Рубрики

Что ждет главный гоночный чемпионат в ближайшем будущем

16:32 31-05-2018

Новые владельцы “Формулы-1” из “Liberty Media” поделились планами о том, как будут переделывать главный гоночный чемпионат планеты после периода застоя. Пока заявления новых боссов выглядят так, словно началась предвыборная политическая агитация.

Формула 2021

Новые владельцы “Формулы-1” из “Liberty Media” поделились планами о том, как будут переделывать главный гоночный чемпионат планеты после периода застоя. Пока заявления новых боссов выглядят так, словно началась предвыборная политическая агитация.


Свое видение пути развития чемпионата “Liberty Media” представила спустя год с небольшим после смены руководства серии. Берни Экклстоун, который управлял “Ф1” на протяжении почти четырех десятилетий, был списан на должность почетного президента, а его обязанности между собой поделили три новых менеджера, назначенные “Liberty”: Чейз Кэри, Шон Братчес и Росс Браун.

Последний выигрывал чемпионаты в составе “Benetton”, “Ferrari” и “Brawn GP”, став одним из самых успешных менеджеров в истории спорта. Теперь он фактически является ключевым персонажем в определении пути развития “Формулы-1”, поскольку именно он отвечает за спортивную составляющую. Она сама при этом в “Ф1” напрямую зависит от еще одного фактора – финансового. В годы правления Экклстоуна, особенно в последние десять лет, спорт был принесен в жертву бизнесу: “Формула-1” начала паразитировать на заработанной популярности, что привело к серьезному росту доходов, но в то же время и массовому оттоку аудитории, а затем – как следствие – и возникновению потенциальной угрозы самому существованию серии.


  Берни Экклстоун оставил после себя в “Формуле-1” весьма проблемное хозяйство.

 

В апреле “Liberty Media” выпустила заявление, в котором обозначила направления, в которых будет вестись работа в дальнейшем, но многие раскритиковали руководителей чемпионата за отсутствие конкретики. По сути новые боссы серии просто обозначили главные проблемы “Ф1” и заявили о необходимости их решения. К концу мая команды должны были получить больше подробностей, однако и после новой встречи ключевых игроков – как и следовало ожидать – нет уверенности в том, что “Liberty Media” удастся претворить свой план в жизнь.

В чем же он состоит, и какие препятствия есть на пути?


Потолок бюджетов – один для всех

Что не так? Бюджеты команд “Формулы-1” раздуты. Коллективы разрослись в середине 2000-х, когда в чемпионате выступало максимальное число заводских коллективов. Организаторы серии не смогли среагировать на стремительный рост расходов, и в попытке переиграть друг друга производители раздули штаты своих команд. В некоторых из них теперь работает по тысяче человек – немыслимые цифры ни для одного другого чемпионата на планете. При этом даже финансовый кризис хоть и привел к оттоку производителей из “Ф1”, все равно не слишком изменил положение вещей. В чемпионате остались обладающие практически безграничными финансовыми возможностями “Ferrari” и “Red Bull”, а позже к ним присоединилась “Mercedes” – и их бюджеты продолжают расти. Остальным же, чтобы хотя бы пытаться соперничать, приходится соответствовать. В итоге получилось так, что по сути ни одна из команд “Ф1” теперь не живет по средствам: часть из них содержат богатые любители гонок, часть – богатые инвесторы, часть – личные спонсоры пилотов.


> Предложение состоит в том, чтобы команды не могли тратить более 150 млн евро в год.


Каков план? “Liberty Media” предлагает весьма радикальный вариант решения проблемы – ограничить бюджеты команд посредством введения потолка расходов. Официально никто из руководителей серии не озвучивал сумму, однако есть более чем весомые основания полагать, что предложение состоит в том, чтобы команды не могли тратить в год более 150 млн евро. В эту сумму будут входить лишь операционные затраты самой гоночной команды, без расходов на маркетинг и зарплату пилотов. В настоящий момент далеко не все коллективы обладают даже таким бюджетом, но почти половина команд тратит за сезон больше. В этом списке “Red Bull”, “Mercedes”, “Ferrari”, а также “Renault” и “McLaren”. Бюджет каждой из первых трех составляет сейчас более полумиллиарда евро – и именно на них введение такого правила скажется больше всего. В теории это должно облегчить финансовое бремя и остальных команд – даже тех, которые не могут себе позволить тратить по 150 млн евро в год. Коллективы вроде “Force India” привыкли работать более эффективно, и если лидеры потеряют возможность тратить на развитие машины сотни миллионов, им тоже можно будет позволить себе чуть снизить бюджет.


  Жан Тодт (в центре слева) и Чейз Кэри (в центре справа) работают над новыми
  правилами “Ф1”, которые должны вступить в силу в 2021 году.

 

Получится ли? План прост, как все гениальное, но сама идея для “Ф1” не нова. Впервые о потолке расходов заговорили еще в 2009 году, как раз в тот момент, когда из чемпионата один за другим исчезали производители. Тогдашний президент FIA Макс Мосли настаивал, что команды должны тратить не более 45 млн евро в год, и даже пообещал, что такое правило действительно появится, но обещание в итоге не сдержал. Противников идеи полно и сейчас – прежде всего это лидирующие команды, которые рискуют потерять свое преимущество. Представители “Red Bull”, “Mercedes”, “Ferrari” через прессу указывают на возможные проблемы, которые повлечет за собой введение потолка расходов. Одна из них – необходимость уволить едва ли не три четверти сотрудников самых больших и успешных команд уже через три года. Возможно, “Liberty” придется чуть отступить от первоначального плана и с 2021 года установить потолок повыше, а затем снижать его год за годом. Но кажется, что в итоге – рано или поздно – командам точно запретят тратить столько, сколько им заблагорассудится.

Более справедливое распределение доходов

Что не так? Деньги – действительно главная проблема “Ф1” на данный момент. Доходы чемпионата несколько лет назад перевалили за 1 млрд евро в год, но денег командам по-прежнему не хватает. Все потому, что добрая половина денег доставалась многочисленным акционерам, а распределение оставшихся между коллективами осуществлялось – и все еще осуществляется – по весьма причудливой формуле, придуманной Экклстоуном. Берни гарантировал солидные платежи и без того богатым командам независимо от их выступлений в обмен на лояльность, а также выстроил систему призовых так, что выплаты лидерам и аутсайдерам отличались бы в десятки раз. Таким образом разрыв в “Ф1” между топ-командами и остальными серьезно вырос.


  Одна из главных задач Росса Брауна (справа) – постараться лишить ведущие команды
  преимущества, но и удержать их в “Формуле-1”.

 

Каков план? В “Liberty Media” отследили прямую зависимость. За последние пять лет доходы трех ведущих команд чемпионата росли по линейному графику. При этом за тот же период по такому же графику, только нисходящему, уменьшилось количество подиумов, завоеванных пилотами коллективов, которые не входили в тройку лучших в Кубке конструкторов. Если в 2012 году пилоты таких команд 19 раз поднимались на подиум, то в 2017-м лишь один раз. Теперь “Liberty” планирует заключить со всеми командами новые коммерческие соглашения, в которых призовые будут распределяться более “справедливым” способом. Это должно помочь середнякам и аутсайдерам подтянуться.


> Потеря фирменного звука “Формулы-1” больше всего не понравилась болельщикам.


Получится ли? Проблема все та же. Давление на владельцев чемпионата будут оказывать богатые и успешные команды. “Red Bull”, “Mercedes” и “Ferrari” не захотят лишаться своего преимущества, и это понятно. Что они могут сделать? Это тоже весьма предсказуемо. Главный их козырь – угроза покинуть “Ф1”. Особенно часто эту карту использует “Ferrari”, значение которой для чемпионата трудно переоценить. Многие сходятся во мнении, что переговоры по коммерческим контрактам с командами – главный тест для “Liberty Media” в плане политической силы. Если новые владельцы настоят-таки на своем, серия рискует потерять одну-две большие команды – и не факт, что быстро найдет им замену.


Новый технический регламент

Что не так? Нынешний оказался слишком сложным. Новые гибридные моторы появились в 2014 году, и их небезосновательно называют произведениями инженерного искусства. Оснащенные турбиной и несколькими гибридными системами 1,6-литровые V6 способны выдавать практически по 1000 л.с. и выдерживать при этом дистанцию семи-восьми этапов чемпионата. Но при этом силовые установки получились настолько сложными, что это привело к серьезным расхождениям в показателях. Сразу после вступления в силу новых правил двигатели “Mercedes-Benz” были едва ли не на сто сил мощнее других, а “Honda” на протяжении трех лет не могла решить проблемы с надежностью и до сих пор отстает от соперников по показателям мощности. Неудивительно, что это не способствовало появлению в чемпионате новых производителей: мало кому хочется потратить сотни миллионов евро на гоночную программу – и получить такую же антирекламу, как “Honda”. Плюс ко всему, силовые установки сами по себе стали очень дорогими, и частным коллективам приходится выкладывать десятки миллионов евро в год за три мотора на машину.


  Удастся ли “Ф1” сохранить аудиторию – будет зависеть от действий новых владельцев
  чемпионата в ближайшие годы.

 

Каков план? Нужно упростить конструкцию силовых установок. Сделать это не получится раньше 2020 года. Действующий регламент принимали с расчетом, что он останется неизменным до этого срока – иначе невозможно было бы оправдать инвестиции. Тем не менее уже даже в FIA признали, что с техническим регламентом “Ф1” переборщила. Новые моторы должны стать проще, дешевле, а заодно и громче – ведь потеря фирменного звука “Формулы-1” больше всего не понравилась болельщикам.


  Мауриццио Арривабене, Тото Вольф и Кристиан Хорнер, возглавляющие “Ferrari”,
  “Mercedes” и “Red Bull” соответственно, – главные противники серьезных перемен.

 

Получится ли? Скорее всего да, но вопрос в том, насколько удачный получится найти компромисс. Производители, представленные в “Ф1” сейчас, настаивают на том, чтобы конструкция двигателей менялась не очень сильно, поскольку в разработку текущих было вложено много средств. В итоге “Liberty” вновь перед выбором: настоять на своем, рискуя потерять одного-двух действующих поставщиков без гарантии, что кто-то быстро придет им на замену, или же обойтись без революций, но при этом “остаться при своих”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: