Рубрики

Борьба за каждого клиента

15:41 15-01-2016

Продажи автомобилей продолжат снижаться, а цены – расти.

Однако дальнейшее падение рынка в наступающем году вряд ли будет столь масштабным, как в минувшем. Скорее всего, через какое-то время будет достигнута точка равновесия. Между тем конкуренция обострится до предела. Наконец-то дилеры начнут бороться за каждого клиента.

Продажи автомобилей продолжат снижаться, а цены – расти


Однако дальнейшее падение рынка в наступающем году вряд ли будет столь масштабным, как в минувшем. Скорее всего, через какое-то время будет достигнута точка равновесия. Между тем конкуренция обострится до предела. Наконец-то дилеры начнут бороться за каждого клиента.


– ОДИН из самых заметных трендов на авторынке, который проявился в конце уходящего года и будет актуальным для наступающего, – стремление автовладельцев экономить на всем, – констатирует генеральный директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – И на обслуживании, и на запчастях, и на страховках. Каждый второй автовладелец начал экономить на своем автомобиле. Это, конечно, уже следствие. Основная причина – снижение покупательской способности и рост цен.

– Желание автовладельцев экономить ощущается, – соглашается исполнительный директор “Хендэ Мотор Рус” Алексей Калицев. – В такой ситуации основная задача –предложить клиенту наиболее выгодные программы, лучшее качество сервиса, оптимальные акции.

Впрочем, некоторые автопроизводители и импортеры, стремясь удержать самых экономных клиентов, уже решились на шаги, которые не так давно трудно было представить.

– Наша компания запустила продажу неоригинальных расходных материалов от поставщиков, одобренных производителем, – делится рецептом работы в кризис директор по маркетингу “KIA Motors RUS” Валерий Тараканов. – Пока программа охватывает фильтры, свечи, амортизаторы, тормозные колодки для наиболее популярных моделей, но мы планируем развивать ее как с точки зрения номенклатуры, так и количества моделей. Выгода для автовладельца составляет более 20% по сравнению с оригинальными деталями.

Кроме экономии на обслуживании изменятся в будущем году и приоритеты при приобретении автомобилей. Например, эксперты видят смещение спроса основной части покупателей к моделям классом ниже по сравнению с теми, на которые они ориентировались прежде.

– Продажи дорогих внедорожников и больших премиум-седанов стабильны, – рассказывает генеральный директор “Рольфа” Татьяна Луковецкая. – В среднем ценовом сегменте, где есть и недорогие кроссоверы, и большие седаны, а также в нижнем ценовом эшелоне премиум-сегмента наблюдаем спад продаж. В сегменте автомобилей ценой до миллиона рублей спад не столь ощутим благодаря действующим программам льготного кредитования и утилизации, которые сильно поддержали рынок.

– У потребителей будут пользоваться спросом экономичные комплектации, отличающиеся более низкой стоимостью, но в рамках изначально выбранного сегмента, – прогнозирует глава представительства “Jaguar Land Rover” Артем Гусаров. – Наиболее ожидаемый рост продаж, по нашему мнению, продолжит демонстрировать сегмент компактных кроссоверов за счет снижения доли среднеразмерных кроссоверов. Эта тенденция будет обусловлена двумя причинами: во-первых, из-за снижения уровня покупательной способности, а во-вторых, в 2016 году ожидается много премьер в сегменте. Кроме того, говоря о седанах, следуя той же логике, скорее всего, успешнее будут продаваться компактные экономичные модификации.


С оглядкой на государство


МНОГИЕ участники рынка основные надежды в условиях сокращения спроса возлагают на возобновление программ господдержки, без которых продажи могут упасть чересчур сильно. И судя по всему, такой помощи все-таки дождутся.

– Безусловно, потенциал господдержки огромен. По нашей оценке, наиболее эффективная мера – это субсидирование автокредитов, причем чем шире будет ценовой диапазон моделей, которые можно купить по программе, тем больше она будет востребована, – подчеркивает гендиректор “Рольфа” Татьяна Луковецкая. – Сегодня треть автокредитов, выданных в нашей компании, субсидированные государством. И это при том, что спектр моделей, которые попадают под действие программы, ограничен ценой в миллион рублей. Если программа будет сохранена и в будущем году, то, вероятно, кредитная доля не снизится. В компании “Рольф” это порядка 38-39% от всех розничных продаж.

– Эффект от подобных программ более чем ощутим, – поддерживает Луковецкую глава “Skoda” в России Любомир Найман. – По нашей марке четверть всех машин продается по программе утилизации, и если ее остановят в 2016 году, рынок вновь пойдет вниз.

Между тем, даже если программу льготного кредитования все-таки не запустят, доля машин, проданных с привлечением заемных средств, уже сильно не сократится.

– Сегмент автокредитования вряд ли будет следовать за возможным снижением спроса, – считает президент “Toyota Bank” Александр Колошенко. – Более того, при определенных условиях (заметном снижении стоимости ликвидности для банков и снижении ставок для клиентов) доля продаж в кредит может даже подрасти – потребители начнут эффективнее планировать свой бюджет, включая в него необходимые финансовые инструменты. В сегменте кэптивных банков ситуация может и вовсе улучшиться: при снижении спроса автопроизводители и дилеры часто начинают активно использовать специальные предложения со сниженными ставками, а это всегда приводит к росту продаж в кредит. Если предположить, что продажи автомобилей в следующем году будут снижаться, то и рынок автокредитования в абсолютном выражении сократится, но доля продаж в кредит имеет все шансы двигаться вверх.

Но не все разделяют столь оптимистичную точку зрения. Особенно коллекторы, хорошо знакомые с проблемными клиентами банков.

– По итогам минувшего года лишь 35% транспортных средств будет продано в кредит – максимально низкий показатель за последние пять лет. Несмотря на то что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться, – предупреждает президент коллекторского агентства “Секвойя кредит консолидейшн” Елена Докучаева. – Она достигнет по итогам уходящего года 69 млрд рублей. Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшением финансового положения населения, высоким уровнем закредитованности заемщиков (средний показатель по стране составляет 1,9 кредита на должника (в прошлом году – 1,7). Ухудшение платежеспособности населения подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 14,9 месяца, то сейчас этот показатель – около десяти месяцев.


Доля рынка или рентабельность?


ГЛАВНЫЙ вопрос, волнующий покупателя: что же будет с ценами на автомобили? Например, даже если предположить, что колебания валютных курсов не побьют прошлые рекорды. Тут все зависит от стратегии автопроизводителей, которым придется делать сложный выбор. Сохранять цены на текущем уровне – значит, терять деньги, зачастую работать в убыток. А повышение ценника в большинстве случаев приводит к снижению продаж и потере доли рынка.

– Кризис – это возможность усилить свои позиции как ведущим дилерам, так и сильным автопроизводителям, которые верят в перспективы российского рынка, – отмечает Татьяна Луковецкая. – За гранью рентабельности на длинном временном отрезке едва ли согласится работать хоть один производитель, но и время огромных наценок на автомобили давно прошло. Сейчас выигрывает тот, кто может предложить качественный продукт по привлекательной цене. Мы видим, что ряд брендов расширяет производство, несмотря на негативную динамику рынка, и планомерно увеличивает свою долю.

– Производители по-разному подходят к определению приоритетов, - считает глава “Avito Auto” Сергей Литвиненко. – Во-многом их выбор будет определяться динамикой курса рубля относительно валют стран, в которых разрабатываются и производятся автомобили. Большинство компаний уже оптимизировало затраты на развитие бизнеса в России, поэтому существенных изменений не ожидается и дилерская сеть не претерпит существенных изменений. Касаемо скидок и прочих дополнительных мер по поддержке продаж: они будут носить точечный характер.

– В нынешних условиях рентабельность не может не страдать, – подводит итог исполнительный директор “Хендэ Мотор Рус” Алексей Калицев. – Конечно, мы можем отметить, что увеличение доли рынка – для нас очень важный показатель.

– Рассматриваем текущую экономическую ситуацию как время возможностей и новых перспектив, – продолжает Валерий Тараканов. – Несмотря на кризис, мы инвестируем в обновление модельного ряда, развитие дилерской сети, стремимся удерживать цены, чтобы наши автомобили оставались доступными широкому кругу российских клиентов. Все эти усилия помогли нам добиться динамики продаж лучше среднерыночной и увеличить долю рынка до 10%.

– Мы постараемся выдержать баланс между сохранением или ростом доли рынка и рентабельностью, – делится планами на российском рынке глава “Audi” в Центральной и Восточной Европе Аксель Альбрехт. – Даже если снова увидим очередной виток резкой девальвации рубля, не станем сразу повышать цены. Или повысим в значительно меньшей пропорции, чем обесценивается российская валюта. Хотя бесконечно так поступать, конечно же, не получится.



Плохо или хуже не бывает?



– В 2016 году мы ожидаем дальнейшего снижения продаж, – прогнозирует генеральный директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – Если не произойдет никаких неординарных событий, то, скорее всего, сегмент новых машин упадет на 10-20%, а автомобилей с пробегом – на 10%. Кроме того, у дилеров однозначно снизится число машинозаездов на сервис. Это связано со снижением гарантийного и сервисного парка.

– Самым оптимистичным прогнозом будет сохранение актуальных показателей, но если смотреть на ситуацию более критично, то я предполагаю, что рынок может упасть до 15%, – соглашается глава представительства “Jaguar Land Rover” Артем Гусаров.

– Новый год будет очень сложным для рынка, падение продаж продолжится, – не питает иллюзий глава “Фольксваген легковые автомобили” Пьер Бутен. – Однако отложенный спрос будет накапливаться. И через какое-то время рынок начнет восстанавливаться.

– У меня два сценария развития событий: плохой и очень плохой, – не скрывает своего пессимизма глава ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Владимир Моженков. – Если рынок получит господдержку в объеме не менее 50 млрд рублей, падение составит около 10%. Если ее не будет, продажи рухнут на четверть. В этих условиях дилеры смогут нормально существовать, если обеспечат привлекательные для клиентов условия послегарантийного обслуживания. Еще одним существенным источником заработка становится продажа автомобилей с пробегом. Без освоения этих важных ниш выжить не получится.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: