Рубрики

Антикризисный вариант. Часть IV. Пора менять свой подход при выборе автомобиля

14:09 10-11-2015

От равновесного состояния автомобильный рынок России сейчас очень далек. Колебания цен неизбежны, а значит, есть повод поговорить о том, в каких случаях покупку автомобиля не стоит откладывать на завтра, а в каких – не реагировать на кажущуюся дешевизну. Тем более что слова “дешево” и “выгодно” по отношению к любому транспортному средству не являются синонимами. Доступная модель может оказаться весьма накладной, например, из-за повышенных страховых тарифов или ставок по кредитам. Экономичный дизель или передовой гибрид могут никогда не оправдать вложенных в них средств из-за существенной наценки или из-за высокого транспортного налога…
Вот под таким углом, сопоставляя неизбежные дальнейшие траты* и выбирая наиболее показательные полюсные примеры, мы и посмотрим на популярные автомобили в разных классах и ценовых сегментах.
* Подсчеты эксплуатационных, страховых и прочих затрат производились исходя из ежегодного пробега в 15.000 км применительно к самым высоким ставкам для Москвы.

От равновесного состояния автомобильный рынок России сейчас очень далек. Колебания цен неизбежны, а значит, есть повод поговорить о том, в каких случаях покупку автомобиля не стоит откладывать на завтра, а в каких – не реагировать на кажущуюся дешевизну. Тем более что слова “дешево” и “выгодно” по отношению к любому транспортному средству не являются синонимами. Доступная модель может оказаться весьма накладной, например, из-за повышенных страховых тарифов или ставок по кредитам. Экономичный дизель или передовой гибрид могут никогда не оправдать вложенных в них средств из-за существенной наценки или из-за высокого транспортного налога...

Вот под таким углом, сопоставляя неизбежные дальнейшие траты* и выбирая наиболее показательные полюсные примеры, мы и посмотрим на популярные автомобили в разных классах и ценовых сегментах.

* Подсчеты эксплуатационных, страховых и прочих затрат производились исходя из ежегодного пробега в 15.000 км применительно к самым высоким ставкам для Москвы.



КОМПАКТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ


ДИАПАЗОН. В сегменте представлено огромное количество доступных седанов иностранных марок локальной сборки. Цены начинаются с 420.000 рублей, примером чего может служить “Renault Logan”, и упираются в условный потолок 817.000 рублей для базового “Peugeot 301 1.6 AT” (здесь и далее опции мы учитывать не будем). Есть и небольшая прослойка хетчбэков премиальных марок, стоимость которых стартует с 1,08 млн, как за “DS3” в начальной модификации, и достигает 1,45 млн за пятидверный “MINI Cooper S”.

Меньше всего затрат, если считать и стоимость самого автомобиля, несут покупатели седана
“Renault Logan” (1). Но если учитывать только эксплуатационные расходы, самым экономичным
окажется “Kia Rio” (2). Хетчбэк “MINI Cooper S” (4) намного дороже в содержании,
чем, например, массовый “Citroёn C-Elysee” (3), но в пересчете на “лошадки” оказывается
одним из самых выгодных.

ПРОГНОЗЫ. Спрос на массовые модели высок, поэтому компактному классу удалось захватить почти 40% рынка (по данным аналитического агентства “Автостат”). Эксперты считают, что воцарившаяся здесь жесткая конкуренция почти исключает вероятность повышения цен. Косвенно это подтверждается и тем, что по сравнению с 2014 годом средневзвешенная стоимость моделей выросла гораздо меньше, чем в целом по рынку, – на 13%.

Но на премиум-марки это не распространяется. Хотя они и стали заложниками не совсем здоровой рыночной ситуации, когда многие компании идут на демпинг, вопрос удержания доли рынка любой ценой для них не актуален.

ЗАТРАТЫ. По нашим подсчетам, наименее затратным после покупки в сегменте “компактов” является “Kia Rio 1.4” с механической коробкой (78.200 руб/год). Он же, но с мотором объемом 1,6 литра, лидирует и в категории седанов с автоматом (92.600 руб/год). Но если рассматривать эксплуатационные затраты в совокупности с ценой самого автомобиля, то выгоднее все же оказываются французские “Renault Logan” и “Citroёn C-Elysee”. Правда, в последнем случае речь идет о модификации совсем скромной мощности 72 л.с.

Компактные автомобили премиальных брендов сильно различаются ценой содержания. Например, французский “DS3” со 120-сильным мотором за год вытащит из кармана 118.200 рублей. А пяти-дверный “MINI Cooper S” c турбодвигателем мощностью 192 л.с. заставит раскошелиться на топливо, страховки, налоги и техобслуживание на сумму 173.600 рублей. На этом фоне понятно, почему обеспеченные и прагматичные горожане начинают все больше присматриваться к двухместному микроавтомобилю “Smart ForTwo”, владение которым обходится всего в 81.300 руб/год.



АВТОМОБИЛЬ ГОЛЬФ-КЛАССА


ДИАПАЗОН. “Входной билет” в категории массовых моделей российского производства – 689.000 рублей за “Citroёn C4 Sedan”, и от 1,21 млн рублей за премиальный “DS4 1.6”. Соответственно, самыми дорогими модификациями являются “Skoda Octavia 1.8 TSI” (1,16 млн) и “Mercedes-Benz A220 4Matic” (1,97 млн).

На годовое содержание премиального “Audi A3 Sedan 1.4 TFSI” (1) уйдет столько же средств,
как и на практичный “Skoda Octavia 1.8 TFSI” (2) с куда более мощным двигателем.
Из автомобилей с автоматом выгоднее всего в пользовании “Kia Cerato” (3), а из моделей
с турбодизельным мотором – “Volvo V40 Cross Country” (4).

ПРОГНОЗЫ. Выбор совсем дешевых машин в гольф-классе не так велик, как в компактном, но говорить об ослабленной конкуренции не приходится. Производители стараются приблизить модели по функциональности, уровню оснащения и ездовым качествам к более высокому среднему классу, но при этом возрастает прессинг и со стороны автомобильных компаний премиальных марок, активно захватывающих сегмент. Так создаются условия для здорового соперничества, которое может выступить сдерживающим фактором для роста цен.

ЗАТРАТЫ. Самым необременительным в содержании седаном является “Volkswagen Jetta 1.6” (96.600 руб/год), если вы готовы довольствоваться его 85-сильным двигателем. Из мощных моделей выгоден лифтбэк “Skoda Octavia” (124.000 руб/год для версии со 180-сильным турбомотором). Более скромные ее модификации также часто оказываются выгоднее в эксплуатации из-за малого расхода топлива и умеренных тарифов каско. Неслучайно именно “Octavia”, согласно “Автостату”, сейчас опережает по продажам корейские модели при сравнимой цене. Хотя и у азиатских производителей есть выгодный вариант – среди седанов со 150-сильным мотором и автоматом “Kia Cerato 2.0”, например, смотрится выигрышнее всех (121.900 руб/год). Невысокая начальная стоимость, умеренные эксплуатационные расходы в сочетании с кредитованием со льготной нулевой процентной ставкой делают интересными для приобретения “Citroёn C4 Sedan” и “Renault Fluence”. В проигрыше обладатели “Nissan Sentra”. Несмотря на скромный 117-сильный мотор, расходы на топливо, налоги и страховки могут достичь 141.000 руб/год. Из-за дорогого каско в невыгодном положении оказываются и те, кто выбирает “Toyota Corolla” – 157.500 руб/год для модификации 1.8 CVT.

Сравнимые расходы несут лишь обладатели премиальных моделей. Начальные “BMW 118i” и “Mercedes-Benz A180” – это 148.000 и 151.700 руб/год. Полноприводный “Audi A3 Sedan 1.8 TFSI Quattro” – 164.000 руб/год. Самым же легким для семейного бюджета в премиум-сегменте оказывается “Volvo V40 Cross Country” с дизельным 120-сильным мотором (138.200 руб/год).



АВТОМОБИЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА


ДИАПАЗОН. На данный момент – тихая гавань. Это видно как по небольшому предложению, так и по относительно скромному ценовому разрыву между доступными и дорогими моделями. За начальный “Hyundai i40” дилеры просят 995.000 рублей, за топовый 240-сильный “Ford Mondeo” – 1,78 млн. В премиальной категории отсчет начинается с “Audi A4” за 1,48 млн с мотором 1.8 TFSI, а наверху стоит та же модель, но в модификации с трехлитровым турбодизелем V6 мощностью 245 л.с. (2,7 млн).

В премиум-сегменте тон бережливости задает “Volvo” c седаном “S60 T3 Drive-E” (1),
а в стандартном сегменте – “Hyundai i40” (2). Благодаря передовым экономичным моторам
одними из самых выгодных в эксплуатации также смогли стать в своих подклассах
“Volkswagen Passat” (3) и “BMW 320d xDrive” (4).

ПРОГНОЗЫ. Текущая устойчивость цен на среднеразмерные модели – кажущаяся, поскольку эти автомобили в России теряют свою долю рынка (она уже менее 5%). Если тенденция продлится, то они окончательно перейдут в категорию нишевых, где принципы ценообразования совсем иные. Из среднего сектора ушло уже немало игроков, а оставшиеся предпринимают все попытки вытянуть среднеразмерные седаны на уровень бизнес-класса. Такой тренд в сочетании с ослабленной конкуренцией чреват ощутимым подорожанием автомобилей.

Кстати, на премиальные седаны среднего класса цены по сравнению с 2014 годом уже и так выросли – в отдель-ных случаях больше чем на 20%. И это еще не предел, считают эксперты.

ЗАТРАТЫ. Редкое совпадение: титул самого дешевого в пользовании автомобиля принадлежит именно той модели, которая в массовом сегменте, согласно статистике, продается лучше всего – “Hyundai i40”. Покупатели, видимо, принимают в расчет не только стоимость самой машины, но и последующие траты (122.300 руб/год для 135-сильной бензиновой версии и 127.500 руб/год для 141-сильной дизельной). К малозатратному варианту отнесем и “Volkswagen Passat” в начальной модификации 1.4 TSI мощностью 125 л.с. (122.700 руб/год). Среди мощных моделей, способных конкурировать с доступным бизнес-классом, в том числе и оснащением, выделяется “Kia Optima 2.4 AT” со своими умеренными 154.000 руб/год.

В премиум-сегменте тон бережливости задает “Volvo” c седаном “S60 T3 Drive-E” (151.800 руб/год). Среди немецких моделей первой стоит “BMW 318i” с механической коробкой (161.400 руб/год). С автоматом более всего выгодна модификация “Mercedes-Benz C180” (179.900 руб/год), а из полноприводных седанов – “BMW 320d xDrive” (205.500 руб/год). Кстати, это едва ли не единственный случай, когда модель с дизельным мотором по затратам не хуже своих прямых бензиновых соперников.

В незавидном положении “зеленые” модели вроде “Infiniti Q50 3.5 Hybrid”. Из-за несправедливо высокого транспортного налога и каско годичное пользование обернется тратами в размере 377.300 рублей. Принятие поправок в законодательство по включению транспортного налога в стоимость топлива, как считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, “дало бы существенные льготы владельцам гибридных моделей за счет того, что эти автомобили расходуют меньше горючего”, но пока эта идея еще только обсуждается. Поэтому обзаводиться гибридом сейчас крайне невыгодно.


АВТОМОБИЛЬ БИЗНЕС-КЛАССА


ДИАПАЗОН. Благодаря локализации производства японских седанов бизнес-класса войти в элитный “деловой” клуб клиентам стало гораздо проще. Доступнее всех на российском рынке “Toyota Camry” со скромным двухлитровым двигателем за 1,19 млн. Если рассматривать базовую версию с 3,5-литровым V6, то больше всего придется выложить за “Nissan Teana” (1,73 млн). В премиальном секторе цены стартуют с отметки 1,85 млн за переднеприводный седан “Lexus ES” и достигают 3,55 млн за мощный “Mercedes-Benz E400 4Matic” с приводом на все колеса.

Хотя ни “Toyota Camry” (1), ни “Audi A6” (2) не являются самыми выгодными по стоимости
владения, они пользуются наибольшим успехом в доступном и премиальном сегментах бизнес-
класса. Среди заднеприводных бизнес-седанов наименьшие последующие траты сулит
“BMW 520i” (3), а среди автомобилей с полным приводом – “Mercedes-Benz E250 4Matic” (4).

ПРОГНОЗЫ. Конкуренция среди доступных бизнес-седанов свелась к соперничеству “Nissan Teana” и “Toyota Camry”. Недавние обновления последней явно пошли на пользу – она лидирует с солидным показателем в три тысячи проданных машин по итогам первого полугодия 2015 года. Покупателей, среди которых велика доля и корпоративных клиентов, не останавливает даже достаточно дорогое каско, достигающее 10-12% цены страхуемой машины. Но поскольку рынок поделен лишь между двумя игроками, даже эксперты затрудняются давать прогнозы по динамике цен.

Куда более широк выбор премиальных седанов бизнес-класса. Налицо все признаки здоровой и сильной конкуренции между немецкими и японскими автопроизводителями. Стремление кого-либо из них усилить свои позиции на рынке может привести к снижению цен.

ЗАТРАТЫ. Текущий лидер продаж – седан “Audi A6”, за год своему владельцу обойдется в сумму от 194.500 рублей, если рассматривать начальную 190-сильную модель, и в 326.900 рублей за полноприводную версию с бензиновым V6. Интересно, что аналогичные модификации “BMW 5-Series” или “Mercedes-Benz E-Class”, как правило, оказываются дешевле в содержании на несколько десятков тысяч рублей. Но интерес покупателей к этим моделям иссякает, потому что грядет смена поколений. Это дополнительный фактор, который может повлиять на ценообразование. Нынешние “пятерки” и “ешки” могут стать еще привлекательнее, когда дилеры начнут распродавать остатки.

В этой ситуации тяжелее всего премиум-маркам “Infiniti” и “Lexus”. Даже обеспеченных клиентов перспектива платить ежегодно суммы в 150.000-300.000 рублей только на одну лишь страховку заставляет задуматься о целесообразности покупки бизнес-седана из Японии. “Тариф каско находится в прямой зависимости от риска угона, а также от стоимости запасных частей”, – поясняет Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга “АльфаСтрахования”. Получается, чтобы решить сразу две проблемы, японским компаниям достаточно насытить рынок доступными фирменными запчастями. Ведь угоны-то нередко производятся именно под разборку, ради сбыта деталей.



ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ


ДИАПАЗОН. В плане цен здесь самая интересная картина. Модель представительского уровня можно приобрести всего за 2,34 млн – это будет “Kia Quoris”, обеспечивающий такой дисконт тем, что не метит в премиальную категорию и не имеет пока длиннобазной версии. Престижные автомобили “для больших боссов” предлагаются уже от 4,51 млн за “Jaguar XJ L” и до 10,9 млн за “Mercedes-Benz S600 L”. Конечно, есть седаны еще дороже либо еще мощнее, но люксовую категорию мы не рассматриваем. Она живет по своим законам.

text

ПРОГНОЗЫ. Поскольку покупатели седанов высшего класса не столь восприимчивы к подорожанию, автопроизводители могут свободно подходить к ценообразованию. В связи с этим нельзя исключить повышения стоимости представительских седанов. Тем более для этого бывают и обоснованные предпосылки. Идущая на смену текущего поколения “семерка” BMW уже в базовом варианте технически гораздо сложнее и насыщеннее по оборудованию, поэтому и не смогла удержаться в ценовых рамках предшественника. К исключениям отнесем только такие марки, как “Kia” и “Hyundai”, которым есть смысл удерживать цены на минимальном уровне, чтобы продолжить начатую экспансию в представительский класс.

ЗАТРАТЫ. “Jaguar XJ 2.0” – редкий представитель с четырехцилиндровым турбомотором 240 л.с., порадует владельца невысоким транспортным налогом. Каско на британскую модель также исчисляется по самым доступным тарифам. В итоге годовое содержание обходится в 223.000 рублей. Расходы на “Hyundai Equus 3.8” по тем же статьям составят 356.200 руб/год. Немногим меньше уйдет на эксплуатацию “Kia Quoris”, правда, здесь мы уже говорим о топ-модификации с 424-сильным мотором. Затраты на немецкие представительские автомобили с удлиненной базой, двигателями V8 и полным приводом превышают полмиллиона в год: “Mercedes-Benz S500L 4Matic” – 511.500 руб/год, “Audi A8 L 4.2 TDI Quattro” – 536.500 руб/год, “BMW 750Li xDrive” последнего поколения – 602.000 руб/год... На этом фоне даже у японского “Lexus LS460L AWD” с его недешевым каско стоимость владения (524.000 руб/год) уже не кажется завышенной.

Затраты скачком возрастают на представительские модели стоимостью более 10 млн рублей. И без того высокий транспортный налог, исчисляемый исходя из внушительной мощности моторов, дополнительно умножается на три, образуя так называемый налог на роскошь. Поэтому, если вместо обычного “пятисотого” выбрать элитный “шестисотый”, придется отложить еще 790.500 рублей на налоги, все страховки и топливо.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: