Рубрики

Можно ли за два месяца проехать сорок тысяч километров по дорогам и бездорожью и при этом не сломаться?

21:18 02-02-2017

В Книге рекордов Гиннеса есть номинация самого протяженного незакольцованного автомобильного маршрута в пределах одной страны. На установку такого рекорда и отправились смельчаки…

Точка невозврата



В Книге рекордов Гиннеса есть номинация самого протяженного незакольцованного автомобильного маршрута в пределах одной страны. На установку такого рекорда сквозь шестьдесят один регион России и восемь часовых поясов и отправились смельчаки из LAV Prodictions при поддержке Русского Географического Общества. Они стартовали в городе Никель Мурманской области неподалеку от границы с Норвегией на обычном... Skoda Yeti. А на самом сложном последнем участке длиной в 2.000 километров от Якутска до Магадана к отчаянным парням присоединился и корреспондент “Клаксона”.



НАВЕРНОЕ, вы слышали что-то о колымской трассе. Я тоже знал лишь то, что она существует. И это действительно проезжая с виду дорога, а не направление. Её строительство началось в тридцатые годы прошлого века заключенными, а затем было продолжено на рубеже сорок первого и сорок второго годов, как один из трех маршрутов доставки гуманитарной и военной помощи СССР от союзников по “Ленд-лизу” во время Второй мировой войны.

Строительство осложнялось условиями вечной мерзлоты. Так как грунт в Якутии промерзает на глубину до трехсот метров, а температурный диапазон за год порой превышает сотню градусов Цельсия, то ни о какой стабильности почвы летом, когда столбик термометра поднимается выше отметки “40”, речи быть не может.


  В семидесятую годовщину Победы в поселке Усть-Нера открыли мемориал, один из
  фрагментов которого посвящен снайперу-якуту.
  Неподалеку от поселка Тал-Юрах находится памятник летчикам, погибшим в ноябре
  1942 года. В небе над Чукоткой, Колымой и Якутском пролегал воздушный маршрут перегона
  американских самолетов по ленд-лизу.

 


> Однако трассу строили, несмотря ни на какие трудности.


Дополнительным стимулом к этому послужила необходимость транспортного доступа к многочисленным золотым рудникам, которые расположились на всем протяжении по обе стороны дороги. К слову, некоторые из них используются по сей день.

В межсезонье, когда паромы уже не ходят, а лед еще "не встал", переправиться через реки Лена и Алдан невозможно. С наступлением морозов дорога превращается в гигантский по длине зимник. Хотя в летние месяцы трасса лишь немногим лучше. Дорожное полотно фактически на всем протяжении представляет из себя смесь грунта и выработанной на рудниках породы, которая больше похожа на крупную щебенку неправильной формы.



  К огню в Якутии относятся с большим почтением. Он для местного населения сродни
  божеству.

 

Её мы прокляли. Об острые края камней такого “покрытия” мы вспороли покрышек больше, чем на всем маршруте до этого. Если в течение нескольких часов мы не пробивали какую-либо из шин, то чувствували себя везунчиками! Иначе – снова домкрат, утопающей в дорожной жиже, поиск подходящего плоского камня в качестве фундамента, отполированный ладонями балонный ключ...

В первый день рассчитывали проехать больше четырехсот километров и преодолеть две паромные переправы через Лену и Алдан. Как получилось сделать первое, я с трудом помню – просто гнали, как безумные. А вот титаническое течение широких рек запомнилось навсегда. Паром идет не по прямой, а диагональю – в одну сторону путь занимает тридцать минут, а в другую он выгребает два часа.

 

  Белый круг в центре флага Респулибки Саха - образ полярного солнца и традиционный
  символ связи с предками.

 

Зеленые долины на следующий день сменились видами Верхоянского горного хребта. Перемены чувствовались и в атмосфере. Если накануне мы активно пользовались кондиционером, то на горном перевале включали подогрев сидений. Здесь обочины покрыты глубоким снегом, а на термометре -5.

На некоторых участках федеральная трасса Колыма и вовсе непроходима. То паводком ее размоет, то «прижим» обрушится. «Прижим» – это фрагмент дороги, представляющий из себя вырубленный в горе выступ под дорожное полотно. Внизу, как правило,– ущелье с бурной рекой. Вот она где-то глубоко внизу и разбивает камни, а с ними – и основу для нашей дороги, которая порой сужается метров до четырех. Нас много раз спасало, что Yeti – кроссовер маленький и легкий. Выручал также немалый клиренс и высоко расположенный воздухозаборник, когда надо было следовать бродом в объезд. Но перед обрушившимся «прижимом» мы были бессильны. Ничего не оставалось, как набраться терпения и ждать, пока восстановят дорогу.

Автомобилист на коломской трассе не будет радоваться теплой солнечной погоде. Если грунт подсыхает, поднимается столь плотная завеса пыли, что видимость сокращается шагов до двадцати. В таких условиях не то что разглядеть стоп-огни сложно, но и выбоины на дороге не видны перед самым носом машины. И тогда израненная подвеска Yeti принимает на себя очередной сокрушительный удар.

Мне вообще непонятно, как автомобили с нулевой подготовкой (наклейки на борта и багажник на крыше не в счет) и на оригинальных 17-ти дюймовых низкопрофильных шинах в подобных условиях смогли пройти трехгодичную норму пробега за 70 дней. 1.8 литровый турбомотор мощностью в 152 л.с. переварил бензин с заправок, где 95-м никогда не пахло, муфта Нaldex в полном приводе не сдалась под многочасовой пыткой раскисшим грунтом...

Людям, например, в такой дороге «сервис» требовался гораздо больше. Да где ж ему взятья? Гостиницы советского типа есть только в крупных населенных пунктах, таких как Хандыга, Усть-Нера, Сусуман. Но надеятся на наличие горячей воды даже при цене за номер, сопоставимой с недурным европейским отелем, не стоило. Поэтому и желания останавливаться на ночевку не возникало. В машине – уютнее...

 


 

А знаете, как нелепо могла закончиться идея с рекордом? Паводок в Усть-Нере, где мы ночевали, помешал бензовозам, направлявшимся в город. И на АЗС после долгих уговоров нам смогли отпустить лишь по 20 литров топлива на автомобль. С таким запасом местные даже не выезжают на дорогу. Понимая, что идем на безрассудный риск и экономя каждую каплю, мы все-таки выдвинулись до Сусумана и уже вечером были в нем. Отсюда до точки финиша в Нагаевской бухте в Магадане – каких-то 630 км. Да-да, каких-то! Когда позади дистанция, соразмерная с длиной экватора, подобные расстояния воспринимаются как пара шагов до двери. И завтра мы их сделаем...  ∆


Последние авто новости и результаты тест-драйвов Skoda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: