Рубрики

Олег БАСИЛАШВИЛИ: «Машину нельзя не любить»

14:00 23-01-2014

Яркий, неподражаемый артист театра и кино. Можно сказать, классик. Серьезный и сдержанный во многих своих ролях, в жизни Олег Валерианович не прочь пошутить. И даже разыграть сотрудника ГИБДД.

Яркий, неподражаемый артист театра и кино. Можно сказать, классик. Серьезный и сдержанный во многих своих ролях, в жизни Олег Валерианович не прочь пошутить. И даже разыграть сотрудника ГИБДД.

"В театре нужно штрафовать, как на дороге"

Олег Басилашвили часто играет в спектаклях, актерский состав которых не меняется на протяжении десятилетий. А вот публика намного сильнее подвержена изменениям. По мнению актера, ее уровень падает год за годом.

– С ЧЕМ мне не хочется мириться, так это с уровнем публики. В массе своей она стала необразованной, и это очень чувствуется. Школа и Министерство образования, похоже, делают все, чтобы сократить гуманитарные дисциплины до минимума. Правила поведения в общественном месте уже не соблюдаются, и обращения перед спектаклем – не вести фотосъемку, отключить телефоны и тому подобные – не действуют. Это меня удручает. Конечно, можно было бы ввести в театре штрафы, как на дорогах: нарушил правила – плати! Но театр предполагает особое отношение. Культурное поведение в храме искусства должно быть нормой, и даже предупреждение, на мой взгляд, уже выглядит странно. Как если бы перед входом во дворец, где дает обед английская королева, повесили бы объявление для гостей: "В скатерть не сморкаться!" И входящие возмущались бы: "Ну это и так понятно!" А наши люди не понимают.

– Выходит, современная театральная публика окончательно разочаровала актеров вашего поколения?

– Приятно, что на спектаклях в зале сегодня полно молодежи. Еще 20-25 лет назад такого и в помине не было! Молодые люди с радостью воспринимают происходящее на сцене, не сбегают после антракта, вызывают актеров на бис, дарят цветы. Судя по всему, театр им интересен. Обывателя это может удивить, но при обилии развлечений молодые люди приходят в театр пережить эмоции, которых в повседневной жизни нет. Впрочем, для большинства зрителей театр все-таки стал аттракционом. Народ хочет отдыхать и раздражается, если нужно думать. Поэтому по коммерческим соображениям исчезают из репертуара пьесы, которые рассказывают не о способах предохранения и нижнем белье главного героя.

В фильме “Служебный роман” Басилашвили сыграл карьериста Самохвалова – он ездил
на “Волге”, но сам Олег Валерианович машину тогда водить еще не умел.

– Критики часто упрекают современное российское кино в отсутствии воспитательной функции – романтика в нем уступила место расчету, семейные ценности не в почете. Почему так изменился репертуар?

– Это затянувшаяся реакция на ложь советского кинематографа, в котором помимо шедевров была создана масса картин с приукрашенной действительностью. Но сейчас появляется много глубоких, интересных картин, которые наверняка понравились бы зрителю. Но он, к сожалению, их не видит. Российский кинопрокат не стремится показывать их, а зрителю скармливают американскую продукцию. Недавно мне посчастливилось увидеть чудесный российский фильм "Дикое поле", где одну из ролей блистательно сыграл Роман Мадянов. Правдивая картина о нынешних непростых временах и о том, что сделанное людям добро обязательно к тебе возвращается. Только кто с нашим прокатом ее увидит?

– Отношения актеров и режиссеров никогда не были простыми. А как они строятся в наше время?

– Режиссеры часто воспринимают артистов как инструмент, который, если изнашивается, выбрасывают за ненадобностью. Но тут ничего не поделаешь. Такую ситуацию можно сравнить с отношениями в браке: сначала люди влюбляются друг в друга, потом чувства постепенно охладевают, любовь заканчивается, и наступают будни. Человек замечает, что вокруг, оказывается, ходят и другие красивые мужчины и женщины, которые начинают интересовать его больше, чем собственный партнер. А в какой-то момент старого партнера "выбрасывают на свалку". В кино происходит то же самое: к тебе испытывают интерес, работают с тобой, а потом забывают, вроде тебя и нет... В той или иной степени с такой ситуацией сталкиваются все актеры. У меня с моими режиссерами тоже бывали периоды охлаждения, но, как и в браке, в творчестве люди остаются вместе, если понимают друг друга, мыслят в одном направлении. Мне повезло с Эльдаром Рязановым. Может быть, иногда я ему немного надоедал, но он всегда знал, что как профессионала я его хорошо понимаю. С талантливыми режиссерами всегда приятно работать. Они чувствуют актера, знают, что можно из него вытянуть, могут найти новые краски. Для актера это очень ценно. Недавно я снова снимался у Виктора Мережко, в мини-сериале "Хуторянин". Для меня это была очень интересная роль. Сыграл бывшего мэра города по кличке "Хозяин", который ушел от дел и организовал вокруг себя банду, запачканную в крови, и в нее вошло новое городское руководство. Мой персонаж – человек, привыкший держать в своих руках власть, но уже стареет и неожиданно начинает сдавать позиции, мечется, паникует, к тому же у него появляется конкурент. Этот персонаж чем-то напомнил мне Бориса Березовского.


Аварийная тема


В знаменитом фильме "Вокзал для двоих" присутствует тема аварии, из-за которой сыгранный Басилашвили герой попадает в тюрьму. В реальной жизни актер тоже не раз попадал в ДТП.


– Я ВСЮ жизнь мечтал иметь автомобиль, но долгое время не мог себе это позволить. Мне снились сны, как я сижу за рулем, поворачиваю направо-налево… Но мечты оставались мечтами. Посматривал с завистью на "эмочки" ("ГАЗ-М1") и "ЗИС 110", а позднее на "Жигули" и "Лады". Но актерам платили нищенские гонорары, купить машину со съемок картины было невозможно. Например, за "Вокзал для двоих" мы получили с Людмилой Гурченко по две тысячи рублей, а тогда самая дешевая машина стоила пять тысяч. Потом наступило время, которое почему-то многим не нравится. Я стал больше зарабатывать, и в начале 90-х смог купить "Жигули", "шестерку", на которой начал осваивать автомобильную науку. Конечно, в ней вечно что-то ломалось, текло, и я почти ежедневно ходил к работягам с "поллитрой" – ремонтировать машину. Однажды даже пришлось приваривать сиденья, которые отвалились. Когда мне все это надоело, я продал "Жигули" и купил маленькую "Škoda Felicia". По сравнению с прежней машиной она показалась мне роскошным самолетом. На ней я и влетел в свою первую аварию.

– Как?

– Во время гололеда меня занесло, а я по привычке затормозил, как на заднеприводных "Жигулях", забыв, что у моей "Шкоды" передний привод! Машина полетела в стоящий рядом дом, но скорость была небольшой, я быстро сообразил, в чем дело, нажал на педаль газа. Тогда машину отбросило в другую сторону – я чересчур перекрутил руль и едва не угодил в реку. Все происходило на набережной Фонтанки в Петербурге. Чудом автомобиль остановился в полуметре от воды, вернее, его остановил гранитный столб ограждения. Сейчас я понимаю, что мне повезло, Бог помиловал, и передо мной не оказалось ни одного пешехода... Поэтому для меня "Фелиция", что с латыни переводится как "удача", стала счастливой в прямом смысле слова – и сам целым остался, и никого не покалечил. Поскольку машина была застрахована, мне предложили два варианта: отремонтировать ее либо доплатить и купить новую. Я выбрал второй вариант и стал ездить на "Škoda Fabia".

В спектакле театра Антона Чехова “Ужин с дураком” Басилашвили
играет вместе с Хазановым.

– Больше ничего не путали?

– На этот раз уже нет. Новый автомобиль показался мне более удобным. Единственным недостатком был шумноватый и слабый двигатель объемом всего 1,4 литра. Поэтому вскоре я поменял ее на машину помощнее, взял "Škoda Octavia" на механике, а через несколько лет купил точно такую же, но уже с автоматом. На ней сейчас и езжу, и недавно опять попал в ДТП. Еще не успел привести автомобиль в порядок: машина на ходу, но немного помята и передний бампер треснул.

– То есть Олег Басилашвили не очень аккуратный водитель?

– Хотелось бы в очередной раз предостеречь автолюбителей – соблюдайте дистанцию! На Т-образном перекрестке я поехал по сигналу светофора вслед за резко рванувшим вперед "Лексусом", а он столь же резко затормозил. У меня даже мысли не было, что он остановится... В результате у него – ни царапины, а у меня – штраф и предстоящий ремонт. По логике он тоже виноват: неожиданно затормозил на перекрестке во время движения, но по правилам, выходит, что это я ошибся.

– Как складываются отношения с гаишниками?

– Обычно меня узнают, но я стараюсь не нарушать правил – не превышаю скорость, не позволяю себе обгонять пробку по обочине... Но промахи бывают. Иногда ориентируюсь по другим участникам движения. Двинулся за машиной, которая, оказывается, поехала на окончание желтого сигнала светофора, и сам проехал на красный. Конечно, меня остановили, но узнали и отпустили. А однажды я поймал лжеинспекторов на дороге.

– И как их вывели на чистую воду?

– Еду в одном переулке, где все годы был свободный проезд, и вдруг меня останавливает мордастый инспектор: "Вы под "кирпич" проехали!" Но вчера его там не было, и по правилам сотрудники ГИБДД должны стоять перед вновь установленным знаком, предупреждать водителей. Говорю об этом мордастому, а он утверждает, что уже поймал сегодня 15 машин на этом участке, показывает ряд автомобилей. Вижу, там его подельники разбираются с несколькими доверчивыми гражданами. Смекнув, что здесь что-то не так, я решил его разыграть. Говорю серьезным тоном: "Ребятки, я вам заплачу, только вы мне сейчас скажете свои фамилии и номера". Записал и выдал: "А теперь еду к своему другу – начальнику ГИБДД Санкт-Петербурга, выясню, почему в свой выходной день вы взяли форму, государственную машину, вешаете знак и ловите таких как я". Мордастые не на шутку перепугались. Тут же отвечают: "Не надо шеф, мы всегда можем договориться!" Я потребовал отпустить всех задержанных, а на следующий день еду – "кирпича" в этом переулке и в помине нет! К слову, друга-начальника у меня не было. Над лжеинспекторами я просто пошутил.


Автошкола на съемочной площадке


Актеру не раз приходилось играть водителей в различных эпизодах. Даже тогда, когда водить он абсолютно не умел.


– СНИМАЯСЬ в "Служебном романе", я ездил на "Волге", хотя водить машину еще не умел. Поэтому в картине были комбинированные съемки, где меня сажали в автомобиль и тащили его на канате. Либо мне доверяли сделать какой-нибудь легкий поворот. Вести себя с шиком за рулем для этой картины меня учил чемпион СССР по спидвею – мотогонкам на шипованных шинах по льду. В тот период он одновременно работал водителем в британском посольстве в Москве. Честно говоря, не умея водить, я натерепелся страха, особенно на съемках кинофильма "Раба любви" у Никиты Михалкова.

“За “Вокзал для двоих” мы получили с Людмилой Гурченко по две тысячи рублей,
а самая дешевая машина тогда стоила пять тысяч”.

– Там тоже таскали машину на веревке?

– Я ездил на "Форде" дореволюционного выпуска, который взяли напрокат у одного коллекционера из Риги. Старинная машина с клаксоном, открытым верхом. Сначала автомобиль ставили на платформу и везли, а я крутил руль и делал вид, что сам управляю. В кадре была полная иллюзия того, что это я такой лихой водитель. Но потом мне пришлось совершить трюк самому. По сюжету необходимо было врезаться на машине в палатку. Никита Михалков посоветовал: "Нажми на газ и отпусти, а машина сама поедет и затормозит о препятствие". Так я и сделал, но от ужаса себя не помнил. Эта история имела продолжение. После съемок ко мне подходит владелец автомобиля: "Слышал, собираетесь на съемки в Германию? Не купите мне в Западном Берлине значок "Форда" в их фирменном магазине?" Оказалось, этот человек коллекционирует не только машины, но и автомобильные значки.

– Выполнили просьбу?

– Да, когда попал на Курфюрстендамм, нашел там автосалон "Форда". Вхожу в него, изображая солидного клиента. А денег у меня почти не было – в то время суточные нам выдавали смешные, по три доллара. Ко мне бросились продавцы, а я решил сыграть роль покупателя. Осматриваю одну машину, прицениваюсь к другой, затем к третьей. Наконец, наигравшись, все же выдал менеджеру свою тайну – я из России, собираю автомобильные значки… Он презрительно на меня посмотрел, вытащил из ящика стола полную горсть значков, бросил их передо мной на прилавок, а сам ушел. Таким образом, я осчастливил рижского коллекционера и огорчил немецкого продавца. Аналогичный случай произошел уже в России в середине 90-х, когда в магазинах уже появились товары. Я оказался в Москве. У меня было прекрасное настроение, свободный день, захотелось прогуляться по городу. Иду по улице Горького, ныне Тверской, вижу салон "Мерседеса". Заглянул в него. Меня спрашивают, что, мол, желаете? И тут я решил сыграть. Ответил, что желаю приобрести "Мерседес". Мне начинают одну за другой показывать машины. Сажусь в них, кручу руль, а потом замечаю, что мне нужен кожаный салон. Демонстрируют и его. В общем, вдоволь намечтавшись, прощаюсь и заявляю, что нужно подумать, а потом вернусь к ним за автомобилем. Вышел из салона и отправился в кафе – тогда их еще было мало. Сделал заказ, пью кофе и размышляю, что день прошел удачно – и прогулка, и развлечение. А когда пришло время расплачиваться, обнаруживаю, что сумку с деньгами, и в том числе с приличным гонораром за фильм, я оставил в автосалоне! Бросился со всех ног туда. Ворвался в салон, а там все решили, что я уже сделал выбор и прибежал покупать машину! Объяснил все продавцу… К счастью, моя сумка все еще лежала на сиденье одного из "Мерседесов".

– Как бы расшифровали словосочетание "любовь к автомобилю"?

– На мой взгляд, машину нельзя не любить – она же доставляет удовольствие! Это практически живое существо! Прежде всего, думаю, автомобиль надо уважать. Мое уважение к собственной машине помимо всего прочего заключается в том, что во время движения я в ней никогда не курю, иначе она насквозь пропитается табачным дымом. Обязательно останавливаюсь, открываю окно и включаю кондиционер, чтобы весь дым выдувало наружу.


Последние авто новости и результаты тест-драйвов Skoda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: