Рубрики

В ожидании турбулентности

Падение продаж замедлилось, но это, скорее всего, временное затишье перед новой бурей.

Итоги первого полугодия на российском авторынке оптимисты назвали стабилизацией. Аргумент на первый взгляд убедительный: снижение составило “всего” 36 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Однако важнее не цифры, а то, что отрицательный тренд охватил рынок фактически полностью.


ЕЩЕ ДВА-ТРИ месяца назад мы выделяли компании, которые уверенно шли “против течения”, демонстрируя положительную динамику. Такие исключения находились и в массовом сегменте, и в премиальном. Теперь их практически не осталось. По итогам июня символический положительный результат среди основных игроков видим лишь у “Lexus” (плюс два процента). Несмотря на поддержку головных офисовн, смогли удержаться на положительной территории ни корейские компании, ни представители премиальной немецкой тройки. Но сильнее всего, как считают многие эксперты, кризисные явления затронули средний сегмент рынка.

– Наиболее устойчив спрос в верхнем эшелоне премиум-сегмента, – резюмирует генеральный директор “Рольфа” Татьяна Луковецкая. – Продажи доступных автомобилей поддерживает программа льготного кредитования. Наиболее сложная ситуация сейчас в продажах автомобилей среднего ценового сегмента – дороже миллиона рублей. Между тем для многих брендов именно этот сектор основной.

Еще одна из заметных тенденций на рынке – существенное изменение модели потребительского поведения. Часто менять автомобили россияне уже не спешат.

– Сейчас основной потребительский подход – дольше эксплуатировать машину, – говорит глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – А за последние годы накопилось большое количество хороших автомобилей, которые могут без проблем эксплуатироваться еще год-другой. У автолюбителя уже нет желания сразу после окончания срока гарантии менять машину на новую.

Меняется и сегментация рынка.

– На фоне текущей экономической ситуации спрос смещается в сторону более доступных моделей, – подчеркивает управляющий директор “KIA Motors Rus” Артем Гусаров. – В частности, в настоящий момент мы наблюдаем рост сегмента В+. Его доля на российском автомобильном рынке по итогам шести месяцев составила 40 процентов, что на восемь процентов превышает аналогичные показатели прошлого года. В целом мы видим, что сложился рынок потребителя, борьба за клиентов становится все более серьезной. Эта ситуация продолжится и во втором полугодии.

Без китайских подачек

МЕЖДУ тем официальная статистика не всегда адекватно отражает реальное положение дел. В частности, не учитывает так называемые “желтые” машины – выкупленные дилерами у производителя, но не проданные покупателям. И таких автомобилей на рынке десятки тысяч. Долго их хранить не получится, придется, выражаясь языком брокеров, “жестко сливать в рынок”. То есть продавать по ценам, которые готов быстро переварить потребитель. Значит, они окажутся существенно ниже рекомендованных производителем. А это существенная предпосылка для начала настоящей ценовой войны на рынке. Стоит кому-то начать сильный демпинг, как к процессу подключаются и те, кто не планировал подобных действий. Но выхода у сильных игроков не остается, им необходимо удерживать свою долю рынка. А как быть слабым? Тем, кто не имеет возможности играть в ценовые войны? Таких ведь тоже наберется достаточно. Тех, кто уже не сможет жить за счет так называемых китайских подачек – финансовой помощи концернов, которые направляют часть прибыли из КНР на решение финансовых проблем российских подразделений. Такие дотации теперь под большим вопросом. Ведь в Китае впервые за два года авторынок забуксовал, и не исключено, что подобно российскому начнет падать. В Европе лишних денег нет, в Америке тоже… Поэтому некоторые автопроизводители, лишившись подобной поддержки, фактически прекратят работу в России.

Разумеется, ценовые войны вовсе не означают хоть какое-то оживление продаж. Как показал опыт предыдущих баталий подобного рода, они только истощают ресурсы большинства производителей. И усиливают процессы передела сфер влияния, а также слияний и поглощений дилеров.

– Продолжится консолидация рынка – переход бизнеса от менее успешных игроков к более успешным и эффективным, –говорит генеральный директор “Рольфа” Татьяна Луковецкая. – Процесс этот идет давно, а с началом экономической нестабильности ускорился. Для многих даже очень крупных дилеров проблемой становится обслуживание портфеля кредитов, и мы уже видим начало волны банкротств. В группе риска прежде всего монобрендовые дилеры.

Впрочем, не все настроены пессимистично.

– Вряд ли стоит ожидать каких-либо резких изменений на авторынке, – сохраняет оптимизм директор по продажам дивизионов “ЭЛА” и “Премиум” "АвтоСпецЦентра" Александр Зиновьев. – Скорее всего, темпы сокращения продаж замедлятся, а цены на иномарки не будут увеличиваться.

Однако эти слова справедливы лишь при условии, что сохранится стабильность на валютном рынке. А ее сейчас никто гарантировать не может. Более того, велика вероятность дальнейшей девальвации рубля.

– Если случится очередной скачок курса доллара, то это может подтолкнуть к кратковременному росту рынка, за которым неизбежно последует спад, – прогнозирует Сергей Целиков.

Другие аналитики при девальвационном сценарии даже на кратковременное оживление продаж не рассчитывают. Тем более что помощи ждать уже не приходится. Государственная программа поддержки автопрома работает, но эффект от нее совсем не тот, что ожидали. Автозаводам дополнительно выделили пять миллиардов рублей, но эти средства несущественны на фоне полномасштабного падения спроса. Их хватит, чтобы частично залатать дыры. В основном обслужить текущие кредиты, рассчитаться с поставщиками комплектующих. Которые, кстати, тоже начали активно сокращать свои производственные планы.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: