Рубрики

Проблема выбора. Как не прогадать при покупке подержанного автомобиля в условиях кризиса

13:34 01-02-2016

Очевидно, что в течение наступившего года рынок новых автомобилей продолжит падение, а цены на машины – рост. Многие покупатели в этих условиях все чаще обращают свой взор на вторичный сегмент. Имеет ли смысл покупать автомобиль с пробегом именно сейчас?

Очевидно, что в течение наступившего года рынок новых автомобилей продолжит падение, а цены на машины – рост. Многие покупатели в этих условиях все чаще обращают свой взор на вторичный сегмент. Имеет ли смысл покупать автомобиль с пробегом именно сейчас?

Кризис нанес серьезный удар и по вторичному рынку. Согласно данным агентства “Автостат”, по итогам прошлого года объем продаж машин с пробегом составил чуть менее 4,9 млн. Это на 20% меньше, чем аналогичный итог 2014 года.

– Cнижение покупательского спроса связано с тремя факторами: сокращением инструментов финансирования, ухудшением благосостояния населения и увеличением сроков эксплуатации автомобиля, – отмечает директор компании “Авилон трейд. Автомобили с пробегом” Юрий Елистратов.

Словом, все те же причины, что толкают вниз рынок новых машин. Действительно, еще пару лет назад автомобиль у одного владельца в среднем эксплуатировался три-четыре года. Заканчивалась гарантия, и пользоваться таким автомобилем дальше становилось невыгодно – целесообразнее было выставить его на продажу. Сейчас психология большой части автолюбителей поменялась: они готовы еще два-три года ездить на уже постаревшем автомобиле, обслуживать его на неофициальном сервисе, сокращая таким образом издержки на содержание машины.

Но это вовсе не значит, что предложение на вторичном рынке будет стремительно сокращаться. Пополнение обеспечат так называемые лишние автомобили. Как известно, в больших городах многие семьи имели две-три машины. Сейчас содержать такие парки большинству становится тяжело, поэтому от обузы спешно избавляются. В некоторых случаях автомобили предлагают по цене даже ниже рыночной. И это хорошая возможность для тех покупателей, которым дорожающие новые автомобили не по карману. Кроме того, в продаже появляется все больше машин, находящихся в залоге у банков.

Многие компании, специализирующиеся на продаже подержанных автомобилей, пытаются убедить клиентов в том, что покупать надо именно сейчас. Ведь потом все будет значительно дороже. Такая у них логика. Но не стоит им слепо доверять: платежеспособный спрос продолжает снижаться, поэтому серьезных предпосылок для роста цен нет. По крайней мере пока.

– В первом квартале, несмотря на рост стоимости новых автомобилей, на вторичном рынке цены, скорее всего, останутся на уровне конца прошлого года, – соглашается директор по продукту автомобильного аукциона “Автомарт” Михаил Лезжов. – Автомобили постареют на год, а массового притока свежих предложений в это время обычно не происходит. Если цены и двинутся вверх, то не раньше весны.

Но даже если цены на “вторичке” и начнут через какое-то время расти, то динамика роста все равно будет ниже по сравнению с рынком новых автомобилей. Возможно даже в два-три раза. Таким образом, ценовая пропасть между первичным и вторичным рынками продолжит расширяться.


Подводные камни

Еще один важный вопрос – где приобрести автомобиль: у официального дилера, на аукционе или с рук? В каждом варианте есть свои преимущества и недостатки. В большинстве случаев (не менее 80 процентов сделок) покупатели предпочитают приобретать машину без посредников у первого владельца. Главным плюсом тут можно назвать доступные цены (они ниже, чем в компаниях по продаже секонд-хэнда примерно на 10-15 процентов). Но, пытаясь экономить, покупатели берут на себя слишком высокие риски. Например, велика вероятность приобрести кредитную машину, за которую продавец не успел расплатиться. К сожалению, единой базы по залоговым автомобилям в стране не существует, поэтому точно узнать финансовую историю машины с пробегом часто слишком сложно. При покупке с рук непросто проверить техническое состояние машины, узнать ее “аварийную” историю.

Примерно то же самое можно сказать и про автомобильные аукционы. Здесь чуть больше юридических гарантий, но технических вы все равно не получите.

В этом отношении надежнее покупать автомобиль с пробегом у официальных дилеров, которые гарантируют по крайней мере юридическую чистоту сделки. А вот техническое состояние машины лучше все-таки проверять на независимом сервисе. Ведь дилеры в кризис все активнее используют машины с пробегом как дополнительный заработок. При этом гонятся за объемами. В итоге тщательными проверками сдаваемых по системе трейд-ин машин некоторые из дилеров пренебрегают. А иногда они и просто закрывают глаза на множество явных технических проблем – лишь бы получить комиссионные. Главным минусом приобретения по такой схеме, напомним, является еще и высокая цена.

Автоломбарды – другая, актуальная в кризис, точка для покупок. В сложных экономических условиях все больше автолюбителей вынуждены сдавать туда машины, а выкупить их уже не в состоянии. Хорошая возможность для покупателя! Но не забывайте: ломбарды не страхуют вас от юридических и технических проблем автомобиля. 


Компакт-класс: в ценовых тисках

А теперь представим всех лидеров российской “вторички” по классам в возрасте до трех лет. Компакт-класс – самый массовый сегмент рынка, или более 40% от общего объема, по оценке агентства “Автостат”. Здесь один из бесспорных лидеров – “Hyundai Solaris”. Средняя цена “трехлетки” с адекватным пробегом составляет 455.000 рублей. В затылок ему дышит “Kia Rio”. Не отстают от лидеров “Renault Logan” и “Volkswagen Polo”. Цены в самом доступном сегменте на “вторичке” растут очень медленно. Объяснение простое: все эти модели собирают в России, уровень локализации высокий, как и конкуренция между автокомпаниями. В итоге такой набор факторов сдерживает рост на первичном рынке, одновременно не давая расти им и в сегменте машин с пробегом.

Покупать эти модели можно смело – снижение цены через год или два окажется несущественным. Да и ликвидность всегда останется высокой. Какая покупка будет самой выгодной? На наш взгляд, автомобиль с минимальным пробегом и от банка. Дело в том, что именно в этом сегменте почти половина машин продавалась в кредит. Сейчас часть автолюбителей не может обслуживать долги. Все чаще банки забирают машины должников и, чтобы долго не держать их на балансе, готовы продавать с дисконтом. Проявите инициативу и наверняка получите шанс на приличную скидку. 

“Hyundai Solaris”: легко купить, легко продать.
Потери при перепродаже “Kia Rio” будут минимальными.
“Renault Logan” подойдет тем, кто не привык много тратить на обслуживание.


Средний класс: выгодно не все

В массовом сегменте среднего класса наблюдаем лавинообразное сокращение предложения. Все просто – бывшие поклонники таких машин пересели на кроссоверы. Но не стоит расстраиваться – если вам “середнячки” нравятся, можно запастись терпением и искать хороший экземпляр на “вторичке”. В итоге покупка трехлетнего экземпляра может стать очень выгодной, учитывая низкий интерес других покупателей и значительный рост цен на аналогичные новые машины. То есть можно уложиться в те же 600-700 тысяч рублей. Если выберете подержанные “Volkswagen Passat” или самый доступный “Ford Mondeo”, японские “Honda Accord” или “Mazda6”, то в будущем при перепродаже потеряете меньше всего.

В премиальном сегменте предложений подержанных машин значительно больше. Это объясняется популярностью премиум-марок на первичном рынке. Поэтому и шансов найти хороший экземпляр с пробегом больше. Однако столь высокой разницы с первичным рынком здесь уже не наблюдается. Выгодна ли подобная покупка? Вряд ли. 

Купить “Mazda6” выгодно, если учитывать высокую цену при перепродаже.
“Ford Mondeo” – одна из самых выгодных моделей в среднем классе.
“VW Passat” с пробегом традиционно отличается высокой ликвидностью.


Гольф-класс: придется поискать

Предложений намного меньше по сравнению с компакт-классом. Причина понятна – резкое снижение популярности в последние годы новых автомобилей гольф-класса. Поддержать продажи таких машин на прежнем уровне не помогла даже локализация некоторых моделей. Объемы на первичном рынке скромные, в итоге цены существенно выросли. Однако аналогичного роста на “вторичке” не случилось – все-таки относительно низкий спрос оказывает определенное влияние. Поэтому за 600-650 тысяч рублей можно подобрать хороший автомобиль японской или корейской марки. Хотите дешевле? Огромных скидок? Тогда обратите внимание на представителей французского автопрома. Здесь ликвидность низкая. Поэтому покупатель смело может диктовать свои условия. Но ему надо иметь в виду – при желании избавиться от машины он уже сам окажется в роли продавца.

Наконец, есть еще одна возможность выкручивать первому владельцу руки по полной программе – автомобили “Opel Astra” и “Chevrolet Cruze”, которые уже не продаются после фактического ухода корпорации “General Motors” с российского рынка. 

“Opel Astra” в России уже не продается. Можно требовать скидки.
“Chevrolet Cruze” теперь значительно дешевле многих одноклассников.
“Peugeot 308” – одна из самых доступных моделей гольф-класса на вторичном рынке.


Бизнес-класс: есть на кого равняться

Среди самых доступных моделей бизнес-класса как на “первичке”, так и на вторичном рынке лидирует “Toyota Camry” благодаря высокой надежности. Но можно ли назвать такую покупку выгодной? С натяжкой… Дело в том, что разница в стоимости между новым экземпляром и “трехлеткой” невелика. “Camry” медленно теряет в цене.

Еще один крупный игрок в классе – “Nissan Teana”. Несмотря на проблемы с надежностью, эта модель весьма ликвидна. А недавно компания прекратила сборку “Teana” в России. Отличный повод, чтобы требовать приличную скидку при покупке машины у первого владельца. В итоге именно такой седан может оказаться на треть дешевле “Camry”.

В премиальном сегменте среди лучших вариантов традиционно лидирует “Mercedes-Benz E-Klassе”. Теперь эта модель особенно актуальна для желающих приобрести экземпляр с пробегом, поскольку на рынок скоро выходит “ешка” нового поколения, а это значит, что машины в старом кузове (W212) массово хлынут на вторичный рынок, что сдержит рост цен. Аналогичная судьба ждет и подержанные BMW пятой серии – в наступившем году также состоится смена поколений. А значит, можно будет выгодно приобрести машину нынешней генерации. Если говорить о самой выгодной покупке среди премиальных седанов, то здесь выделяется “Lexus GS” за счет спада популярности модели на первичном рынке. 

“Toyota Camry” не теряет популярности из поколения в поколение.
Скоро настанет удачный момент для приобретения подержанных “Mercedes E-Klassе”.
“Lexus GS” дешевеет на “вторичке” быстрее конкурентов.


Представительский класс: очень выгодно

Известно: именно в этом сегменте автомобили дешевеют быстрее всего. За три года седан в отличном состоянии может потерять до половины стоимости. В кризис эта тенденция усиливается – ведь все меньше людей, способных позволить себе дорогое обслуживание таких моделей и высокие налоги. А если происходит смена модельного ряда, разница увеличивается еще сильнее. Например, весной прошлого года “семерка” BMW заметно опережала в цене на вторичном рынке своих конкурентов от “Mercedes” и “Audi”. Но с выходом новой модели в конце прошлого года она заметно подешевела на “вторичке”. Сейчас можно купить “трехлетку” в максимальной комплектации за два с половиной миллиона рублей. Почти в четыре раза дешевле аналогичной новой машины! А выбирая “Audi A8”, которому скоро на смену придет новая генерация, вы как раз рискуете попасть впросак – сейчас купите дорого, а продавать придется дешево. Если предпочитаете именно эту марку, лучше подождать.

Но не стоит искать самую выгодную покупку среди представителей немецкой тройки. Если вам нужен огромный седан за небольшие деньги, посмотрите на корейские машины – “Kia Quoris” и “Hyundai Equus”. Да, они не столь престижны, но и расходы на содержание таких автомобилей принципиально ниже по сравнению с более именитыми конкурентами. К тому же вы наверняка купите машину с гарантией – она у корейских марок на представительские модели семилетняя. Сегодня можно найти такой автомобиль с небольшим пробегом всего за миллион с хвостиком. То есть по цене новой машины гольф-класса в приличной комплектации. 

Немало “BMW 7-Series” прошлого поколения сильно просели в цене.
“Kia Quoris”: при покупке “трехлетки” получаете четырехлетнюю гарантию.
“Audi A8” с пробегом пока покупать не стоит. Рано.
“Hyundai Equus” подешевеет с выходом на рынок преемника.


Компактные и среднеразмерные кроссоверы: никакой выгоды

Этот сегмент в последние годы переживал настоящий бум и рос по всем позициям. Из 4,5 млн автомобилей, проданных на российской “вторичке” в 2015 году, более 827.000 приходится именно на долю кроссоверов. Не случайно цены на них держатся на стабильном уровне и уверенно сохраняют тенденцию к росту. Ведь новые автомобили постоянно дорожают – производители активно используют популярность сегмента для получения максимальной прибыли. А что это значит для покупателя на вторичном рынке? Что пока большой интерес к таким машинам сохраняется, найти выгодное предложение нелегко. В большинстве случаев. Но есть и исключения – модели, которые покидают рынок: “Opel Antara”, “Chevrolet Captiva” и некоторые премиум-модели. Например, “Cadilllac SRX”. Эти автомобили попали в разряд отверженных и стоят на “вторичке” значительно дешевле одноклассников. Однако предложение очень богатым не назовешь. Но даже в этом случае огромной разницы между подержанной и новой машиной, как в том же сегменте легковых автомобилей среднего класса, здесь не получите. Так зачем же бежать за толпой?! Может лучше обратить внимание на другой сегмент?

После прекращения продаж новых “Cadillac SRX” цены на подержанные кроссоверы рухнули.
“Opel Antara” не продается в России. Аэто повод просить хорошую скидку.
“Chevrolet Captiva” уступает в популярности многим конкурентам.

Полноразмерные внедорожники: для охотников… за скидками

Тенденции в этом сегменте аналогичны трендам в представительском классе, то есть цена зависит от степени новизны модели. Как только происходит смена модельного ряда, устаревшая “трехлетка” значительно теряет в цене. Здесь надо выстраивать стратегию “охоты”. Например, “Mercedes-Benz GL”, на смену которому приходит модель “GLS”, гипотетически может стать дешевле в наступившем году. А пока за модель в хорошей комплектации просят в районе четырех миллионов рублей. Значит, надо ждать. Появление у дилеров обновленного “Toyota LC 200” и нового “Lexus LX” – хорошая новость для тех, кто присматривался к этим моделям на “вторичке”. Начинайте искать уже сейчас, не упустите момент. Но не хватайтесь за первые предложения: в кризисных условиях все меньше желающих приобретать прожорливые внедорожники с пробегом. Ведь стоимость владения, учитывая расходы на ТО и налоговую нагрузку, получается особенно высокой.

Гораздо выгоднее покупать практичный вездеход. Тут всерьез можете требовать больших скидок. Самое интересное предложение – уже надоевший даже своим поклонникам “Mitsubishi Pajero”. Поэтому подобный автомобиль в идеальном состоянии с множеством комфортных опций можно сторговать всего за полтора миллиона рублей. Однако и при перепродаже потери окажутся немалыми.

“Mercedes GL” может скоро подешеветь.
Сейчас наступает сезон охоты за  “Lexus LX” с пробегом.
“Mitsubishi Pajero” – самый доступный “проходимец”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: