Рубрики

Заплатить за 15 минут

15:07 25-11-2013

Московские власти отрапортовали об успехе платных парковок и объявили о расширении проекта до пределов Садового кольца. А ведь даже в нынешних границах система работает далеко не идеально. Эксперты «Клаксона» испытали на себе, с какими проблемами сталкиваются водители, паркуясь в центре столицы.

Московские власти отрапортовали об успехе платных парковок и объявили о расширении проекта до пределов Садового кольца. А ведь даже в нынешних границах система работает далеко не идеально. Эксперты "Клаксона" испытали на себе, с какими проблемами сталкиваются водители, паркуясь в центре столицы.

НА СЕГОДНЯШНИЙ день платить за парковку приходится только внутри Бульварного кольца. С 5 декабря этого года бесплатно уже не оставить машину в районах Якиманка и Замоскворечье, а с 25 декабря – по всей территории внутри Садового кольца. Тогда же вырастут и тарифы: 80 рублей в час в границах Бульварного кольца и 60 рублей – в границах Садового.

Рассчитаться можно через паркомат, SMS, интернет-сайт или мобильное приложение, а с октября этого года – через платежные терминалы. В департаменте транспорта уверяют, что ни один другой город мира не предлагает такой широкий спектр способов оплаты. Вариантов действительно много, но почти каждый из них дает сбой.

Казалось бы, самый простой и удобный способ – паркоматы. Однако власти так и не пошли по европейскому пути и отказались от приема наличных, сделав ставку на банковские карты. В ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" объясняют это тем, что к каждому паркомату солдата не приставишь. А ведь вандализм, знаете ли... И все-таки странный выбор для страны, где кредитками обладает лишь малая часть населения. Можно, конечно, приобрести специальную парковочную карту номиналом 500 или 1000 рублей. Они продаются только в отделениях почты и в немногочисленных салонах сотовой связи. А с другой стороны, не каждому требуется вкладывать деньги в перспективную парковку, если в центр города надо ездить очень редко. Далеко не на каждом углу стоят и паркоматы с платежными терминалами, которые принимают наличные.

На многих улицах паркомат всего один. Крайне мало их, например, у станции метро "Китай-город". Находим здесь свободное место, выходим из машины... И вот проблема – в пределах видимости платежного терминала нет. Куда идти – можно только гадать! В такие минуты думаешь совсем не о том, ради чего приехал в центр. Мысль одна: как бы не получить штраф на круглую сумму... О перспективе расстаться с 2.500 рублями предупреждают грозные таблички, а про паркоматы или платежные терминалы на них ни слова. Все указано на сайте московского парковочного пространства. Но у каждого ли есть под рукой выход в Интернет?

В итоге на поиски паркомата у нас ушло 18 минут. Это значит, что в "норматив" мы не уложились. Парконы, курсирующие по определенным маршрутам, проезжают одну точку раз в 15 минут. Так они отличают стоянку от остановки. Попал дважды в кадр и не заплатил – получи штраф. Правда, на улице Покровка мы 40 минут ждали автомобиль с логотипом Центра организации дорожного движения и... не дождались. Ситуация должна измениться, когда число мобильных комплексов фото- и видеофиксации увеличится до трехсот. В департаменте транспорта отмечают, что мэрия Нью-Йорка такие системы сейчас только тестирует. Благодаря парконам внутри Бульварного кольца удалось сократить число нарушений на 65%. В ближайшее время добавятся еще и 500 инспекторов из специальной службы. Насколько их работа эффективнее мобильных комплексов, а содержание выгоднее, покажет время. Пока город только набирает штат в инспекцию.

Мы же от парконов скрыться не пытались, а продолжили испытывать способы оплаты. Поскольку с поиском паркомата у нас возникли проблемы, мы решили заплатить по телефону. И надо признать, что у нас такой платеж прошел без проблем. Однако и в этом варианте оплаты нередко возникают сбои, о которых неплохо осведомлены в департаменте транспорта: "К сожалению, нас подводят операторы. Качество мобильной коммерции у них составляет около 80%, а у зарубежных компаний – 99,5%". Чтобы это исправить, столичные власти намерены до конца года подписать с операторами договоры, которые предусматривают штрафы за неоказание услуг.

Пока же наиболее надежным способом оплаты является мобильное приложение. В программе "Парковки Москвы" открываем счет, вводим данные и впоследствии расплачиваемся в один клик. Тарификация, как и в случае с SMS, поминутная. И не надо бегать к паркомату, если вдруг затянулись переговоры или засиделся в ресторане. Неудобным мобильное приложение могут назвать разве что владельцы двух машин – надо открывать еще один счет.

Получается, способов оплаты много, а по-настоящему надежен только один. Прежде чем расширять парковочные горизонты, неплохо было бы отладить систему. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин подчеркивает: "Нет ни одного крупного города мира, где не существует отлично отрегулированного парковочного режима". Большинство мегаполисов предлагает гибкую систему тарифов. В Париже, Лондоне и Нью-Йорке в определенное время парковки становятся бесплатными: вечером, ночью и в выходные дни. Днем же в столицах Франции и Великобритании в некоторых зонах нельзя оставлять машину надолго, иначе штраф. В Мюнхене, наоборот, стоимость часа парковки уменьшается в зависимости от общего времени. И все это очень мягкие меры по сравнению с Пекином, где невозможно приобрести автомобиль, не имея парковочного места. В Москве китайский опыт перенимать не собираются, а идеи гибких тарифов обещают обсудить и как следует отрегулировать систему платных парковок.

Поделиться: