Рубрики

Уровень дна

14:57 07-02-2020

Автомобильные производители подвели итоги года, оценив результаты реализации своих моделей. Увы, декабрьский “взрыв” продаж в 2,3% не принес душевной радости игрокам рынка. В целом по 2019 году его объем упал все на те же 2,3%, составив в итоге 1 миллион 759,5 тысяч новых автомобилей. Но кто проиграл больше, а кто меньше?

В последние годы отечественный автомобильный рынок стагнировал и падал. Но любопытное обстоятельство: даже в самые страшные кризисные моменты люксовый и премиальный сегменты чувствовали себя хорошо и, словно бы игнорируя внешние факторы и смеясь над роком, росли и процветали. Эту загадку российского рынка так никто и не решил до сих пор. Разные высказывались версии, но убедительной так и не нашлось. Вероятно, автомобили определенного уровня служат для успешной прослойки общества средством спасения денег от обесценивания. Другими словами, это пусть и рисковый, но финансовый инструмент. Нельзя же до бесконечности вкладывать деньги в недвижимость. Как бы то ни было, а в прошедшем году мы снова увидели знакомый расклад: массовый сегмент упал на 3 процента, а премиальный вырос на 5,1 процент.


Долги наши тяжкие
НЫНЕШНЕЕ общее падение нашего рынка имеет массу причин, и в основном они внешние. Виновата, конечно, продолжающаяся мировая турбулентность. Экономика Европы стоит на месте, в Китае рост ВВП все меньше и меньше, в США фондовый рынок ходит по тонкому льду, и только ленивый не предрекает ему крах. Россия, как экспортно ориентированная страна, сильно зависит от общей температуры по мировой больнице. Решить проблему можно было бы стимулированием спроса. Однако возможности взбодрить потенциальных клиентов рублем уже находятся на пределе. Закредитованность населения слишком велика, и, похоже, единственный оставшийся способ — скостить людям банковские долги. Как это уже сделали, например, в Казахстане.
Разумеется, продажи автомобилей в России падают далеко не в равной степени. В игре всегда есть более успешные и менее удачливые. Среди аутсайдеров текущего периода — Honda, Ford, Chevrolet... Но здесь как раз все объяснимо. Honda не имеет своего производства в России и, значит, проигрывает ценовую конкуренцию. Ford вообще ушел с российского рынка, оставшись только в коммерческом сегменте. Chevrolet давно влачит жалкое существование, торгуя фактически лишь автомобилями “Niva”. Впрочем, недавно избавился и от этого актива, продав его “АвтоВАЗу”. Меньше просели Volkswagen, Mazda, Subaru, Toyota... На наш взгляд, Mazda и Subaru вытаскивает преданная аудитория. “Маздавод” и “субарист” — это на всю жизнь! Они не пересаживаются на другие автомобили, даже если им обещают золотые горы. Впрочем, и производители на должном уровне поддерживают оригинальность своих моделей, не скатываясь в откровенный ширпотреб. Это как раз и позволяет не сильно проседать в сложный период. Что касается Toyota, то здесь мы имеем дело с загадкой души российского автолюбителя. Сама компания довольно консервативная и, по многим меркам, неповоротливая. Любое решение проходит массу согласований на множестве уровней. Все это сказывается на внешнем виде и конструкции автомобилей. Это, к слову, признавал несколько лет назад сам Акио Тойода, глава могущественного японского концерна. Но и скучные, и
несколько устаревшие модели компании, которые никогда не отличались особыми драйверскими качествами, а стоили дороже конкурентов, тем не менее пользовались и пользуются у россиян высоким спросом. Скорее всего, здесь играет роль базовая потребность российских потребителей в надежности. А в надежности Toyota невозможно отказать. Не стоит забывать еще и то, что почти все пространство страны к востоку от Урала — это “территория Toyota”. Чужие там не ходят. Ну или не выживают.

Нет бренда без легенды
В ПРЕМИАЛЬНОМ сегменте в этом году сильно потеряли Jaguar и Land Rover, Infiniti, Cadillac... Что касается Infiniti и Cadillac, то эти бренды всегда были некими “суррогатами” премиума, а долго держаться на такой концепции нельзя. Они элементарно проигрывают немцам. Впрочем, немецкая тройка в нынешнем году показывала отнюдь не равномерный темп. BMW и Mercedes лихо пронеслись по календарному отрезку, показав рост в 16,6% и 11,3% соответственно. А вот Audi откровенно хромает. В чем тут загвоздка? Ответ, вероятно, лежит в социокультурной плоскости. Audi — тусклый бренд для большинства российских автолюбителей. За ним, в отличие от BMW и Mercedes, нет никакого мифологического бэкграунда. Про BMW и Mercedes в стране складывают анекдоты и песни, про снимают кино. И будучи даже отрицательными “героями”, автомобили этих брендов остаются харизматичными героями. Неудачи Land Rover и Jaguar представляются временными и относительными. Кажется, что сейчас выйдет новая серия “бондианы” — и дела у британцев снова попрут в гору! Так или иначе, но надежды на новый “Defender” очень большие. Кстати, по данным аналитического агентства “Автостат”, сегмент SUV третий год подряд становится крупнейшим на российском рынке! То есть у тех, кто соответствует ожиданиям аудитории, не так уж и плохо с продажей “джипов”. По объему этот сегмент почти догнал самый массовый сегмент “В”. В 2019 году было реализовано 727 тысяч новых кроссоверов и внедорожников. Может, нам приостановить строительство дорог? Если нам все равно.

Куда вывезет
КАКОВЫ прогнозы на будущее? Неутешительные. Если в мире не случится волшебного масштабного экономического подъема, то ждать хотя бы небольшой приливной волны в России будет, по меньшей мере, наивно. Обеспечить положительную динамику можно только искусственными методами. Лидером рынка, как и прежде, останется “АвтоВАЗ”, руководителям которого нужно отлить памятник из чистого золота Стиву Маттину: без британского дизайнера успехи бренда были бы мизерные. Кроме того, стоит, видимо, ждать радикального усиления китайских брендов Haval, GAC и Geely.
Многое будет зависеть от маркетинга продавцов и настроения покупателей. Последние все больше предпочитают не покупать автомобили вдолгую, а пользоваться ими по-быстрому. А это, как говорит один известный персонаж, совсем другая история.

0c8f07ca75893e1cbb07694f3a.jpg








Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: