Рубрики

Rosenbauer New Panther – напористый огнеборец

12:30 14-08-2017

У него броский цвет и внушительные габариты, но мало кто наблюдал эту машину воочию. Большую часть жизни пожарная техника в аэропортах, к счастью, проводит в гараже. Однако время от времени они выбираются на свет для тренировок. Недавно мы стали участниками одной такой разминки.

Код – красный

У него броский цвет и внушительные габариты, но мало кто наблюдал эту машину воочию. Большую часть жизни пожарная техника в аэропортах, к счастью, проводит в гараже. Однако время от времени они выбираются на свет для тренировок. Недавно мы стали участниками одной такой разминки.


Тишину комнаты отдыха, где дежурный расчет проводит значительную часть дня, нарушает звук сирены. Но огнеборцы не бросают книги и карты, чтобы сломя голову рвануть к лестнице. Они не ленивые – просто сигнал поступил с кухни, а не из башни контроля. Мнимая расслабленность команды из восьми человек может заставить усомниться в их профессионализме. Но на самом деле служба в аэропорту по статусу близка к элите. Эти парни всегда наготове. И, подобно подводникам в субмаринах, каждый день по несколько часов отводят плановым и внезапным тренировкам.


  Пожарной бригаде не нужно покидать кабину, чтобы приступить к тушению –
  так выигрываются драгоценные секунды.

 

Последнюю пару месяцев упражняться приходится существенно больше, поскольку в гараже их приписки появился совершенно новый Rosenbauer Panther. Он как Rolls-Royсе в мире пожарных автомобилей, а уж про “прайс” лучше вообще не вспоминать. При длине в одиннадцать с половиной метров “Пантера” вмещает отряд из трех человек, 12.000 литров воды, мощнейшую центробежную помпу, телескопическую стрелу на 30 метров и еще ряд решений, незаметных невооруженным глазом.


Ниже, еще ниже

Пока пожарные наверху набивают животы сверхкалорийными блюдами, обязательной частью диеты, без которой им просто не будет хватать сил на борьбу с огнем, я пытаюсь освоиться за рулем. Если закрыть правый глаз, из поля зрения исчезнет блок управления спецоборудованием, и будет казаться, что ты просто в кабине большого туристического автобуса. Передо мной простая приборная панель, экран камеры кругового обзора и панорамное лобовое стекло – все ради оптимальной обзорности. Пускай плотность трафика на рулежных дорожках аэропорта не самая высокая, но водителю столь массивной машины нужно реагировать на любые опасности заблаговременно, поскольку остановиться или повернуть на таком бегемоте – задача не из простых.


  Жароустойчивое покрытие телескопической стрелы защищает проводку
  и трубы, находящиеся внутри.

 

Впрочем, по части управления новый Panther сделал заметный скачок. Инженеры австрийской компании изменили конструкцию рамы, на которую установлены все оборудование и кузов. Теперь центр тяжести расположен существенно ниже. Они также улучшили компоновку агрегатов для того, чтобы более равномерно распределить массу по длине машины. Эффективность этих решений вкупе с внедрением электронной системы антикрена (RSC) становится очевидной в сравнении с машиной прошлого поколения. Радиус поворота на скорости 45 км/ч сократился на несколько метров – водитель может заложить более крутой вираж без риска опрокинуться, почти не снижая скорости. Ведь именно скорость является одной из самых сложных задач, критически влияющих на оперативность пожарной бригады.


Газ до отказа

750-сильный дизельный двигатель Volvo пробуждается одним нажатием кнопки. Легкая вибрация пробегает по всему кузову, но за счет удаленности от мотора в кабине удивительно тихо. Чтобы водитель был полностью сосредоточен на управлении, Rosenbauer оснастили восьмидиапазонной автоматической трансмиссией.


  Мощные светодиодные лампы помогают системе кругового обзора в темное время суток.

 

Я с нетерпением жду, пока мои напарники завершат облачение в спец-одежду и запрыгнут в кабину. Наконец селектор трансмиссии в положении “Drive”, и “Пантера”... неспешно, словно она только проснулась после ночной охоты, начинает разбег из ворот гаража. Пускай двигатель выдает невероятные 3.500 Нм крутящего момента, разгон до 80 км/ч затягивается на мучительные для того, кто привык к динамике легкового автомобиля, 28 секунд. Один из инженеров рассказал мне, что максимальная достигнутая скорость составляет 120 км/ч. Но для этого нужна почти бесконечная, как в седьмом “Форсаже”, взлетная полоса или профилированный овальный трек.

Когда до полыхающего на ВПП фюзеляжа остается пара сотен метров, мой напарник на правом кресле активирует спринклеры, вроде тех, что опрыскивают газоны в гольф-клубах. Почти водная дисперсия покрывает лобовое стекло и дорогу под машиной. Ее задача – уберечь экипаж и колеса от интенсивного инфракрасного излучения, неизбежно возникающего на таких масштабных пожарах.


  Водитель может управлять турелью даже во время движения. Мощный гидроусилитель
  руля позволяет поворачивать даже с одной рукой на джойстике.

 

Когда до намеченной точки остается около полукилометра, меня просят сбавить скорость. Я хотел было возразить, что нам долго еще ехать, но как только нажал на педаль тормоза, понял, что замедление потребует существенной дистанции. Нужно помнить, что за спиной у тебя болтается несколько тысяч литров жидкости, способных раздавить машину. Кроме того, на подходе к пожару начинается процесс активации основного оружия Rosenbauer Panther – телескопической стрелы, закрепленной на крыше. Могучая рука вытягивается на 30 метров вперед и позволяет с безопасного расстояния осуществлять тушение. Острием системы “HRET” является пенетрирующий стальной наконечник, пробивающий фюзеляж. Оператор нацеливает его с помощью камеры, установленной рядом: она также может действовать в инфракрасном режиме, чтобы видеть, что происходит внутри самолета.


> Несмотря на обилие стекла, кабина Panther выдержала серию краш-тестов для пожарных машин без изменения геометрии.


Как только стволы перед кабиной и на стреле развернуты в боевой готовности, отдельный компьютер “FixMix 2.0” запускает процесс смешивания пены. Центробежная помпа “N80” подает густой, но легкий раствор со скоростью 9.000 л/м под давлением 14 бар. Оператор может менять концентрацию пенного порошка для максимально быстрого достижения целей пожаротушения. Таким образом, начальная фаза борьбы с пожаром происходит внутри кабины. Джойстики на откидном подлокотнике позволяют точно и без усилий направлять струю. Оператор имеет возможность в любой момент времени оценить обстановку вокруг машины с помощью системы кругового обзора и при необходимости поменять точку или покинуть опасную зону.


  Помпа для рукавов имеет электронное управление
  для быстрой настройки параметров смеси.

 

После локализации пожара начинается проливка объекта горения и прилегающей территории. Бригада разворачивает рукава, подключает их к помпе, закрепленной в отсеке за кабиной. Рядом находится яркий и наглядный указатель уровня воды в цистерне. Хотя сегодняшний пожар был и учебным, все относились к нему максимально серьезно. Именно в такой среде пожарные доводят выполнение всех действий до полного автоматизма. Тут никто не кричит, каждый участник подразделения знает свою роль и обязанности. С тушением парни справились примерно за полчаса и получили от инструкторов высокие оценки.

Но работа на этом не заканчивается. Как и в реальной жизни, прежде чем вернуться к игре в карты и недочитанному роману, ребятам придется привести машину в порядок и заправить все израсходованные ресурсы. Вот только в гараже я почему-то остался один на один с ведром и маленькой губкой, более подходящей для мытья посуды, чем 40-тонного гиганта.


Краткая техническая характеристика
Rosenbauer New Panther 6x6


 Габаритные размеры 11.460х250х365 см
 Колесная база 480-160 см
 Двигатель 6-цил., 16.120 куб. см, турбодизель
 Мощность 750 л.с. при 1.400 об/мин
 Крутящий момент 3500 Hм
 Коробка передач 8-ст., автомат
 Тип привода полный
 Максимальная скорость 120 км/ч
 Объем цистерны для воды 11.356 л
 Объем цистерны для реагента 1.514 л
 Запас топлива 264 л

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: