Рубрики

Пьер Бутен: “Только без паники!”

14:39 13-11-2014

Пьер Бутен стал главой “Фольксваген легковые автомобили” в то время, когда авторынок перешел из стадии роста в период падения. Когда требуются особенно взвешенные и продуманные решения. Об этом и зашел с ним разговор в нашей редакционной гостиной

Пьер Бутен стал главой “Фольксваген легковые автомобили” в то время, когда авторынок перешел из стадии роста в период падения. Когда требуются особенно взвешенные и продуманные решения. Об этом и зашел с ним разговор в нашей редакционной гостиной.

– МНЕ очень приятно было получить приглашение в редакционную гостиную. Ведь “Клаксон” – первое автомобильное издание, которое я увидел, впервые приехав в Россию. У меня особое отношение к вашему изданию еще и потому, что мой родной язык – французский. В других языках слово “клаксон” не так часто употребляется, а во французском его до сих пор используют для обозначения автомобильного сигнала.

Вы вступили в должность не в самое простое для рынка время. “Volkswagen” является одним из крупнейших игроков в массовом сегменте. Поэтому за реакцией компании на девальвацию рубля и снижение потребительского спроса внимательно следят конкуренты. Как будете действовать в нынешних условиях?

В последнее время на российском рынке, можно сказать, экстремальная волатильность. На протяжении нескольких лет он бурно рос, сейчас падает. Поэтому компании нужно быть максимально гибкой. Ведь в перспективе российский рынок для нас остается очень интересным. Наш концерн уже сделал серьезные инвестиции в российскую экономику – около 1,3 млрд евро. И мы не меняем наших планов. До 2018 года планируем инвестировать еще 1,2 млрд, из которых 250 млн евро должно пойти на строительство завода по выпуску двигателей. И даже в условиях кризиса мы открыли новый кузовной цех на заводе в Калуге.Мы также планируем открыть новый склад запчастей, что особенно важно для наших дилеров. Разумеется, каждый план нуждается в оптимизации и адаптации к возникающим на рынке условиям и проблемам.

Многие автопроизводители, поставляющие автомобили или комплектующие из еврозоны, в последние месяцы жертвовали своей маржой, пытаясь удержать рублевые цены. Сейчас, похоже, резервы исчерпаны. Какой будет дальнейшая ценовая политика “Volkswagen” в России?

– Мы не паникуем. И не планируем срочно переписывать ценники. Да, маржа сократилась. Но не стоит забывать, что “Volkswagen” – глобальный концерн, работающий одновременно на многих крупных рынках. Инвестиции в разных странах позволяют нам в меньшей степени зависеть от колебаний местных валют. Конкретно в России мы понимаем, что рубль сильно упал и для компании в связи с этим возникли определенные сложности. Но при этом около 80% продаваемых нами в России автомобилей – местной сборки. Их себестоимость меньше зависит от колебаний курса. Поэтому для нас очень важна степень локализации. Над этим вопросом мы работаем постоянно. Именно это дает нам мощную поддержку и импульс для дальнейшего развития. Сейчас уровень локализации составляет около 45%. Мы постараемся и дальше его повышать, чтобы снизить зависимость от колебаний курса. А также оптимизировать сборочный процесс. Нужно понимать, что для нашего концерна производство – процесс глобальный. И даже если автомобиль производится в Германии, это не значит, что он полностью собран из немецких комплектующих. Поставщики могут находиться в различных регионах мира. То же самое можно сказать и о России. Если еще говорить о нашем ответе на вызовы рынка, то мы стараемся сейчас поддерживать клиентов при помощи “Volkswagen Bank”, который предлагает очень привлекательные условия кредитования. Кроме того, расширяем нашу программу продажи подержанных автомобилей через дилерскую сеть. И наконец, предлагаем спецкомплектации для корпоративных клиентов. То есть сложившаяся ситуация, с одной стороны, бросает нам вызов, с другой – дает дополнительные возможности. На любом рынке мы предлагаем покупателю автомобиль как некую ценность. И покупатель всегда понимает, во что ему обходится эта ценность. Ведь розничная цена – лишь один из ее аспектов, а стоимость владения автомобилем – гораздо важнее.

Российские владельцы автомобилей VW нередко жаловались на работу трансмиссии DSG. Удалось ли полностью решить проблему?

– Для нас вопрос удовлетворенности клиента автомобилем – первостепенный. Мы хотим, чтобы на вторичном рынке автомобили обладали высокой остаточной стоимостью. Отметим, что трансмиссия DSG с точки зрения эффективности, то есть экономичности и драйва, – самая технологичная на сегодняшний день. Клиенту она дает сочетание отличной динамики и низкого расхода топлива. Вопросы может вызвать любая инновация, и для того, чтобы наши клиенты были спокойны, мы с 2012 года оказываем им специальную поддержку в вопросах, связанных с неисправностями этой трансмиссии. Компания берет на себя все затраты на запчасти и ремонт. В этом году мы подтвердили еще раз это дополнительное обязательство производителя: поддержка в срок до пяти лет и до 150.000 км пробега на DSG в автомобилях, произведенных до 01.01.2014. Не так давно мы провели модернизацию, изменив несколько основных блоков этой коробки. Применен новый материал накладок многодискового сцепления. Обновили софт в мехатронике. Перешли на минеральное масло в самой коробке передач. Недавно мы также открыли сайт, полностью посвященный особенностям DSG. Там, кроме прочего, есть координаты нашей “горячей линии” по этой трансмиссии.

Когда состоится глобальное обновление флагмана “Phaeton” или стоит ждать абсолютно новую модель?

– У нас есть планы по развитию этой модели. Озвучивать их пока не могу.

Изменится ли маркетинговая политика в отношении этой модели? Ведь сейчас она серьезно проигрывает конкурентам на российском рынке.

– Если мы посмотрим исследования покупательских предпочтений, то марка “Volkswagen” находится на верхних позициях в рейтингах. У нас есть такое понятие, как сила бренда в целом. И, безусловно, наша маркетинговая политика отличается от действий и стратегии конкурентов. Мы рассматриваем успех бизнеса в долгосрочном периоде. Поэтому объем продаж отдельно взятой модели не играет первостепенной роли. Нам не нужно, как некоторым игрокам рынка, доказывать потребителю ценность бренда: клиенты в ней не сомневаются. Но модель “Phaeton” очень важна для целостности и ценности марки “Volkswagen”. Она работает на имидж марки.

На европейском рынке представлены и активно продаются несколько моделей "Volkswagen", работающих на газе. В свете инициатив нашего правительства по развитию сетей газовых заправок можем ли мы ожидать продвижения подобных автомобилей в России?

– Рынок автомобилей, работающих на природном газе, очень перспективный. Он вырос на четверть за последние несколько лет. Причем рост идет не только в Европе. Мы еще несколько лет назад начали обсуждать вопросы сотрудничества с крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями. А сегодня такие машины уже доступны для заказа у российских дилеров. Другое дело, что мы их пока активно не продвигаем и не рекламируем, считая, что существующая инфраструктура не позволяет эксплуатировать такие модели комфортно. А для нас очень важно, чтобы клиенту было удобно пользоваться технологией, которую мы предлагаем. То есть если клиент будет чем-то недоволен, разочарован, то мы его можем потерять. Давайте посмотрим на другой альтернативный сегмент – электромобили и гибриды. В некоторых странах государство поддерживает такие модели, предоставляя существенные налоговые и другие льготы. Но если нет нормальной инфраструктуры, продажи таких автомобилей не превышают одного процента от общего объема. То есть основной вопрос – в инфраструктуре. Автомобиль для большинства покупателей ассоциируется с понятием “свобода”. Это означает, что вы теоретически в любой момент времени можете принять решение куда-то поехать. Если же что-то встает на пути между вами и автомобилем, то у вас пропадает тяга к машине.

Концерн запустил в России продажи “Polo Sedan”, разработанного специально для России. Как идет продвижение этой модели? Ведь у многих конкурентов подобные эксперименты с созданием спецверсий для развивающихся рынков закончились не совсем удачно...

– Эта модель – один из наших бестселлеров. Действительно, мы были одним из первых автопроизводителей, предложивших специально созданную для нужд российского потребителя модель. Считаем, что проект полностью оправдал ожидания.

Марка “Volkswagen” всегда заявляла, что предлагает доступные автомобили. Не произошла ли сейчас смена понятий – ведь самыми доступными в рамках группы в целом стали модели “Skoda”?

– Во-первых, в целом “Volkswagen” сложно назвать менее доступным, чем “Skoda”. Посмотрите на сравнимые модели в различных сегментах – вы увидите, что решающей ценовой разницы на самом деле нет. Однако обратите внимание: остаточная стоимость автомобилей марки “Volkswagen” будет выше, поскольку имидж бренда “Volkswagen” в целом выше, а это сокращает стоимость владения автомобилем и делает нас весьма конкурентоспособными и в этом смысле вполне доступными. Во-вторых, ключевое понятие современности во всех сегментах – разнообразие. И в этом плане “Volkswagen” может предложить клиентам гораздо больше, чем “Skoda”, благодаря более широкому модельному ряду. А чем шире выбор, тем шире круг клиентов и выше уровень их удовлетворенности.

Некоторые азиатские компании обошли “Volkswagen» по объемам продаж. Одна из причин – изначально богатые комплектации. Не планирует ли концерн последовать их примеру? Ведь если укомплектовать базовую версию VW до азиатского набора, она получится значительно дороже...

– Вопрос ценности, то есть то, что покупатель получит за определенные деньги, для нас является определяющим. Ведь для нас важны не текущие объемы продаж, а долгосрочная лояльность клиента. Поэтому мы постоянно сравниваем стоимость аналогичных комплектаций. И если требуется, переоцениваем собственные модели. И готовы меняться, если этого требует потребитель. В том числе и по уровню минимальной комплектации той или иной модели. Мы больше смотрим не на цену машины, а на стоимость владения автомобилем, которая складывается из нескольких компонентов. В ней учитываются: стоимость при покупке, расходы на обслуживание и остаточная стоимость. И по этому показателю мы значительно опережаем многих конкурентов. Значит, выбирая “Volkswagen”, клиент в конечном счете выигрывает, даже если изначально цена кажется более высокой. Это говорит о том, что проводится грамотная и продуманная маркетинговая политика.

Сейчас мы видим, что многие компании, в частности японские, проводят эксперименты с поставками в Россию моделей, созданных специально для рынка США. Известно, что VW готовит сейчас для американских клиентов кроссовер, который по размерам значительно больше “Touareg”. Что думаете о возможности экспорта таких машин в Россию?

– Как глобальный производитель, мы рассматриваем для российского рынка все возможности поставок автомобилей, которые есть у концерна. Например, на Московском автосалоне мы показали T-ROC, что говорит о нашей готовности осваивать новый сегмент и в России. Разумеется, наши российские клиенты могут рассчитывать на появление у дилеров моделей с других рынков. Конечно же, будем активно расширять сегмент кроссоверов, ведь такие автомобили становятся все популярнее. Мы хотим всегда оставаться одним из главных игроков на авторынке России.

На Парижском салоне концерн показал концепт “XL Sport”, оснащенный двигателем “Ducati” и новым типом трансмиссии. Увидим ли мы эти решения на серийных машинах?

– Чтобы быть успешным на авторынке, нужно мыслить свободно. Поэтому я не исключаю, что те возможные технологические идеи, которые мы увидели в концепте, будут в ближайшие годы реализованы на практике. И понравятся в итоге клиентам.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: