За девять лет в автомобильном мире многое изменилось: далеко вперед шагнули технологии, ряд моделей успели сменить поколение, а то и два, ушли в небытие некогда знаменитые марки… Только флагманский “Rolls-Royce”, как незыблемый символ аристократичной роскоши, смотрел на всю эту суету свысока, не меняясь с момента своего дебюта в 2003 году. Но автомобиль не коньяк или коллекционное вино. С годами он не накапливает вкус, а только стареет. Поэтому, оставаясь вне моды, “Phantom” все же пристально следил за ее тенденциями. И готовил рывок вперед своей новой “SeriesII” – модели “Второй серии”, которая не только заметно прибавила в комфорте и техническом совершенстве, но и сделала шаг в сторону водительского удовольствия.
НАШЕ появление не осталось незамеченным. Благородно шелестя исполинскими 21-дюймовыми колесами, “Phantom” чинно вкатился на набережную балаклавской марины, заставив взглянуть на себя даже тех господ, что только что высокомерно разглядывали окрестности с борта своей трехпалубной яхты. Они явно признали в этом без малого шестиметровом седане флагманский “Rolls-Royce” – один из самых шикарных и дорогих автомобилей в мире.
Впрочем, внешне он мало изменился, хотя и утратил одну из главных своих отличительных черт – расположенные по бокам от монументальной решетки радиатора круглые фары, которые теперь трансформировались в прямоугольные узкие секции. “Дизайн этой модели можно сравнить с известным классическим произведением. Со временем может появляться множество различных интерпретаций, но основной мотив всегда остается узнаваемым”, – сказал Ян Кэмерон, директор по дизайну “Rolls-Royce”.
Оказывается, глобальных перемен в облике машины не хотели сами покупатели. А в том сегменте, где выступает “Phantom”, пожелания клиентов принято исполнять неукоснительно. Однако, несмотря на свой здоровый консерватизм, эти люди привыкли идти в ногу со временем и следовать современным технологиям, которых в “Rolls-Royce” как раз и не хватало. Поэтому именно в этом направлении в основном трудились разработчики.
Взять, к примеру, те самые фары, что раньше представляли собой обычный “ксенон”. Теперь оптика на “Phantom” полностью светодиодная. Причем она не только дает наиболее приятный для человеческого глаза мягкий свет, но и наделена интеллектом. Погода в Крыму стояла солнечная, поэтому я проверил новые фары в одном из длинных горных туннелей. Алгоритм их работы следующий: когда едешь медленнее 50 км/ч, световой поток растет вширь, охватывая обочины и помогая вовремя заметить на них пешеходов, велосипедистов и другие потенциально опасные объекты. Разогнался чуть быстрее – и пучок постепенно вытягивается вдаль, концентрируясь на дороге впереди. Плюс к тому, на виражах рефлекторы поворачиваются вслед за рулем (максимально на 15 градусов), помогая заглянуть за поворот.
<~1~>
В схожем духе прошла модернизация салона. Поначалу в нем не видишь ничего необычного: типичная для “Rolls-Royce” изысканная роскошь, несколько старомодная и потому особенно уютная. Разве что конфигурация кнопок немного изменилась. Но стоило мне привычным движением открыть пульт управления мультимедийной системой, упрятанный в недрах консоли, как деревянная панель на торпедо со встроенными аналоговыми часами перевернулась, обнажив увеличенный с 6,5 до 8,8 дюймов цветной графический дисплей. Платформой бортовой электроники для “Phantom Series II” поделилась материнская компания BMW, поэтому интерфейс практически полностью копирует баварский “iDrive” последнего поколения.
Впрочем, ничего плохого в таком заимствовании нет: управлять мультимедиа стало намного удобнее за счет вынесенных на отдельные клавиши прямого доступа наиболее важных пунктов меню (телефон, карта, настройки и др.), а функционал электроники оказался существенно расширен. Я только единожды за всю поездку достал из кармана смартфон и то только для того, чтобы включить канал Bluetooth. Далее все управление записной книгой и звонками взял на себя штатный контроллер. При желании можно было давать команды и голосом, но только на английском языке. А еще в арсенале “Phantom” появились точка беспроводного доступа в Интернет, слоты для подключения периферийных устройств, красочные трехмерные карты с отображением рельефа местности и даже заложенные в память экскурсионные туры.
Пять камер и восемь передач
КОГДА же мне пришлось маневрировать на гигантском “Phantom” по тесным улочкам Ялты, очень кстати пришлись камеры кругового обзора: они вмонтированы в передний бампер, крышку багажника, а также в боковые зеркала заднего вида. Картинка на дисплее, правда, получается очень искаженной, но, привыкнув к этому, можно протискиваться в такие узкие места, куда без подобного ассистента даже не рискнул бы сунуться. Причем особенно полезными оказались передние боковые камеры. Капот у “Phantom” очень длинный, поэтому при выезде на закрытый перекресток видимость прилегающей дороги открывается только тогда, когда машина уже наполовину на нее выехала. А так нажал кнопку – и еще до маневра, едва нос седана показался из-за угла, получаешь полную картину происходящего по обе стороны.
Само собой, большая часть новых мультимедийных функций доступна и задним пассажирам, которые управляют ими при помощи отдельного контроллера и встроенных в откидные деревянные столики мониторов. Но я переместился назад по другой причине. Впереди как раз начинался участок не слишком ровной дороги со стыками асфальта и мелкими, но частыми ямками, а именно на таком покрытии ранее проявлялся пожалуй основной недостаток “Phantom” – пневматическая подвеска не успевала гасить колебания увесистых колес, и по кузову расходились не слишком сильные, но ощутимые вибрации неподрессоренных масс.
Однако на “Series II” ходовая часть доработана. Инженеры изменили сайлент-блоки рычагов передней подвески, оптимизировали параметры задней многорычажки и усилили шумо-, виброизоляцию двойного пола. После этого неприятные колебания, правда, не ушли полностью, но их уровень стал заметно ниже. Уменьшились и продольные толчки. Так сказалась установка на “Phantom” передовой восьмиступенчатой автоматической коробки передач немецкой фирмы “ZF” вместо прежней шестиступки. Вкупе с обновленной главной передачей эта трансмиссия обладает более плотной нарезкой ступеней, поэтому помимо комфорта дает еще и ряд других бонусов. В их числе снижение среднего расхода топлива на 10% и возможность более четкого подбора оборотов мотора для текущих условий движения.
Удовольствие в пакете
ДВИГАТЕЛЬ, кстати, не изменился. Для “Phantom Series II” оставили 6,75-литровый V12 с непосредственным впрыском топлива, развивающий 460 л.с. “Rolls-Royce” решил повременить с переходом на наддувные агрегаты, так как они обладают нервным характером. А на этом атмосфернике кривая крутящего момента более плавная, причем большая часть из 720 Нм доступна в самом ходовом диапазоне от 1.000 до 3.000 об/мин. Именно в этом секторе “автомат” и старается держать обороты двигателя. Правда, тахометра у “Rolls-Royce” нет, его заменяет указатель запаса мощности, но о возросшем потенциале машины говорит тот факт, что даже при напористом разгоне стрелка прибора отклоняется всего до делений 30-40%. Причем примерно 2/3 хода педали газа на “Series II” заметно задемпфированы, поэтому даже при неаккуратном с ней обращении шампанское из бокалов не проливается. Тем самым машина как бы спрашивает водителя: ты точно хочешь быстрее? И если продолжить давить на акселератор, в самом конце его хода кик-даун наконец-то срабатывает (и тоже, кстати, очень плавно), а “Phantom” начинает с уверенностью локомотива споро набирать ход.
При этом представители марки на полном серьезе продолжают утверждать, что “Phantom” подходит не только для езды с наемным шофером, что он, мол, настоящий “driver’s car” в люксовом сегменте. Но если раньше это были только слова, то теперь они подкреплены делом. Так, мой автомобиль был оснащен опциональным пакетом “Dynamic”. В него входят возможность выбрать спортивный режим работы трансмиссии, руль с утолщенным ободом, более чувствительный привод тормозов и силовые распорки кузова, повышающие его жесткость. Правда с этим параметром у “Phantom” всегда было все в порядке, разработчики и раньше говорили, что его алюминиевая силовая структура сопротивляется скручиванию столь же хорошо, как монокок болида “Формулы 1”, да и новая баранка получилась отнюдь не бесспорной – для активной езды ее диаметр по-прежнему велик. К тому же обратное усилие на руле слишком мало и потому возникает диссонанс: увесистый седан проворно для своих размеров и массы заходит в поворот, уверенно стоит на дуге, но контролировать траекторию сложно из-за недостатка внятной связи с передними колесами.
Другое дело кабриолет “Drophead Coupe”. Он чуть тяжелее, но обладает укороченной колесной базой и перенастроенным рулевым механизмом. И на этой модели драйверский пакет действительно пришелся к месту, поскольку такая машина может и умеет ездить достаточно быстро, пусть и в ущерб комфорту пассажиров. Да, на втором ряду в этом “Phantom” тоже просторно, к тому же электроподогрев сидений появился, но “Rolls-Royce” так и не решился предложить для своего шикарного кабриолета какую-либо дополнительную защиту от ветра. В итоге уже на городских скоростях сзади становится холодно и неуютно, хотя вокруг лето и курортники ходят по улицам в пляжных костюмах. Однако моим спутникам уже не до прогулок: сберечь бы прическу и не заработать насморк.
В целом же “Phantom” действительно сделал себе неплохой задел на будущее. По плавности хода и удобству пассажиров, если речь идет о седане, этому “Rolls-Royce” теперь вновь на некоторое время не найдется соперников, а солидная прибавка в управляемости открыла модели новые горизонты. Ведь сериал по законам жанра не может прерваться на самом интересном месте. Значит, ждем продолжения.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон