Рубрики

Опасность можно предвидеть

17:01 30-01-2012

Компьютерными тренажерами в автомобильном мире сегодня никого не удивишь. Их активно используют автопроизводители при разработке новых моделей и систем, гонщики для изучения трасс и тренировок… С их помощью можно моделировать различные опасные ситуации и значительно повысить свои водительские навыки. Такой тренажер, в частности, стали использовать в ФСО для обучения водителей машин оперативных служб.

А обучаться этому лучше на компьютерном тренажере


Компьютерными тренажерами в автомобильном мире сегодня никого не удивишь. Их активно используют автопроизводители при разработке новых моделей и систем, гонщики для изучения трасс и тренировок... С их помощью можно моделировать различные опасные ситуации и значительно повысить свои водительские навыки. Такой тренажер, в частности, стали использовать в ФСО для обучения водителей машин оперативных служб.


– ОСНОВНАЯ задача компьютерного тренажера – научить водителя тактике езды, просчитывать ситуации на несколько ходов вперед, думать не только за себя, но и за других, – говорит инструктор автомотоклуба ФСО. – Конечно, можно имитировать кое-что на полигоне. Однако реальную дорожную обстановку там не создашь. А в виртуальной реальности это проще простого.

Здесь установлено несколько тренажеров, объединенных в общий комплекс, позволяющий отрабатывать езду в колонне, сопровождение и другие сложные маневры. Но это, так скажем, удел профессионалов. А мы, несколько журналистов, выступаем в роли новичков, которым предстоит, окунувшись в виртуальную дорожную обстановку, понять, какие опасности таит в себе движение в современном мегаполисе. Правда, транспорт для этого был выбран не совсем обычный: учебный маршрут мне предстояло пройти на служебной машине инспектора ДПС.

Начинается все так, будто садишься в реальный автомобиль: на полу закреплено настоящее кресло с ремнем безопасности, передняя панель со всеми приборами, педалями, рычагами коробки и стояночного тормоза… Только на месте правого сиденья моргают огоньками системные блоки компьютера, а перед глазами несколько крупных мониторов, обеспечивающих обзор на 180 градусов.

Поворотом ключа в замке “запускаю двигатель”, стрелка тахометра сдвинулась с места, а в наушниках появился звук работающего мотора. Включаю первую передачу, отпускаю сцепление и... двигатель чуть не глохнет. Оказывается, тренажер оснащен и “ручным тормозом”, который я забыл снять...

– Да, у нас играют роль даже такие нюансы. А еще бензин может закончиться, так что смотрите на указатель запаса топлива, – советует инструктор.

Для начала оператор за центральным компьютером включил простую программу. Машин и пешеходов на виртуальных улицах пока немного. Еду, привыкаю к слишком легкому (как на обычных компьютерных симуляторах) рулю, а заодно к не слишком приятным ощущениям. Дело в том, что этот тренажер лишен так называемой динамической плиты, воспроизводящей ускорения. Поэтому вестибулярный аппарат дает сбой: глаза видят, что пейзаж за окном движется, а тело никаких привычных перегрузок не чувствует. Автомобиль можно ударить об столб, перевернуть кверху днищем, но все это видно только на экране. Так что к легкому головокружению придется притерпеться.

Освоившись, приступаю к выполнению предложенных компьютером заданий: налево, направо, разворот… Тем временем движение становится плотнее, пока совсем не замирает в глухой пробке. Это уже больше похоже на повседневную столичную реальность.

Вдруг слышу команду: “Объехать препятствие по встречной полосе”. Конечно, я же полицейский! Задание надо выполнить вовремя, несмотря на заторы. Сначала включаю сирену, маячки, все как положено. Персонажи на экране реагируют: встречные остановились, уступая дорогу, пешеходы повременили с переходом улицы. Вроде путь свободен, еду вдоль потока. И вдруг из-за стоящего автобуса выбегает человек. Жму на тормоз, визг шин в наушниках...

– Вот вам конкретный пример, – комментирует ситуацию инструктор. – Абстрагируемся сейчас от того, что вы едете на патрульной машине, и представим, что вы просто объезжаете стоящие в ожидании поворота машины. Несмотря на то что путь свободен, слишком быстро двигаться нельзя: видимость ограничена, препятствие может появиться неожиданно. Именно закрытый обзор в городе чаще всего становится причиной аварий.

Все как в жизни: резкий поворот руля и торможение в повороте приводят к тому,
что автомобиль делает “уши”. Только вестибулярный аппарат дает сбой, ведь картинка
на экране переворачивается, а кресло остается неподвижным.

За время урока подобных случаев набралось немало: пешеходы, машины, пытающиеся проскочить прямо перед носом... Но оператор повторяет ситуации раз за разом, пока не начинаешь разгадывать намерения окружающих за доли секунды.

Конечно, настоящей водительской практики это занятие не заменит, но польза от него безусловно есть. Попадаешь на реальную улицу, и уже интуитивно понимаешь: вот тот седан сейчас повернет налево, та бабушка собирается не глядя перейти дорогу, а водитель припаркованной машины явно намерен без всяких сигналов тронуться от тротуара…

Принцип такой: предупрежден – значит, вооружен. А чтобы предвидеть будущее, хотя бы такое близкое, необходим опыт. Накат, как говорят профессионалы. И гораздо безопаснее получать его на тренажере, чем учиться на своих же ошибках на реальных улицах.

Поделиться: