Рубрики

В “Ф 1” один претендент на титул врезался в другого. И его простили…

13:32 15-08-2017

Себастьян Феттель попал под огонь критики после спорного инцидента на “Гран-при Азербайджана”. Четырехкратный чемпион мира дважды в течение одной минуты врезался в своего главного соперника по борьбе за титул Льюиса Хэмилтона – сперва случайно, а затем явно намеренно. Многие ждали, что Феттеля дисквалифицируют или отстранят от участия в одной из гонок. Но этого не случилось.

Преступление и извинение

Себастьян Феттель попал под огонь критики после спорного инцидента на “Гран-при Азербайджана”. Четырехкратный чемпион мира дважды в течение одной минуты врезался в своего главного соперника по борьбе за титул Льюиса Хэмилтона – сперва случайно, а затем явно намеренно. Многие ждали, что Феттеля дисквалифицируют или отстранят от участия в одной из гонок. Но этого не случилось.


Такого в “Формуле 1” еще не происходило. Соперники сталкивались между собой на трассе, и порой гонщики даже намеренно выбивали конкурентов. Но аварий, подобных той, что произошла в июне в Баку, никогда не случалось – Себастьян Феттель врезался в Льюиса Хэмилтона с целью выразить собственное возмущение его действиями.

Первое столкновение произошло в тот момент, когда на трассе еще находилась машина безопасности. Она собирает за собой пелетон, разрывы становятся минимальными, и когда судьи решают, что причин сдерживать пилотов больше нет, гонка фактически начинается заново. Феттель влетел в машину Хэмилтона аккурат в тот момент, когда все было готово к рестарту. Себастьян уткнулся в “Mercedes” Льюиса сзади, повредив переднее антикрыло своей “Ferrari” и диффузор машины соперника.

Но этим дело не ограничилось. Феттель решил, что в столкновении виноват именно Хэмилтон: по версии, озвученной немцем в радиоэфире сразу же после аварии, Льюис пытался устроить ему “проверку тормозов”. Вспылив, Себастьян поравнялся с соперником, вскинул одну руку вверх, выражая собственное негодование по поводу случившегося, а второй повернул руль в сторону машины соперника. Второй контакт получился пустяковым в плане последствий для техники, но стал причиной скандала, отголоски которого будут слышны, кажется, еще до конца этого сезона…


Прецедент

Такого действительно раньше еще не происходило. Дорожных разборок в период действия режима машины безопасности за всю историю чемпионата гонщики еще не устраивали. И даже в многостраничном спортивном регламенте “Формулы 1” для подобных случаев не прописаны санкции. В конце концов, мало кто ожидает, что лучшие автогонщики мира начнут использовать свои машины в качестве орудия устрашения.

У судей ушло немало времени, чтобы обдумать случившееся. Претензии к Хэмилтону были сняты сразу. Изучив данные телеметрии с его “Mercedes”, спортивные комиссары пришли к выводу, что никакой “проверки тормозов” устроить он не пытался: это был второй рестарт гонки, и действия Льюиса ничем не отличались от тех, что он совершил во время первого.


  Решением FIA Себастьян Феттель больше не будет участвовать в кампаниях
  по пропаганде безопасного вождения – за исключением появлений на фоне
  баннера после окончания квалификации.

 

Наказывать нужно было только Феттеля. Вопрос был лишь в том, как именно. Спустя несколько десятков минут дирекция гонки сообщила, что Себастьян должен отбыть штраф “Stop&Go”. Если не считать дисквалификации, это самое жесткое наказание, какое предусмотрено регламентом “Ф 1”. Но десятисекундная остановка на пит-лейне просто отбросила Феттеля на несколько позиций, и благодаря многочисленным сходам и скорости своей “Ferrari” ему все равно удалось заработать немало очков. Многим обозревателям показалось, что судьи были слишком щедры. Особенно с учетом того, что Хэмилтон финишировал в гонке позади. Гонщик “Mercedes” потерял время по другой причине – в ходе заезда ему потребовалось сменить воротник системы безопасности кокпита, который вышел из пазов и едва не оторвался. В результате внепланового пит-стопа Льюис оказался на трассе позади Феттеля, так и не сумев обогнать его по пути к финишу. Лидер “Ferrari” закончил гонку четвертым, даже увеличив отрыв от Хэмилтона в личном зачете.


> За неспортивное поведение атлетов в других видах спорта принято снимать с соревнований незамедлительно.


Льюис не скрывал собственного разочарования решением судей. И в интервью после финиша несколько раз подчеркнул, что Феттель своими действиями дискредитировал имидж пилотов “Ф 1” и подал неподобающий пример подрастающему поколению гонщиков.


Дело Тиктума

Хэмильтона можно пожурить за излишний драматизм, но сообщение достигло адресата. В конце концов, единственный пример подобного поведения был зафиксирован именно в молодежных чемпионатах. В 2015 году в ходе гонки британской “Формулы MSA” 16-летний Даниэль Тиктум обогнал нескольких соперников в режиме действия машины безопасности, чтобы поквитаться с собственным обидчиком Рикки Коллардом: они столкнулись в ходе гонки ранее, и Тиктум “вернул должок” непосредственно на трассе – догнав соперника и протаранив его автомобиль. Спортивные власти Великобритании отреагировали жестко: парня не просто дисквалифицировали, а лишили гоночной лицензии сроком на год, запретив ему принимать участие в любых профессиональных соревнованиях.


  Глава “Ferrari” Маурицио Арривабене не стал комментировать поведение своего пилота.

 

Содеянное Феттелем не идет ни в какое сравнение с тем, что сделал Тиктум. Но, как справедливо отметили многие обозреватели, в данном случае речь о четырехкратном чемпионе мира, который в силу опыта и статуса должен лучше справляться с собственными эмоциями. В итоге, несмотря на то что в регламенте не предусмотрено возможности повторного наказания за один и тот же проступок, FIA решила устроить дополнительное разбирательство. Не исключено, что под давлением британской прессы, которая подхватила слова Хэмилтона.

Над Феттелем нависла реальная угроза – либо в виде исключения из протоколов “Гран-при Азербайджана” и лишения заработанных в Баку очков, либо дисквалификации на одну гонку. В 2012 году подобного штрафа удостоился, к примеру, Ромен Грожан, устроивший массовый завал на старте “Гран-при Бельгии”. Тогда судьи приняли во внимание тот факт, что француз до этого уже несколько раз становился участником аварий на первых кругах.


  Льюис Хэмилтон был удивлен заявлениями Феттеля о том, что пытался устроить ему
  проверку тормозов – грязный трюк, который используют некоторые гонщики
  в отношении принципиальных соперников.

 

Феттель в определенном смысле тоже мог считаться рецидивистом. Не далее как в октябре прошлого года он стал героем другого скандала: в ходе “Гран-при Мексики” Себастьян обрушился с тирадой на гоночного директора Чарли Уайтинга, при помощи непечатных выражений послав того куда подальше в радиоэфире, транслировавшемся на весь мир. Серьезных дисциплинарных санкций Феттелю тогда удалось избежать благодаря тому, что он сразу после финиша принес Уайтингу извинения.

Казалось, что во второй раз так легко отделаться Себастьяну уже не удастся.


“Я погорячился”

Повторное рассмотрение инцидента состоялось в Париже третьего июля – в тридцатый день рождения Феттеля. Себастьян в сопровождении руководителя “Ferrari” Маурицио Арривабене прибыл в штаб-квартиру FIA в столице Франции, чтобы объясниться. Примечательно, что сразу после гонки он всячески избегал ответов на вопросы о собственных действиях, так и не подтвердив, намеренно он врезался в Хэмилтона во второй раз или же просто оттого, что на эмоциях не рассчитал, с какой силой повернуть руль в сторону соперника. Заявлений по соответствующему поводу не последовало от него и в течение недели перед заседанием в Париже. Реакции чемпиона болельщикам пришлось ждать до его окончания.

Вердикт разочаровал многих: FIA объявила о том, что никаких дополнительных спортивных санкций не последует. Феттель сохранил свою позицию на финише “Гран-при Азербайджана” и заработанные очки, избежав и дисквалификации на одну из последующих гонок – хотя большинство экспертов сходились во мнении, что повторное разбирательство было затеяно исключительно для того, чтобы в итоге выбрать один из двух этих вариантов наказания. Таким образом, FIA могла бы исправить ошибку собственных судей, которые побоялись показать Феттелю черный флаг непосредственно по ходу гонки за неспортивное поведение. Штраф “Stop&Go” ему выписали за “опасное вождение”, хотя намеренное столкновение – пусть и на скорости около 50 км/ч – вполне тянуло на более серьезное определение.


  Себастьян Феттель и Жан Тодт на церемонии награждения FIA в 2010 году.

 

Мотивировочная часть парижского решения FIA выглядела и вовсе сомнительно: фактически Феттеля простили в обмен на раскаяние. “Себастьян Феттель выразил свои искренние извинения FIA и всей автоспортивной семье, – гласил официальный документ федерации по итогам заседания. – FIA приняла во внимание его личные извинения, а также его стремление выразить их публично. Кроме того, FIA принимает во внимание стремление “Scuderia Ferrari” к поддержанию ценностей и задач FIA. В связи с таким развитием ситуации президент FIA Жан Тодт принял решение, что в данном случае правильнее всего будет закрыть обсуждение”.


> Себастьяну, как оказалось,
просто достаточно было извиниться,
чтобы избежать более серьезного наказания.


Фактически Себастьян признал, что столкновение с Хэмилтоном не стало следствием его ошибки – он действительно намеренно въехал в соперника после того, как неверно трактовал его действия. Но Себастьяну, как оказалось, просто достаточно было извиниться, чтобы избежать более серьезного наказания.

Текст с извинениями Феттель опубликовал на собственном сайте вечером третьего июля постфактум, уже после оглашения вердикта FIA. “Во время рестарта меня застали врасплох действия Льюиса, и я врезался в его машину, – написал Себастьян. – Оглядываясь назад, я понимаю, что у него не было плохих намерений. На эмоциях я погорячился и теперь хочу принести свои извинения Льюису лично, а также всем, кто смотрел эту гонку. Я понимаю, что подал неподобающий пример. У меня не было намерений подвергать Льюиса опасности, но осознаю, что создал аварийную ситуацию. За это я прошу прощения у FIA. Я принимаю и уважаю решение, принятое на встрече в Париже, так же, как и наказание, выписанное мне судьями в Баку”.


Осадочек остался

Одной из причин, почему в FIA не стали наказывать Феттеля, многие посчитали нежелание федерации раздувать скандал. В “Формуле 1” впервые за долгое время за титул борются представители двух разных команд, и организаторам чемпионата просто не хотелось придавать схватке негативный окрас. Это могло бы сказаться на имидже спорта, отодвинув на второй план сражение непосредственно на гоночных трассах.


  Многие обозреватели считают, что FIA не имела права давать Феттелю закончить гонку в Баку.

 

Не исключено, что разбирательство растянулось бы на несколько месяцев. Ведь, чтобы наказать Феттеля, FIA в соответствии с собственным регламентом потребовалось бы созвать так называемый Международный трибунал, решение которого Себастьян и его команда в любом случае имели право оспорить. Да и скандал в чемпионате мира наверняка привлек бы внимание непрофильных СМИ, которые, в свою очередь, освещали бы лишь сам процесс, а не происходящее в гонках. Возможно, в FIA решили, что подобная реклама “Формуле 1”, и так переживающей не лучшие времена, просто ни к чему.

Такая позиция, впрочем, вряд ли устроила Хэмилтона. Если Льюису для завоевания титула в конце сезона не хватит 12 очков, которые Феттель набрал в Азербайджане, у него и его болельщиков вполне может остаться неприятное послевкусие. Потому как еще по ходу гонки в Баку судьи имели полное право и по большому счету должны были Себастьяна дисквалифицировать. В конце концов, за неспортивное поведение атлетов в других видах спорта принято снимать с соревнований незамедлительно. За удар головой в грудь Марко Матерацци Зинедин Зидан тут же получил красную карточку в финале футбольного Кубка мира. Но “Ф 1” в очередной раз доказала, что спортом ее можно считать лишь с большой натяжкой.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: