Рубрики

Особенный Mercedes-Benz B-Class для особых людей

16:35 01-06-2016

Сегодня едва ли не любой автомобиль можно адаптировать под потребности людей с ограниченными возможностями. А в премиальном сегменте можно найти даже заводской вариант машины для инвалидов.

Сегодня едва ли не любой автомобиль можно адаптировать под потребности людей с ограниченными возможностями. А в премиальном сегменте можно найти даже заводской вариант машины для инвалидов.


ПОМОЧЬ нам проверить в деле обычный с виду хетчбэк, возможности которого трансформировали для тех, кто может управлять автомобилем лишь при помощи рук, мы попросили многократного золотого призера Паралимпийских игр, семикратного чемпиона мира по лыжным гонкам Сергея Шилова.

Вождение машины для инвалида состоит из множества нюансов, неочевидных для простых обывателей. Даже посадка за руль происходит по другим правилам. И всегда возникает серьезный вопрос: куда и как убрать коляску?

– Хорошо, если кто-то рядом готов помочь уложить ее в багажник, – говорит Сергей. – Но большинство водителей с ограниченными возможностями предпочли бы пользоваться автомобилем самостоятельно, чтобы ни от кого не зависеть. Поэтому многие заказывают специальные разборные коляски, которые по частям переносишь на пассажирское место или на второй ряд. Правда, когда на улице идет дождь или снег, гарантированно испачкаешь грязью себя или потолок.

В контексте сказанного салон с креслами в белой обшивке, пусть и легкоочищаемой, в тестовом автомобиле выглядел уже не так привлекательно, как мне сначала показалось...

Пока Сергей устраивался за рулем, я уложил коляску в багажный отсек. Большая задняя дверь открывает широкий проем с относительно низкой погрузочной высотой, поэтому в грузовой отсек складное кресло водружается без особых проблем. Однако для любых других вещей места почти не остается. К тому же подъемная дверь требует изрядных усилий. Естественно, сюда напрашивается электропривод. Либо дверь должна быть не подъемной, а створчатой. Может, производитель учтет это мнение...

– Посмотрим, как здесь все устроено, – Сергей стал внимательно рассматривать органы управления. – Я учился водить еще на машине с механикой, так что руками приходилось орудовать очень быстро. Справиться со всеми манипуляциями было непросто, руль постоянно приходилось отпускать, чтобы сменить передачу. А тут, похоже, сложностей не будет.

На левой полукружности руля здесь установлена специальная рукоятка, которая не только упрощает управление автомобилем одной рукой, но и наделена кнопками управления сигналами поворота, клаксоном и работой щеток стеклоочистителя. Ею удобно пользоваться во время разных маневров. Например, при парковке, выезде со двора... А если предстоит долго ехать по шоссе, эта рукоятка легко демонтируется с рулевого обода – ведь при постоянном управлении автомобилем такой рукояткой кисть руки начинает быстро утомляться и затекать.

Правая рука Сергея ложится на рычаг управления... педалями “Easy Speed”. Соединение здесь самое простое – механическое, зато абсолютно надежное. Когда толкаешь рычаг от себя вперед, длинным плечом она оказывает давление на педаль тормоза. Тянешь на себя – действует на газ. На первый взгляд все просто.

<~1~>

Остается лишь перевести подрулевой рычаг роботизированной трансмиссии в положение “Drive”. Но как? Рефлекс подсказывает сделать эту манипуляцию правой рукой, но тогда придется отпустить тормоз. А при отпущенном тормозе не включится передача. Замкнутый круг... У этой эргономической проблемы есть сразу три решения. Первое лежит на поверхности: можно изловчиться и толкнуть робот левой рукой, хотя в действиях Сергея видно, что тянуться к рычагу на другой стороне рулевой колонки неудобно. Второе решение – использовать кнопку на главном рычаге управления, чтобы временно зафиксировать его в положении торможения. Третье подсказывает мне память: если посильнее продавить педаль тормоза в пол, у всех современных “Mercedes” активируется функция автоматического удержания тормозов. Я предлагаю спортсмену просто посильнее толкнуть от себя ручку, и на приборной панели появляется желанный знак режима “Hold”. Теперь можно не бояться, что машина внезапно покатится.

Адаптация к акселератору происходит значительно быстрее. Мощная пружина внутри ручного привода заставляет прикладывать заметное усилие, чтобы повысить обороты рядной 122-сильной “четверки” с турбонагнетателем, но к этому вполне можно приспособиться. Главное, что кистью дозировать ускорение получается с не меньшей точностью и чуткостью, чем традиционной педалью.

– И разгоняется, и тормозит машина очень плавно и естественно, – комментирует Сергей свои ощущения от поездки. – Я обращаю на это внимание не как на особенность машины марки “Mercedes”, а как на ту черту, которая позволяет мне быстро адаптироваться к новому методу управления.

Добавлю и собственные наблюдения. Весь вечер я упражнялся в езде на ручном управлении, осваивая заодно и алгоритм ограниченного взаимодействия с другими системами – круиз-контролем, телефоном, мультимедийным комплексом... Стандартная россыпь кнопок на руле и небольшой рычажок “Темпомата” на рулевой колонке слева делают все это возможным. Но все-таки не без осложнений. Обычные водители, например, даже не задумываются над тем, какой рукой что можно сделать, а у инвалида они почти постоянно в деле обе. Чтобы на ходу открыть бардачок, бокс в подлокотнике или даже вынуть бутылку из кармашка в двери, следует не только подгадать безопасный момент, но и выполнить целую последовательность действий... Комфортными автомобили для людей с ограниченными возможностями станут лишь с приходом продвинутых ассистентов по поддержанию рядности и скорости движения, адекватного голосового управления и различных вспомогательных приводов. Это и сейчас все есть – вопрос цены...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: