Рубрики

Оптимальный вариант

13:07 04-02-2021

Андрей Акифьев, Управляющий директор Nissan RBU East об электрокарах, новом Pathfinder и старом «ниссане» от немецкого дедушки.

Самый актуальный и «больной» вопрос: как пандемия сказалась на деятельности компании? И что делается компанией, дабы минимизировать последствия напасти?

Еще до начала пандемии и введения локдауна на территории РФ компанией было принято решение о переводе завода Nissan в Санкт-Петербурге в односменный режим работы. Это решение никак не было связано с новой коронавирусной инфекцией, и базировалось исключительно на рыночной ситуации. Как только ограничения локдауна были сняты, завод Nissan оперативно восстановил свою работоспособность.

В определенный момент мы, конечно, столкнулись со сбоем поставок компонентов из-за рубежа. Но эта проблема была решена благодаря достаточным складским запасам, а также организации авиационной доставки компонентов на производство.

Московский офис Nissan, который отвечает за продажи, вернулся к рабочему графику в середине мая. Большая часть сотрудников, порядка 80 процентов работали на «удаленке». Присутствовать в офисе необходимо было в основном руководящему составу и сотрудникам, обязанности которых невозможно выполнить из дома.

При этом компания справляется со своими задачами и выполняет все поставленные перед ней планы. В сравнении с другими европейскими офисами, дела у российского подразделения идут даже несколько лучше. Правда, в России не вводился повторный локдаун, в режиме которого сейчас работают многие европейские страны.

Поклонники Nissan, как и других брендов, из-за первой волны   столкнулись с дефицитом автомобилей. Как долго продлится такая ситуация?

Как раз в период выхода страны из карантинного режима у Nissan в России не было дефицита. Благодаря запасу автомобилей на складах у дилеров и быстрому восстановлению производства в Санкт-Петербурге мы чувствовали себя вполне комфортно. Когда рынок ожил после карантина, мы существенно уменьшили склады, но отгрузки дилерам не прекращались.

Реальную нехватку машин мы испытали в ноябре-декабре минувшего года. Дефицит сохраняется и по сей день - очевидно, что сейчас компания могла бы продать несколько больше. Можно предположить, что при текущем положении дел на рынке небольшой дефицит будет сохраняться.

Покончить с ним быстро мы не можем, так как есть производственный план, который невозможно изменить мгновенно. Кроме того, многие дилеры привыкли работать с избыточными складами. Потому в ситуации, когда количество поставляемых автомобилей ограничено, возникает дополнительное ощущение дефицита. Вместе с тем, если потребуется, у Nissan достаточно способов, чтобы реагировать на увеличение спроса.

Весной компания объявила о намерении реструктурировать бизнес в России. Когда будут видны первые изменения?

В мае компания Nissan обнародовала план трансформации компании под названием «Nissan Next». В части России план включал в себя следующие изменения: уход с рынка автомобилей под брендом Datsun, фокус на кроссоверах Nissan, а также расширение модельной линейки Nissan в течение двух-трех лет.

Производство автомобилей Datsun в России уже прекращено, в то время как обновление линейки только начинается. Мы, как правило, не говорим о будущих новинках, но сейчас я могу позволить себе приоткрыть завесу тайны. Nissan уже анонсировал приход на рынок РФ электрического кроссовера Ariya, уникального и технологичного продукта.

Помимо этого, нас ждут новые поколения тех моделей Nissan, которые сейчас продаются в России. К тому же, мы сейчас готовы объявить о возвращении в Россию модели Pathfinder. В начале февраля состоялась глобальная презентация нового поколения модели, и уже к концу текущего календарного года новый Pathfinder доберется до России.

Ходит слух, что новый Qashqai появится уже этим летом?

Европейская премьера Qashqai следующего поколения должна состояться к лету 21 года. Сроки постановки модели на конвейер в Санкт-Петербурге и начала продаж в России, сейчас определяются.

Некоторое время назад Nissan в России отказался от реализации любых иных моделей, нежели кроссоверы. Оправдало ли себя такое решение?

Финансово такой подход оказался абсолютно оправданным. Оптимизация модельного ряда – это объективная необходимость. В Nissan считают, что для достижения требуемых финансовых показателей нужно сфокусироваться на определенных моделях в определенных сегментах, поскольку в нынешней ситуации на рынке трудно эффективно и с прибылью работать с широким модельным рядом.

Nissan принял решение фокусироваться на кроссоверах и электрокарах. Когда мы говорим о предстоящем расширении линейки, это совсем не значит, что в ней будет 10-15 моделей. Количество определяется с позиции разумной достаточности. В целом надо понимать, что производители сегодня идут на сокращение издержек и унификацию платформ. Выпустить автомобиль в наши дни стоит гораздо дороже, чем раньше. Так что процесс унификации и оптимизации совершенно обоснован.   

Ощутимо ли отсутствие в актуальном модельном ряду Patrol или сопоставимого по размерам и статусу внедорожника?

В наши непростые времена ключевое слово для вывода любого автомобиля, будь то спорткар, седан или хэтчбек, на рынок – это целесообразность. Такие модели, как Patrol или GTR, выполняли для бренда больше имиджевую задачу, нежели обеспечивали объем продаж.

Для России уход этих моделей, безусловно, ощутим, так как эти модели во многом олицетворяли бренд в нашей стране. Надеемся, что Pathfinder сможет в некотором смысле восполнить случившуюся утрату поклонникам бренда. Это достаточно большой внедорожник с брутальным дизайном, который так полюбился россиянам.

В теории при увеличении спроса, стабилизации валютных курсов, восходящего тренда рынка и возможности организации эффективных продаж мы не исключаем возможности их возвращения.

В базу Роспатента внесены изображения кроссовера Magnite. А на отечественных сайтах замелькали новости о его успехе в Индии и почему-то с указанием ценников 555 тысяч в рублях. Это свидетельство скорых продаж Magnite и у нас?

Мы не планируем поставлять этот автомобиль в Россию. Но даже если такое решение и будет принято, он точно не будет стоить 555 тысяч. А регистрация в Роспатенте – это стандартное действие, призванное защитить право интеллектуальной собственности.

Компания объявила о планах поставлять на российский рынок электрокар Ariya? Почему не Leaf? Когда ждать Ariya в России? И не станет ли обременительной вся эта затея с электрокарами?

В свое время мы были готовы начать продажи Leaf в России. Модель была даже сертифицирована и омологирована для нашей страны. Но спрос на Leaf в Европе и Америке, которые оставались приоритетными рынками для этой модели, не позволял нам претендовать на то количество автомобилей, которые мы хотели бы продавать. Есть и другой фактор – дороговизна модели.

Выясняя ожидания потребителей, мы увидели, что в России не найдется достаточного количества мотивированных людей, готовых купить достаточно недешевый электрический седан класса «C». Поэтому Leaf не дошел до частных покупателей в России. Тем не менее, мы договорились с Яндекс об использовании партии автомобилей в каршеринге. Это стало своего рода пробой пера.

Благодаря этой сделке мы получили возможность оценить, как автомобиль ведет себя в российских условиях. С Ariya все должно быть по-другому. В первую очередь, потому что Ariya - это кроссовер, у которого может варьироваться тип батареи, а стало быть, и пробег, и комплектации, а как следствие - цена и аудитория. У нас есть понимание того, как продвигать автомобиль и в больших городах, и в регионах. «Горизонт» поставки модели в Россию – 1.5-2 года. Возможно, и раньше. Мы как раз сейчас согласовываем региональные планы.

Инфраструктура готова?

Той инфраструктуры, что уже есть в Москве и Питере, уже сейчас вполне достаточно применительно к текущему парку. Но количество пунктов быстрых зарядок неизбежно вырастет с распространением электрокаров в целом. И Nissan, и других брендов. 

Кроме того, когда запас хода у электрокара составляет от 400 до 600 км на одной зарядке, требования по инфраструктуре в городе снижаются. Важнее, есть ли «точки зарядки» в домах и офисах. Лично я езжу на Leaf в течение последних трех лет. И мне вполне хватает зарядок в гараже дома и в офисе.

Только за 9 месяцев прошлого года россияне, по статистике, потратили больше 2 триллионов рублей на подержанные автомобили.  Вы готовы удовлетворить спрос на «вторичку» Nissan?

Хотя спрос определяет предложение, в данном случае есть естественные ограничения по количеству подержанных автомобилей на рынке. Наша главная задача, скорее, в том, чтобы направить поток продаж б/у Автомобилей Nissan через сеть наших официальных дилеров, тем самым поддержав наших партнеров. Нам интересно, чтобы люди чаще посещали салоны. При этом на сегодняшний день доля Nissan с пробегом, проданных через сеть официальных дилеров, составляет около 10-12%. И мы стремимся увеличить эту цифру.

В списке предлагаемых в России автомобилей по программе Nissan Intelligent Choice можно встретить и такие модели, как AD или Wingroad. Могут ли там появиться и другие автомобили, которые не поставлялись в страну официально и будут, к примеру, завозиться из Европы?

В теории ничего невозможного нет. Но прежде нам придется определить риски, цели и перспективы таких поставок. В настоящее время мы не работаем с этими моделями. Сегодня в программе Nissan Intelligent Choice представлены только проданные в России модели и не старше 5 лет с хорошей сервисной историей. Предоставляя гарантию на автомобили с пробегом, мы знаем, как и где они обслуживались, и, как следствие, готовы отвечать за качество.

Однако, если поставки будут идти официально, история тоже будет прозрачной. А машина от «аккуратного немецкого дедушки» много лет считалась хорошим товаром…

Не уверен, что в нынешних реалиях сказка об «аккуратном дедушке» способна серьезно повлиять на выбор российского автолюбителя. Статистика красноречива сама по себе. И если те же 10-12% готовы купить автомобиль с известной историей, гарантией и продленным обслуживанием, то у остальных 88-90% автомобилистов иные представления о покупке транспортного средства.

Как вы оцениваете перспективы продаж автомобилей в онлайн-формате?

У нас нет задачи любой ценой заменить «онлайн-продажами» существующий процесс покупки автомобиля. Мы планомерно создаем различные сетевые инструменты, с помощью которых покупатель сможет найти, выбрать, приобрести, обслужить и застраховать автомобиль и даже получить одобрение кредита «онлайн». Часть сервисов и услуг доступна уже сейчас и их дальнейшее развитие идет в том числе и на дилерских платформах.

Основная цель сделать процесс покупки и получение других сервисов максимально удобным.  Дилеры – наши партнеры, и общение с клиентом изначально их прерогатива. Мы стараемся сделать это общение максимально комфортным для обеих сторон. Тем не менее, с развитием новых сервисов, если клиенту будет удобно выбрать и приобрести автомобиль на нашей онлайн-платформе, мы будем рады реализовать такую возможность.

Новости Nissan читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: