Рубрики

Подписная кампания

14:52 23-01-2020

К различного рода шерингам, лизингам, арендам и прочим альтернативным вариантам пользования автомобилем в России недавно добавился еще один способ – подписка. Насколько выгодны подобные сервисы и в чем подвохи пользования ими?

На мировом автомобильном рынке – новый бум, связанный с подпиской, новой формой использования машин частными лицами. Пользоваться ею активно предлагают автопроизводители: например, компания “Volvo” делает громкие заявления о том, что к 2025 г. до 50% всех своих выпускаемых машин она планирует реализовывать по этой схеме. Одновременно широкую сеть услуг по подписке на автомобили в разных странах имеют “General Motors”, “Porsche”, “Ford”, “Mercedes-Benz”, BMW, “Jaguar Land Rover”, “Nissan”, “Toyota”, “Hyundai”. В России официально сервисы по подписке запустили только две марки – “Volvo” и “Hyundai”. Впрочем, “Nissan”, “Škoda” и ряд других производителей не исключают, что в ближайшем времени также начнут реализовывать машины по подписке.


Шведское предложение

ПО СУТИ подписка – это нечто средние между арендой, лизингом и каршерингом. Принцип ее действия заключается в том, что за определенную регулярную плату клиент получает в пользование автомобиль, который по документам принадлежит производителю. В плату подписки, как и в каршеринге, включены все расходы на техническое обслуживание, страховку, оформление, налоги. Но, в отличие от аренды или каршеринга пользование автомобилем по подписке обычно предлагается на более длительный срок – скажем, на один год. Кроме того, в сравнении с лизингом или кредитом, здесь не нужно выплачивать первоначальный взнос.

Пионер новой услуги в России, представительство компании “Volvo”, летом этого года первым начало предлагать услугу “Volvo Car Drive” по подписке на модель “Volvo XC60 T5” в комплектации “Inscription” (двигатель мощностью 249 л.с., полный привод, автоматическая коробка передач). Подписка предоставляется сроком на один год по цене 59,5 тыс руб. в месяц, весь этот срок автомобилем можно пользоваться почти как своим, только формально он числится на балансе компании. В указанную месячную плату включено все, кроме мойки и бензина: это полная страховка (ОСАГО и каско), необходимый сервис и техническое обслуживание, сезонная замена колес и их хранение, оформление всех документов, налоги. Также в пакет нового сервиса включены услуга помощи на дорогах “Volvo Assistance” и услуга доставки – при желании, для технического обслуживания или для ремонта автомобиль заберут из удобного для клиента места и привезут обратно.

205070_The_new_Volvo_XC60.jpg

Однако, у этого предложения есть и ряд существенных ограничений. Для начала, по подписке нельзя использовать автомобиль в коммерческих целях – в качестве такси или для оказания других платных услугах третьим лицам. Ну, это еще ладно. Более существенное ограничение связано с географией использования: на взятой по подписке машине “Volvo” можно ездить только по территории Центрального или Северо-Западного федеральных округов. То есть на такой машине есть возможность, скажем, прокатиться из Москвы в Санкт-Петербург, но отправиться к родственникам в Ростов-на-Дону уже нельзя. Еще одно неудобство для любителей автомобильных путешествий связано с лимитом по пробегу. У сервиса “Volvo” по подписке ежегодный пробег не должен превышать 30 тыс км. В случае, если пробег будет больше, то с клиента будет запрошена внушительная доплата – 20 тыс руб. за каждый дополнительные 2,5 тыс км. Но, даже с учетом возможности доплатить, годовой пробег в пользовании автомобилем не должен превышать 35 тыс км.


Корейская кухня

ВСЛЕД за шведами услугу по подписке в России запустили корейцы: осенью в России стартовал сервис “Hyundai Mobility”, отличающийся уже более широким выбором автомобилей. Подписку можно оформить на четыре модели в топовых комплектациях – это “Creta”, “Tucson”, “Santa Fe” (пяти- и семиместная версии), а также восьмиместный минивэн “H-1”. Есть и большой выбор по времени пользования автомобилем. Самый длительный тариф “Freedom” рассчитан на срок от одного месяца до одного года. Для желающих пользоваться машиной более короткий срок есть тариф “Country”, когда автомобиль берется на срок от одного дня до одного месяца, что удобно, например, для людей, отправляющихся в отпуск или находящихся в командировке. И, наконец, самый короткий тариф на подписку – это “City”, когда автомобиль берется на срок до 24 часов. Такой вариант, по мнению представителей компании, будет удобен, например, для краткосрочных поездок по городу.

Hyundai Mobility_Open Innovations_2.jpg

Цены на корейскую подписку сейчас следующие: ежемесячная стоимость подписки “Freedom” на вместительный кроссовер “Santa Fe” составляет от 45,9 тыс руб., на “Tucson” – от 35,9 тыс руб., на “Creta” – от 29,9 тыс руб. и на “H-1” – от 49,9 тыс руб. На одни сутки по подписке “Freedom” автомобиль “Creta” можно взять за 3,6 тыс руб., “Tucson” – за 5 тыс руб., “Santa Fe” – за 6,8 тыс руб., “Н-1” – за 6,1 тыс руб. Ну, и на час по подписке “City” модель “Creta” предлагается за 650 руб., Tucson – за 700 руб., “Santa Fe” – за 800 руб. Так же, как и у “Volvo”, в стоимость подписки “Hyundai” включены регистрация автомобиля и транспортный налог, техническое обслуживание в официальной дилерской сети, помощь на дорогах. Есть у корейцев и ограничения по пробегу – это 30 тыс км. в год или 2,5 тыс км. в месяц. Что же касается географии поездок, то тут у “Hyundai” условия лучше: на автомобилях по подписке от этого автопроизводителя можно ездить по всей России, правда, выезжать за границу уже нельзя.

Hyundai Mobility_Open Innovations_1.jpg

Есть ли выгода?

НУ И ТЕПЕРЬ о главном: насколько выгодна подписка в российских условиях? Подсчеты показывают, что пользоваться автомобилями “Volvo” по подписке в финансовом отношении привлекательно. Новый “Volvo XC60” в комплектации “Inscription” сейчас стоит около 3,8 млн руб. Если приобретать такой автомобиль в кредит (например, по действующей сейчас льготной кредитной ставке в 2,9%), то нужно будет заплатить 1,9 млн руб. в качестве первоначального взноса, плюс ежемесячно выплачивать 162 тыс руб. (если брать кредит на год). Пользование же по подписке ежемесячно обойдется в упомянутые выше 59,5 тыс руб., или в 714 тыс руб. в год, то есть это 18% от первоначальной стоимости автомобиля. Специалисты указывают, что, если приобретать такую модель в собственность, то за первый год владения эта машина может потерять до 15 – 20% от цены: это уже будет составлять порядка 760 тыс руб. Плюсуем сюда расходы на страховки (каско и ОСАГО), налог, траты на ТО у официального дилера и на сменный комплект шин (в сумме это получается 178,6 тыс руб.) и в итоге получается 938,6 тыс руб. Таким образом, выгода от пользования машиной по подписке составит 224,6 тыс руб.

С подпиской на автомобили “Hyundai” ситуация несколько иная. Дело в том, что марка эта относится не к премиальному, а к массовому сегменту, и потеря цены за первый год владения здесь не такая значимая. По оценкам участников рынка, такие машины за год пользования могут потерять порядка 10% от исходной цены. К примеру, топовая модификация “Hyundai Santa Fe” с мотором мощностью 249 л.с. и восьмиступенчатым “автоматом” сейчас стоит 2,8 млн руб. За год машина потеряет в цене примерно 280 тыс руб. Стоимость же подписки на такую машину за год обойдется в 550,8 тыс руб. Даже если добавить все расходы за первый год владения таким автомобилем в личной собственности (это будет 168,6 тыс руб.), то расходы на подписку будут превышать стоимость владения на 102,2 тыс руб. То же самое с моделью “Creta”. Топ-версия (149 л.с., полный привод, шестиступенчатый “автомат”) сейчас стоит 1,4 млн руб. При потере цены за год в 10% и расходах на владение общей суммой в 233,2 тыс руб. подписка окажется дороже на 124,8 тыс руб. А в отношении микроавтобуса “H-1” (сейчас его розничная цена в “верхней” комплектации составляет 2,3 млн руб.) разница в пользовании подпиской составит еще более внушительные 225,4 тыс руб.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня подпиской выгодно пользоваться в отношении машин премиального сегмента (в нашем случае “Volvo”). Что же касается машин массовых марок (пока это лишь “Hyundai”), то финансовой выгоды пользоваться подпиской здесь пока нет, есть только очевидные организационные плюсы. По оценке Алексея Гуляева, операционного директора компании “Авилон”, на начальном этапе доля покупки по подписке может составить около 5% рынка, а дальше она может вырасти до 15-20%. А Алексей Ермилов, директор по маркетингу компании “АвтоСпецЦентр”, прогнозирует, что подписка будет особенно перспективна в российских регионах с высоким уровнем доходов населения: в Ямало-Ненецком, Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах, в городах-миллионниках – Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Перми, Краснодаре.


Алексей ГРАММАТЧИКОВ


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: