Рубрики

Контроль над «Формулой 1» перейдет к другой компании

12:02 06-01-2017

В ближайшие месяцы будет завершена сделка, в результате которой большая часть акций управляющей компании «Формулы 1» окажется у компании Liberty Media.

Восемь с половиной…


В ближайшие месяцы будет завершена сделка, в результате которой большая часть акций управляющей компании "Формулы 1" окажется у компании Liberty Media – таким образом именно в руках ее владельцев будут сосредоточены основные рычаги управления чемпионатом. Сумма сделки составляет восемь с половиной миллиардов долларов.


РЕЧЬ не идет о контрольном пакете акций. Его не было и у компании CVC Capital Partners, которую в последние годы называли фактическим владельцем "Формулы 1". Доля инвестиционного фонда составляла 38,1%, но все ключевые решения принимались в определенном смысле его руководством. Хотя правильнее будет сказать – с его согласия, поскольку по факту управление серией осуществлялось Берни Экклстоуном. Сохраняя лишь небольшой процент акций, он продолжал вести дела "Ф 1" в качестве наемного сотрудника CVC. И сам фонд, и других акционеров интересовало по большому счету лишь получение прибыли, и поводов вмешиваться в руководство чемпионатом у них просто не было, поскольку "Ф 1" под управлением Берни продолжала стабильно приносить доход. Более того, прибыль акционеров с каждым годом становилась все больше. Прибыль чемпионата скоро перевалит за $2 млрд в год. Пожалуй, одного этого факта достаточно, чтобы объяснить интерес к приобретению акций "Формулы 1" у других компаний.

Слухи о том, что в CVC хотят избавиться от статуса владельца серии, ходили еще с начала прошлого года. В прессу то и дело просачивались сведения о переговорах с различными организациями, но руководители инвестиционного фонда совместно с Экклстоуном весьма тщательно выбирали покупателя и в итоге остановили свой выбор на "Liberty Media".

Сумма сделки оценивается в $8,5 млрд, при этом не все деньги будут перечислены CVC. Ее вложения окупились уже давно, да и от всех своих акций избавляться инвестиционный фонд не собирается – речь идет лишь о том, что самый крупный пакет теперь будет у другой компании, которая, возможно, сможет даже увеличить прибыль остальных акционеров. Главный итог сделки можно назвать уже сейчас: "Формула 1" получит заинтересованного владельца, который хочет управлять серией по-новому. Причем самостоятельно, в отдаленном будущем – без Берни Экклстоуна.

Уже известно, что президентом Formula One Group станет Чейз Кэри – американец, сделавший карьеру в медиабизнесе. Он является давним партнером владельца Liberty Media Джона Мэлоуна и в последние годы работал на 21st Century Fox. Некоторое время он будет руководить "Формулой 1" вместе с Экклстоуном, а затем, судя по всему, возьмет его функции на себя.

Практически наверняка одну из ключевых должностей займет еще один американец, Зак Браун, – пожалуй, самый известный специалист в области спортивного маркетинга. В прошлом он уже посодействовал привлечению нескольких крупных спонсоров к работе в "Ф 1". Предполагается, что он поможет Кэри решить одну из главных проблем серии на данный момент – недостаточный уровень продвижения в Интернете. Экклстоун, построивший империю за счет продажи телевизионных прав, начал работать в этом направлении лишь недавно и делает это весьма неохотно.

Долгосрочные инвестиции

ПО ПЕРВЫМ комментариям, что доносятся из стана новых владельцев "Ф 1", можно сделать вывод, что Liberty Media рассматривает покупку акций как долгосрочную инвестицию. Если упростить, то CVC по большому счету интересовала лишь прибыль. Фонд был заинтересован в скорейшем возврате средств и получении дивидендов, и легче всего этого было добиться, просто самоустранившись от управления делами чемпионата. Благодаря деятельности Экклстоуна денежный поток "самостоятельно" становился все более насыщенным. Libert, если верить уже сделанным заявлениям, будет придерживаться несколько иной тактики. Новые владельцы собираются решить основные проблемы чемпионата – возможно, даже серьезно пожертвовав прибылью в самом начале, чтобы сделать "Формулу 1" популярнее. Ну а уж потом, конечно, и монетизировать успех.

Что это может означать для “Формулы 1” на практике? До конкретных шагов дело дойдет еще нескоро, однако уже очевидны направления, в которых планируют работать новые управленцы.

Скорее всего, будет изменена схема работы с организаторами этапов. Сейчас они обеспечивают треть прибыли чемпионата. Устроители “Гран-при” платят владельцам "Ф 1" за проведение гонок на своих трассах. Суммы варьируются в диапазоне от 10 до 50 млн евро в зависимости от условий контракта. При этом практически все контракты составлены таким образом, что с каждым годом сумма отчислений становится больше.

Как стало известно из опубликованных не так давно документов, у Экклстоуна есть на руках действующие соглашения с организаторами этапов, спонсорами и телекомпаниями на общую сумму более девяти миллиардов евро – поступление денег гарантировано на протяжении еще многих лет.

Умение продавать "Формулу 1" всегда было сильной стороной Экклстоуна, однако в случае с организаторами гонок именно повышающиеся "тарифы" привели к постепенному оттоку болельщиков с трибун. Чтобы заплатить за право проведения гонки, организаторам в большинстве случаев нужно привлекать средства за счет спонсоров и продажи билетов. В то же время есть страны, готовые платить Экклстоуну независимо от того, целесообразно ли проведение этапа "Ф 1" с экономической точки зрения. К примеру, на Ближнем Востоке вопрос самоокупаемости “Гран-при” их организаторов практически не волнует. Но щедрость шейхов больно бьет по промоутерам гонок в Европе – ведь Берни постепенно продолжает повышать цены для всех. Устроители многих этапов таким образом вынуждены перекладывать бремя на болельщиков, и теперь поездка на Гран-при для одной семьи зачастую равна по стоимости двухнедельному отпуску… Возможно, постепенное уменьшение числа болельщиков на трибунах объясняется как раз этим, а вовсе не тем, что "Ф 1" перестала предоставлять качественный продукт.

Кэри может попытаться изменить эту модель, сделав проведение гонок более доступным для организаторов, но при этом получив значительно большую аудиторию, которую, в свою очередь, затем можно "продать" спонсорам. Не исключено, что календарь расширится. В Liberty уже заявили о желании проводить еще одну гонку в США. В числе потенциальных направлений назывались Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Майами. В любом случае тот факт, что расписание в этом году впервые перевалило за отметку в 20 гонок, новых владельцев чемпионата не смущает. Они планируют расширить календарь. Скорее всего, за счет новых рынков – Азии и Латинской Америки. Не исключено, что в ближайшее время начнется работа по организации "Гран-при Вьетнама", заинтересованность в котором проявляет новый крупный спонсор "Ф 1" – компания Heineken.

Еще один способ привлечь внимание болельщиков – постараться обеспечить лучшее шоу. В "Формуле 1" на протяжении нескольких лет доминирует заводская команда Mercedes, выигрывая практически все гонки, а группа лидеров не меняется еще дольше. Команды-середняки просто лишены возможности к ней примкнуть из-за несправедливой системы распределения доходов между участниками чемпионата. Большая доля денег делится между командами, но разница в выплатах не раз становилась центральной темой для конфликтов. По действующей схеме ведущим командам гарантированы солидные призовые даже в случае неудачно проведенных сезонов. Та же Ferrari получает исторических бонусов больше, чем самые слабые коллективы за более или менее неплохие результаты. Команды, не попавшие в десятку лучших Кубка конструкторов, и вовсе не могут претендовать на выплаты – им необходимо искать средства самостоятельно, но слабые результаты не позволяют привлечь крупных спонсоров. Получается замкнутый круг: богатые становятся только богаче и практически застрахованы от провала, а бедные лишены возможности добиться серьезного прогресса. Именно по этой причине "Ф 1" уже давно не собирала на стартовой решетке максимально возможного по регламенту числа машин. Предполагается, что в гонках могут участвовать по 26 автомобилей 13 команд, но до этого максимума "Ф 1" не добиралась уже два с лишним десятка лет.

Чтобы позволить аутсайдерам пробиться в середняки, а середнякам в лидеры, им нужно выделить больше денег. Но сейчас это можно сделать лишь за счет доли владельцев. Решатся ли в Liberty пойти на конфликт с ведущими командами, попробовав урезать их призовые, или же поступятся собственной прибылью? Если не сделать ни того ни другого, уровень конкуренции между командами останется тем же.

Где взять деньги?

ЕСЛИ в Liberty действительно решили сделать ставку на развитие серии, то им в любом случае необходимо задуматься о перераспределении всей системы доходов. Новые владельцы уже намекали на то, что могут пересмотреть схему работы и с телеканалами. Если сейчас права передаются вещателям в разных странах, то в будущем, не исключено, "Формула 1" сама начнет продавать картинку потребителям – минуя посредников в виде каналов, посредством так называемой системы PPV (pay per view – или в переводе с английского "плати за просмотр"). Поклонники "Ф 1" могут получить доступ к трансляции, например, оплатив покупку на мобильном телефоне – и на нем же затем включив видео гонки. В настоящее время болельщики "Ф 1" во многих странах лишены возможности посмотреть трансляцию, если перед ним нет телевизора.

Переход на такую систему также займет время и в краткосрочной перспективе грозит обернуться потерей прибыли, потому как телеканалы сейчас также обеспечивают около 30% дохода "Ф 1". Предлагая болельщикам продукт напрямую, организаторы чемпионата должны будут задуматься и о создании эксклюзивного контента. Например, систем дополненной реальности, благодаря которой у болельщиков – при помощи новых технологий – появится возможность проехать в кокпите с любимым пилотом. Но на их создание потребуется выделить немало средств.

Так или иначе, для решения самых острых проблем и выхода из кризиса Liberty потребуется очень многое менять в структуре управления чемпионатом, и вряд ли этот процесс будет протекать гладко. Впрочем, новые владельцы "Ф 1" не торопятся и готовы сперва основательно изучить серию – именно поэтому контракт с Экклстоуном в качестве управляющего был продлен. Он продолжит руководить чемпионатом на протяжении еще трех лет – правда, уже не сможет управлять процессом в одиночку.

С Liberty у "Ф 1" есть наконец шанс избавиться от порочной практики, когда владельцы чемпионата хотели лишь прибыли, не особенно заботясь при этом о "здоровье" серии. Теперь, если верить первым заявлениям новых руководителей, многое может измениться. "Формула 1" должна начать бороться за привлечение новой аудитории, а не просто продолжать доить старую, освоить новые рынки и придумать новые способы заработка, а также создать более качественное шоу.

То, что "Ф 1" досталась компании из медийной сферы, можно считать плюсом. В Liberty определенно знают толк в создании качественного продукта для массовой публики. Но не надо забывать, что полтора десятка лет назад серия уже принадлежала медийной корпорации, которая собиралась раскрутить "Большие призы" при помощи новейших на тот момент технологий. История закончилась банкротством владельцев серии, передачей активов заемщикам в лице банков и последующей продажей – тому самому инвестиционному фонду CVC, который предпочел просто доверить все Экклстоуну и не вмешиваться.

Сейчас мы можем стать свидетелями очередной попытки вывести "Ф 1" на новый уровень популярности. Выиграть могут все. И болельщики, и команды, и Liberty, и другие акционеры. В конце концов, CVC не стала избавляться от всех своих акций, скорее всего, именно потому, что ее руководители верят в успех обновленной "Формулы 1" – ведь если Liberty действительно удастся провести правильные реформы и повысить ее популярность, то прибыль может даже стать больше.

Впрочем, не исключено, что изменения окажутся в итоге лишь косметическими. В конце концов новым владельцам наверняка захочется вернуть потраченные на дорогой актив $8,5 млрд. А если оставить все "как есть", сделать это будет проще всего.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: