Рубрики

У восходящей звезды “Формулы-1” проблемы

15:52 11-05-2018

Макс Ферстаппен вновь в центре внимания. Но если раньше все восхищались его умением обгонять и называли будущим чемпионом мира, то теперь винят в постоянных авариях и даже призывают дисквалифицировать хотя бы на одну гонку.

Этот безумный, безумный Макс

Макс Ферстаппен вновь в центре внимания. Но если раньше все восхищались его умением обгонять и называли будущим чемпионом мира, то теперь винят в постоянных авариях и даже призывают дисквалифицировать хотя бы на одну гонку.


Три столкновения с прямыми конкурентами, две аварии и еще два вылета с трассы, что привело к потери позиций и как следствие – очков, и все это за четыре гоночных уик-энда. Таков старт сезона в исполнении 20-летнего голландца Макса Ферстаппена, которого называют – правда, теперь уже не так часто – главной восходящей звездой “Формулы-1” и будущим чемпионом мира.

Свой четвертый сезон в серии Ферстаппен начал с разворота в ходе гонки в Австралии, в результате которого Макс упустил пару позиций. В Бахрейне он сначала разбил машину в ходе квалификации, а затем допустил необязательное столкновение с Льюисом Хэмилтоном в гонке – чрезмерно агрессивная атака закончилась контактом, проколом колеса, повреждением подвески и последующим сходом. В Китае Ферстаппен имел все шансы победить, но вновь полез в смелую атаку на Льюиса, вылетел с трассы и пропустил нескольких соперников вперед. Пытаясь затем отыграться, он врезался в Себастьяна Феттеля, лишив себя – а заодно и соперника – шансов хотя бы подняться на подиум. При этом Риккардо выиграл гонку.


> “То, как Ферстаппен пилотирует пока, ставит под сомнение его чемпионские амбиции” – Нико Росберг.


“Он один из самых талантливых пилотов, и у него большое будущее, – сказал чемпион мира 2016 года Нико Росберг после столкновения Ферстаппена с Феттелем в Китае, – Но то, как он пилотирует пока, ставит под сомнение его чемпионские амбиции из-за огромного количества ошибок. У него было пять ошибок за три гонки, и это пять больших ошибок. Это слишком. Ты выбиваешь лидера чемпионата, теряешь гонку сам, а твой напарник побеждает. Надеюсь, он извлечет правильные уроки”.

После этого инцидента даже собственный отец Макса, экс-пилот “Формулы-1” Йос Ферстаппен, в эфире голландского телевидения упрекнул гонщика в недальновидности и призвал “больше думать”.

Но и это, кажется, не подействовало. На следующем этапе в Баку Ферстаппен-младший спровоцировал аварию с собственным напарником по команде “Red Bull” Даниэлем Риккардо


Вечно невиновный

Столкновение с Риккардо примечательно и еще по одной причине. У напарника Ферстаппена по команде пока нет контракта на сезон 2019 года с коллективом, и в данный момент он изучает варианты продолжения карьеры. Теоретически уйти он может к одному из главных конкурентов “Red Bull Racing”. В составах “Mercedes” и “Ferrari” пока открыты вакансии на следующий сезон, потому как контракты Валттери Боттаса с первой и Кими Райкконена со второй истекают в конце этого года. В “Red Bull” хотели бы сохранить Риккардо, но у него самого есть повод считать, что в будущем ставку команда будет делать именно на Ферстаппена. Он моложе, и его возможная победа в чемпионате мира привлекательнее для “Red Bull” в маркетинговом плане.


> Пригласив Риккардо, “Ferrari” не только усилится сама, но и ослабит одного из прямых конкурентов.


Руководители команды не раз признавали, что одна из целей на ближайшие годы – выиграть титул с Максом, у которого есть шанс стать самым молодым в истории чемпионом “Формулы-1”. Контракт Ферстаппена продлили в прошлом году. Уже ясно, что он останется в коллективе еще на несколько лет. Косвенно это может служить подтверждением для Риккардо, что команда вряд ли будет работать на него – даже если по скорости он превосходит молодого коллегу. Гонка в Баку могла лишь убедить его в подобных мыслях. На протяжении всего Гран-при он был быстрее Ферстаппена, но команда так и не попросила Макса посторониться.

В итоге ситуация вышла из-под контроля. Макс несколько раз откровенно блокировал Даниэля, и в итоге пилоты столкнулись. Судьи не стали штрафовать ни одного из них, но в паддоке практически все убеждены, что виновником инцидента был именно Макс. Он дважды сменил траекторию перед машиной напарника, и в итоге тот просто врезался в него в зоне торможения. “Бедному Даниэлю просто некуда было деваться”, – резюмировал трехкратный чемпион мира Ники Лауда. Однако в самой “Red Bull” – по крайней мере публично – не стали винить Макса.


  Главу команды Кристиана Хорнера многие называют ответственным за столкновение
  пилотов “Red Bull Racing” в Баку, потому что он не вмешался в ход борьбы.

 

Это уже не первый раз, когда руководство “выгораживает” своего молодого пилота. После квалификации в Бахрейне, когда Макс разбил машину, сам он утверждал, что за его вылетом с трассы стоял сбой в работе мотора – тот якобы передал дополнительные 150 л.с. на заднюю ось на выходе из поворота, что привело к пробуксовке. Эту версию поддержала команда, однако поставщики двигателей из “Renault” позже заверили, что “неожиданная” прибавка в мощности случилась лишь потому, что Макс самостоятельно выжал падаль газа – иными словами, авария стала следствием его собственных действий. Нечто подобное было и в Мельбурне: Макс заявил, что его развернуло вследствие разрушения некоторых элементов днища, однако в итоге оказалось, что повреждения вызвала его собственная агрессивная атака одного из поребриков.

Многие считают, что инцидент в Баку обнажил управленческий кризис в “Red Bull”. Боссы команды настолько уверовали в способность Ферстаппена стать лидером коллектива, что, сделав на него ставку, рискуют упустить Риккардо, который, похоже, находится в лучшей форме. Но при этом Макс, спровоцировав аварию в Баку, лишил и его, и весь коллектив возможности набрать важные очки.


  В начале 2018 года “Red Bull Racing” не так часто борется с “Ferrari” и “Mercedes”,
  но обычно команда сильнее прогрессирует по ходу чемпионата.

 

В итоге после гонки в Азербайджане “Red Bull” идет на третьей строчке командного зачета с серьезным отставанием от “Ferrari” и “Mercedes”, при том, что по скорости уступает им совсем немного. Сам Ферстаппен занимает восьмое место в личном зачете, проигрывая не только Риккардо, но даже Фернандо Алонсо и Нико Хюлькенбергу, которые пилотируют значительно более медленные машины “McLaren” и “Renault”.


Дилемма для “Red Bull”

По слухам, Риккардо уже давно ведет переговоры с “Ferrari”, которая ищет замену стареющему Кими Райкконену. Контракт финского гонщика тоже истекает в конце 2018 года, и его результаты в гонках могут служить серьезным поводом для руководства “Скудерии”  продолжить поиск альтернативных вариантов.

Риккардо – практически идеальный кандидат для команды. Он быстр, стабилен, опытен, и у него итальянские корни, что понравится спонсорам коллектива. Плюс он уже достаточно возрастной пилот, а этот фактор, как утверждают источники в команде, также может стать дополнительным преимуществом: “Ferrari”, несмотря на запрет табачной рекламы в “Формуле-1”, по-прежнему сотрудничает с “Philip Morris”, и производители сигарет не слишком хотят видеть в составе “Скудерии” молодого пилота. Именно этот фактор способен помешать приглашению в коллектив молодого протеже “Ferrari” 19-летнего Шарля Леклера. Несмотря на то, что “Philip Morris” не использует напрямую пилотов “Ф1” в своей маркетинговой кампании, ассоциации с юными гонщиками для них нежелательны. Пригласив же Риккардо, “Ferrari” не только усилится сама, но и ослабит одного из прямых конкурентов – “Red Bull”.


  Даниэль Риккардо принес пока единственную победу “Red Bull”, однако его контракт
  истекает в конце года, и он вполне может уйти к конкурентам.

 

Несмотря на то, что сама “Red Bull” явно делает ставку на Ферстаппена в будущем, ей важно сохранить и Риккардо – хотя бы потому, что Макс продолжает ошибаться. Но, судя по всему, для самого Даниэля вариант продолжения карьеры в нынешней команде не является приоритетным. По неподтвержденной информации, он уже подписал предварительное соглашение с “Ferrari”, согласно которому не имеет права вести переговоры ни с одной из команд – даже с “Red Bull” – до середины лета.


  Гоночный консультант “Red Bull” Хельмут Марко – главный поклонник таланта
  Макса Ферстаппена.

 

Понимая, что в будущем ему не гарантирована поддержка – о чем и свидетельствуют последние события, Даниэль может просто решить, что в своей нынешней команде рискует оказаться лишним. Плюс “Red Bull” за все годы, что он выступает в ее составе, так и не предоставила ему машину, на которой он мог бы стабильно выигрывать гонки и бороться за титул. Многие считали, что в этом сезоне команда окончательно подтянется к “Ferrari” и “Mercedes”, но пусть отставание и сократилось, оно не исчезло совсем. Потенциально “Red Bull” еще может вмешаться в борьбу. В последние годы она быстрее прямых конкурентов дорабатывала машину, и если эта тенденция продолжится, к концу года у Риккардо может появиться шанс на титул. Однако по ходу первых гонок упущено уже немало очков – в том числе и потому, что команда не может контролировать Ферстаппена.


При чем тут Квят?

Кажется, единственный способ для “Red Bull” удержать Риккардо сейчас – любым доступным способом дать понять, что ему гарантированы равные с Ферстаппеном возможности в будущем, а также поддержка в том случае, если он окажется быстрее. Избавить его от ощущения фаворитизма в пользу напарника может и публичное признание ошибок Макса, ведь в настоящий момент его выступления не соответствуют статусу пилота топ-команды, не говоря уже о статусе восходящей звезды.


  После аварии Макса Ферстаппена с Себастьяном Феттелем в Китае даже Йос Ферстаппен
  (на заднем плане справа) раскритиковал собственного сына.

 

Ферстаппен стремительно ворвался в мир “Формулы-1” три года назад, став сначала самым молодым пилотом в ее истории, а затем и самым молодым победителем гонки. Но в начале этого года риторика вокруг него изменилась на прямо противоположную. Если раньше все восторгались его смелыми и рискованными обгонами, то теперь призывают даже дисквалифицировать на одну гонку. Многие эксперты упрекают в особом отношении к Максу не только “Red Bull”, но и FIA, которая недостаточно серьезно наказывает восходящую звезду.

Интересно, что всего два года назад Ферстаппен получил место в “Red Bull Racing” после того, как команда отказалась от услуг Даниила Квята. Россиянин неудачно начал сезон-2016, но при этом его “проступки” не идут ни в какое сравнение с тем, что сейчас сходит с рук Ферстаппену. Интересно, что Квята перевели из “Red Bull” в молодежную команду “Toro Rosso” всего через несколько недель после того, как он поднялся на подиум по итогам одной из гонок. Теперь же Ферстаппен, полностью заваливший начало чемпионата, не только не рискует быть уволенным, но и остается главной надеждой команды на будущее.


  Борьба напарников по “Red Bull Racing” в этом году приняла принципиальный характер.

 

Макс, безусловно, является одним из самых одаренных пилотов в данный момент, но пока он так и не смог на деле подтвердить обоснованность своих чемпионских амбиций. “Red Bull”, некогда выигрывавшая один чемпионат за другим, сделала на него ставку. Но сейчас, кажется, команда очень близка к тому, чтобы по-крупному проиграться…

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: