Рубрики

Дилеров загнали в угол?

14:39 18-02-2016

На автомобильном рынке впервые за четверть века назревает серьезный конфликт дилеров с властями и автопроизводителями.

На автомобильном рынке впервые за четверть века назревает серьезный конфликт дилеров с властями и автопроизводителями.


Оказавшись на грани разорения, многие дилерские компании намерены активно защищать свои интересы – добиваться кардинального пересмотра отношений с импортерами. Кроме того, они называют непосильной налоговую нагрузку.

В ПРОШЛОМ году в России закрылись 700 из 4.500 дилерских центров. Сейчас процесс продолжается. Примерно такими же темпами – ежедневно о банкротстве или перепрофилировании объявляют как минимум два дилера. Однако к середине года ситуация ухудшится, если не принимать срочных мер. Так считают сами автопродавцы.

- Мы столкнулись с непониманием наших проблем со стороны импортеров и представительств некоторых автопроизводителей, – возмущается глава Ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Владимир Моженков. – Существующие дилерские центры загибаются, а часть представительств продолжают настаивать на расширении дилерской сети. Куда расширяться? Здесь бы старым компаниям как-то выжить.

По словам Моженкова, пришло время всерьез пересмотреть весь спектр отношений между автокорпорациями и российскими продавцами автомобилей. В частности, дилеры требуют снижения обязательных планов продаж; не столь жесткого, как прежде, выполнения корпоративных стандартов; снятия запрета на параллельный импорт оригинальных запчастей (это позволит зарабатывать на сервисе автомобилей с пробегом). А также юридических гарантий выплаты полноценных финансовых компенсаций от производителей. На тот случай, если они решат покинуть российский рынок. А такие “беглецы” наверняка появятся уже в ближайшее время. Эксперты ожидают, что о подобном решении скоро объявят две-три иностранных компании.

Опасения не беспочвенные. После фактического бегства с нашего рынка корпорации GM ее дилеры так и не смогли получить от производителя средства, достаточные для покрытия всех инвестиций в бизнес. Как известно, в Москве строительство дилерского центра, приобретение оборудования и обучение персонала обходилось не менее $5 млн. И вот теперь РОАД настаивает на абсолютно новой редакции Кодекса поведения автопроизводителей, в котором до сих пор юридически не закреплен механизм подобных компенсаций.

Кроме того, в дилерском сообществе отмечают, что этот документ до сих пор не подписан некоторыми импортерами. Получается, Кодекс фактически носит декларативный характер и не обязателен для исполнения. А участникам рынка сейчас необходимо соглашение, которое обяжет и импортеров, и дилеров соблюдать установленные правила игры.

Между тем, как утверждают в РОАД, все их предложения в адрес Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объединяющей импортеров, полностью игнорируются. В то же время почти все автопроизводители официально заявляют о желании всячески поддерживать своих дилеров. Но как они поступают на самом деле? В неофициальных беседах представители автокорпораций, комментируя жалобы продавцов, обвиняют их в неумении бороться за покупателя, быстро приспосабливаться к кризисной ситуации и искать пути для дополнительного заработка.

Словом, шансов найти взаимопонимание у сторон немного. Поэтому конфликт, скорее всего, будет только разгораться. А участники схватки подключат все возможные рычаги. Например, автопродавцов может поддержать Федеральная антимонопольная служба.


Заплати налоги и умри


ДИЛЕРЫ в один голос заявляют: именно такой приговор вынесен им московскими чиновниками. Под убойным оружием властей подразумевается налог на землю и недвижимость, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Для примера: многие столичные дилерские центры оценили в миллиард рублей или дороже.

- Такая стоимость не имеет ничего общего с реальностью, - отмечает вице-президент РОАД Андрей Петренко. – И это даже не наше мнение, а оценка рынка - попробуйте взять под залог шоу-рума кредит в государственном или коммерческом банке. И тот, и другой оценит наш бизнес в три, а то и в пять раз дешевле налоговиков. Вывод очевиден: налоги необходимо снизить минимум вдвое.

Автопродавцы не сомневаются: даже на растущем рынке подобная налоговая нагрузка не дала бы им возможности нормально существовать. А сейчас она добивает даже тех, кто еще умудряется работать “в ноль”. Ответ дилеров московским властям готов. Фактически им поставлен ультиматум: или они в срочном порядке меняют оценку земли и недвижимости в сфере автобизнеса, или часть дилеров просто покинет столицу, переехав в область. В числе переселенцев окажутся и тысячи неофициальных сервисов, не готовых к новым налоговым правилам.

Кстати, чиновники Московской области не прочь воспользоваться недовольством автобизнеса. По предварительным данным, они уже дали дилерам гарантии комфортного налогообложения и всяческой поддержки.

Однако вряд ли снижение земельного налога спасет владельцев автобизнеса от разорения. Они будут требовать и других послаблений.

- Государство сейчас просто обязано снизить налоговую нагрузку не только на дилеров, но и на автолюбителей, - полагает Владимир Моженков. – В частности, возвращать им НДС при приобретении машин по лизинговым схемам. Именно так и происходит в Европе. Если у нас в стране введут аналогичное правило, лизинговые продажи вырастут в десятки раз. До 150-200 тысяч автомобилей ежегодно.


Поделиться: