Рубрики

Неплатежи могут обрушить рынок автокредитов

16:48 25-01-2016

В итоге пострадают продажи автомобилей в целом. Ведь даже сейчас с привлечением заемных средств в стране продается более трети всех новых машин.

В итоге пострадают продажи автомобилей в целом. Ведь даже сейчас с привлечением заемных средств в стране продается более трети всех новых машин.

ТРЕВОГУ забили коллекторы, хорошо знакомые с проблемными клиентами банков. По их данным, ни о какой стабильности платежей по автомобильным кредитам говорить не приходится. Очевидно, что заемщики не смогли адекватно оценить свои финансовые риски. И вот теперь расплачиваются за недальновидность и беспечность. Банкиры признают: армия несостоятельных заемщиков становится просто угрожающей по своей численности. Но остановить процесс сейчас уже не представляется возможным.

­– По итогам минувшего года, лишь 35% транспортных средств продано в кредит – максимально низкий показатель за последние пять лет. Несмотря на то что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться, – предупреждает президент коллекторского агентства “Секвойя кредит консолидейшн” Елена Докучаева. – Она достигла по итогам года 69 млрд рублей. Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшением финансового положения населения, высоким уровнем закредитованности заемщиков (средний показатель по стране составляет 1,9 кредита на должника (в прошлом году – 1,7). Ухудшение платежеспособности населения подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 14,9 месяца, то сейчас этот показатель – около десяти месяцев.

Скорее всего, подобный индикатор и дальше продолжит негативный тренд. Именно массовые просрочки заставляют банкиров все строже подходить к рассмотрению заявок. И в большинстве случаев отказывать кандидатам, которые еще год назад спокойно получали кредиты. А некоторые крупные банки и вовсе отказались от автокредитования как сектора повышенного риска.

Получается, воспользоваться льготными условиями (субсидированной процентной ставкой), которые снова предложит в наступившем году правительство, смогут далеко не все потенциальные покупатели автомобилей. Между тем, даже если программу государственного кредитования все-таки не запустят, доля машин, проданных с привлечением заемных средств, уже сильно не сократится. В этом уверены представители кэптивных банков – дочерних финансовых структур автокорпораций.

– Сегмент автокредитования вряд ли будет следовать за возможным снижением спроса, – считает президент “Toyota Bank” Александр Колошенко. – Более того, при определенных условиях (заметном снижении стоимости ликвидности для банков и снижении ставок для клиентов) доля продаж в кредит может даже подрасти – потребители начнут эффективнее планировать свой бюджет, включая в него необходимые финансовые инструменты. В сегменте кэптивных банков ситуация может и вовсе улучшиться: при снижении спроса автопроизводители и дилеры часто начинают активно использовать специальные предложения со сниженными ставками, а это всегда приводит к росту продаж в кредит. Если предположить, что продажи автомобилей в следующем году будут снижаться, то и рынок автокредитования в абсолютном выражении сократится, но доля продаж в кредит имеет все шансы двигаться вверх.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Toyota читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: