Рубрики

Как работают производители резины в «Формуле 1»

14:29 09-03-2016

Гонки «Гран-при» – это не только самые быстрые в мире пилоты, космические технологии и большие деньги. Это еще и высочайший уровень организации. Даже если речь идет о поставщике покрышек. Корреспондент «Клаксона» побеседовал с руководителями спортивного подразделения «Pirelli» о том, как строится работа их компании в «Ф 1».

Гонки "Гран-при" – это не только самые быстрые в мире пилоты, космические технологии и большие деньги. Это еще и высочайший уровень организации. Даже если речь идет о поставщике покрышек. Корреспондент "Клаксона" побеседовал с руководителями спортивного подразделения "Pirelli" о том, как строится работа их компании в "Ф 1".


"PIRELLI" – словно еще одна "конюшня" в "Формуле 1". У нее в паддоке собственный моторхоум, по размерам ничем не уступающий командам – участницам чемпионата. Бригада сотрудников, выезжающих на гонки, составляет 55 человек – примерно столько же, сколько и у любого другого коллектива.


Производство


ОДНА из самых главных задач поставщика шин в "Ф 1" – обеспечить всем участникам чемпионата равные условия. Но даже в самой "Pirelli" признают: двух абсолютно одинаковых шин не бывает.

– То же самое можно сказать и про моторы, коробки передач и так далее, – объясняет Марио Изола, спортивный директор программы итальянской компании. – Мы же при этом работаем еще и с резиной, а не с железом.

Не менее важно следить и за качеством. Шины в "Формуле 1" должны выдерживать серьезнейшие нагрузки. Каждая покрышка, которая сходит с конвейера завода "Pirelli" в турецком городе Измир, имеет свой уникальный номер.

Формула 1
После этапа “Формулы 1” остается немало новых комплектов шин.
Но их в обязательном порядке направят на утилизацию.

– При помощи штрихкода мы можем проследить всю историю создания шины, – рассказывает глава спортивного подразделения "Pirelli" Пол Хембри. – Не только в какой день, в каком часу и каким сотрудником она была сделана, но и то, из каких партий материалов и от каких поставщиков. Каждую шину мы фотографируем как снаружи, так и изнутри – это необходимо для контроля качества, а также выявления возможных причин проколов, если они случаются.

Промежуток времени между производством и уничтожением шины "Ф 1" может составлять и до полугода – даже с учетом того, что некоторые из них вообще приходится утилизировать неиспользованными.


Доставка


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ равенство командам, все комплекты резины между ними распределяет FIA. С турецкого завода "Pirelli" отправляет шины для команд "Ф 1" в свой логистический центр в Дикоте, что в Великобритании, а информацию о штрихкодах – в федерацию.

– Именно FIA дает нам окончательный список, какие комплекты должны быть переданы какой из команд, – рассказывает Изола. – Таким образом, в FIA не видят шины, а мы сами не распределяем их по командам. Так что никто не может даже теоретически получить "лучшие" комплекты шин.

Логистика на европейских и удаленных от континента этапах отличается. Когда в Барселоне ближе к концу февраля только начнутся предсезонные тесты, шины, предназначенные для использования в первых гонках, уже будут в пути. Один контейнер на пароме отправится в Австралию, другой – в Китай, третий – в Бахрейн.

Для транспортировки "Pirelli" использует особые контейнеры, температура внутри которых не должна быть ниже 15 градусов и выше 35, так как гоночная резина очень чувствительна к низким и высоким температурам.


Работа на трассе


КАЖДАЯ команда в "Ф 1" использует собственные колесные диски, разработанные по специальному заказу. К утру среды у "Pirelli" в паддоке готов свой цех шиномонтажа, в котором непрерывно работают четыре линии. Представители “конюшен” сначала доставляют туда диски, а затем забирают обратно с надетыми на них покрышками. В строго отведенное для этого время, чтобы график не сбивался. С утра среды до обеда четверга сотрудники "Pirelli" должны надеть шины на более чем 2.000 колесных дисков.

Любая шина “с интересной историей” будет исследованиа – если не в специальной
миланской лаборатории, то непосредственно на трассе.

Что делают, получая шины, команды в первую очередь? Взвешивают их, причем каждую в отдельности. Разница может составлять всего несколько сотых грамма, но инженеры и эту информацию считают полезной.

Наиболее удачные комплекты оставляются на гонку и решающие круги в квалификации. Причем "удачные" – не всегда те наборы, в которых левые и правые шины весят одинаково. Зачастую как раз наоборот. Лучшие шины выбираются с учетом конфигурации трассы, количества и профиля поворотов. В спорте, где счет идет на тысячные доли секунды, любая сотая доля грамма может иметь решающее значение.


Анализ


ЗА КАЖДОЙ командой в "Ф 1" закреплен инженер от "Pirelli", который контролирует работу с резиной и следит за выполнением рекомендаций FIA и самой компании, а также делает необходимые замеры после заездов. Как только комплект снят с машины, в течение десяти минут в аналитический центр "Pirelli" на трассе поступает информация об износе, температуре и некоторых других параметрах.

Данные собираются в первую очередь для того, чтобы помочь командам. В конце каждой сессии они получают графики с информацией от "Pirelli".

– Мы даем им усредненные параметры. Это среднее арифметическое данных всех шин, использовавшихся в ходе сессии, – говорит Изола. – Изучив графики, инженеры могут понять, действуют ли они правильно. Скажем, если температура левой задней шины у них на двадцать градусов выше, чем средние значения, значит, им определенно есть над чем задуматься.

В той или иной степени анализу подвергаются вообще все использованные командами шины. Само собой, особо тщательные проверки проводятся в результате проколов.

– Если мы видим, что на нескольких комплектах есть характерные порезы, мы проводим инспекцию трассы, чтобы избежать проколов, – рассказывает Хембри. – Если же причину повреждений установить не удалось, то мы можем устроить еще более детальный анализ в лаборатории в Милане.


Утилизация


ПОСЛЕ “Гран-при” все шины вновь возвращаются в логистический центр в Дикоте. Те из них, которые подлежат детальному анализу, затем отправляются в Милан, а остальные утилизируются.

В "Pirelli" уничтожают абсолютно все шины, которые были переданы командам “Ф 1”, а потом возвращены, даже если речь идет о тех комплектах, которые вообще не были использованы. Скажем, если уик-энд получился сухим, все дождевые покрышки утилизируются, будучи новыми, – их нельзя отправить даже на следующую трассу. Так, одна шина может проделать путь от Измира в Дрикот, затем на пароме до Мельбурна, оттуда обратно в Великобританию, но при этом не быть даже установленной на машину "Ф 1" перед уничтожением.

– Я знаю, что для болельщиков это звучит ужасно, – улыбается Пол Хембри. – Многие из них просят нас отправить им неиспользованные шины, но мы вынуждены каждый раз отказывать. Ведь каждая покрышка несет в себе интеллектуальную собственность.

Всего итальянская компания производит в год более 50.000 покрышек для команд "Формулы 1".

– Думаете, что это много? – с ухмылкой спрашивает Изола. – На самом деле только на один уик-энд гонки "24 часа Спа" мы привозим 25.000 шин. Так что "Ф 1" – это далеко не самый крупный наш проект.


Поделиться: