальцем, когда машина неподвижна. А радиус поворота столь мал, что обернуться вокруг оси можно буквально на пятачке. Порой ловишь себя на том, что специально ищешь просвет поменьше, чтобы проверить, как быстро в него залезет “Smart” и как удивленно при этом будут смотреть на происходящее окружающие. Ведь при длине в 2,69 м автомобиль может запарковаться перпендикулярно к тротуару даже там, где остальные стоят вдоль кромки дороги. 

  

Давид Акопян:

“Парковка – конек “Smart”. Ему достаточно минимального пространства для маневра и половины стандартного места для стоянки”


 

  


Тому способствует и хорошая обзорность, которую обеспечивают огромная площадь остекления и крупные зеркала. Единственное, что требует внимания, это передние габариты. Из-за большого наклона капота его кромку не видно, и сразу почувствовать, где “кончается” машина, новичкам бывает сложно.
И все же использовать столь великолепную маневренность и юркость машины мы советуем осмотрительно. Иначе есть риск не выбраться из салона. Дело в том, что двери у “Smart” крупнее, чем у многих более солидных по размеру хэтчбеков. Поэтому для удобной посадки необходимо оставлять приличный запас пространства по бокам.
Еще одна особенность “Smart” – обширные мертвые зоны, которые оставляют очень широкие задние стойки. При выезде с парковочной ячейки задним ходом порой просто невозможно разглядеть проезжую часть на безопасном для маневра расстоянии. Приходится двигаться предельно аккуратно, почти на ощупь…
Впрочем, нас везде доброжелательно пропускали. Наверное, из-за экзотического вида автомобиля. А когда мы выбирались на “свой” оперативный простор в виде узких загруженных улиц, со “Смартом” мало кто мог сравниться в ловкости. Скромные габариты позволяют почувствовать себя почти мотоциклистом, способным ехать между рядами в заторе. Надо перестроиться? Без проблем – “Smart” ныряет в любую мало-мальски широкую щель. Интересное наблюдение: многие журналисты редакции, которые тестировали “Smart”, отметили, что на нем тратили на дорогу от дома до офиса на 10-15 минут меньше...
Основные проблемы доставляли “лежачие полицейские”. Из-за своей короткобазности и жесткой подвески любой спидбрейкер “Smart” рассматривает не как препятствие, а как своеобразный трамплин. Да и вообще трясет в автомобиле ощутимо. С ростом скорости вибраций и ударов на кузов проходит меньше, но появляется другая проблема – неровности заставляют машину терять траекторию, вынуждая водителя подруливать и бороться с поперечной раскачкой, которую вызывают порывы бокового ветра. 


Привыкать придется и к характеру роботизированной пятиступенчатой трансмиссии – бюджетной замене “автомату”. По большому счету, преимущества такой доступной коробки только в том, что она избавляет водителя от необходимости самому переключать передачи. Но при этом “робот” сопровождает смену скоростей ощутимыми паузами и рывками. И переход в ручной режим проблему не решает – электронные мозги и исполнительные механизмы все равно срабатывают как в замедленном кино.

Лишним в гараже не будет

Надо сказать, что за месяц редакционных тестов “Smart” работал исправно и не давал сбоев, хотя ему пришлось перенести нелегкие испытания. Это важно отметить потому, что у владельцев прежних версий модели, которые эксплуатировались в России, накопилось немало вопросов к производителю. 

  

Юрий Урюков:

“Smart” – это инструмент узкого назначения. Штопор для городских пробок и проныра тесных парковок. И этот образ пока не вяжется с менталитетом большинства наших покупателей, которые привыкли видеть в автомобиле универсальный транспорт на все случаи жизни”.


 

  


Например, одна из самых распространенных проблем “Smart” – это протечки воды в салон. Чаще всего виноват забитый дренаж слива конденсата от кондиционера, но чтобы его почистить, необходимо полностью снять переднюю панель кузова. Кстати, если у автомобиля перегорела какая-нибудь из ламп в фарах, то ее тоже придется демонтировать.
Случались и более неприятные неполадки вроде разрушения передних пружин из-за ускоренной коррозии. В Европе данная проблема решалась визитом к дилеру и заменой по гарантии. А в России владельцу приходилось рассчитывать только на свои силы, равно как и при поиске резины или дисков весьма редкой размерности. 


С началом официальных продаж все это должно уйти в прошлое. И при таком раскладе “Smart”, пожалуй, вполне способен выйти из тени, доказав свою состоятельность. И ничего, что в этом автомобиле слишком много нового и непривычного для нашего потребителя. Да “Smart” и не рассчитан на массовую аудиторию. Он создан для тех, кто научился ценить свое время и при этом дорожит своей индивидуальностью. Для таких людей “Smart” никогда не станет лишним в гараже... 

Багажник и грузовые возможности

Глубина грузового отсека “Smart”, несмотря на компактные размеры машины, довольно велика – почти полметра. Однако наклонная стенка багажника скрадывает полезное пространство. Поэтому, к примеру, податливые сумки из супермаркета укладываются сюда без проблем, а, допустим, жесткий чемодан разместить уже затруднительно. Приходится снимать перегородку и складывать пассажирское кресло. 

Поскольку все пространство под полом занимает силовой агрегат, там не нашлось места для емкостей и отсеков под водительские мелочи. Их приходится размещать в сетках за спинками кресел, однако доступ к этим местам сильно затруднен. Правда, бывалые владельцы умудряются использовать для хозяйственных предметов еще и потайной отсек, встроенный в нижнюю секцию задней двери. Ведь она у “Smart”, словно у внедорожника, разделена на две части. Эта особенность позволяет получить удобный раскладной столик для походных вечеринок.
Кстати, молодежь оценит тот факт, что для “Smart” можно заказать специальные внешние крепления для сноубордов или велосипедов. 



Несмотря на скромные размеры, “Smart” весьма функционален. У него складывается пассажирское сиденье, нижняя часть крышки багажника образует удобную полку, а внутри нее предусмотрен еще и бокс для мелкой поклажи.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: